Описание разделов:
Всего два раздела.
«Велика Красота Русская» | «О героизме русского народа» |
![]() |
![]() |
Описание выставки
Выставка разработана Международным Центром Рерихов (г. Москва).
Выставка может быть представлена как в составе Международного выставочного проекта «Вселенная Мастера», так и отдельно.
№ | Наименование и размер репродукции в коллекции выставки | Эскизы картин | Описание |
1. | Н.К. Рерих. Пасхальная ночь.
1934 |
![]() |
|
12. | Н
.К. Рерих. Пантелеймон Целитель.
1931 |
![]() |
|
13. | Н.К. Рерих. Сергиева Пустынь.
1936. (ЗИМА) |
![]() |
|
14. | Н.К. Рерих. Земля Славянская. 1943 (?) | ![]() |
|
15. | Н.К. Рерих. Борис и Глеб.
1942
|
![]() |
Великие князья Борис и Глеб — сыновья великого князя Владимира, при котором Русь приняла христианство. Борис и Глеб, следуя христианским заповедям, не пошли против своего старшего брата, предотвратили его убийство, укрепив тем самым принципы православия, пришедшего на смену язычеству с его жестокими и дикими обычаями. За многие добрые дела Борис и Глеб, убитые в 1015 году, – первые князья, канонизированные русской и константинопольской церквями. Галина Кречина // Николай Рерих. В поисках Шамбалы. Каталог выставки в Малаге. 2019. С. 131. Картина создана в поздний период жизни художника, когда он жил в селении Наггара, расположенном в долине Кулу в Индии. В это время в дневниках Н.Рерих рассуждает о необходимости «воздать должное деятелям земли Русской», чтобы слава русская звучала по всем краям мира. Создавая свои работы, художник обращается к яичной темпере, воздушность и звучность которой, по словам самого художника, давали свободу технике и наиболее точно отвечали его представлениям о красоте русской истории. Народные религиозные верования связывали с личностями Бориса и Глеба представления о подвижниках – защитниках, воинах, творящих добрые дела. Народ наделил своих героев лучшими человеческими качествами, воплотив в них свои духовные идеалы. В картине Рерих через аллегорию обращается к людям с идеями любви и добра, с призывами к миру. Произведения, созданные в это время, звучали особенно убедительно, ведь Россия вступала в новую справедливую войну за независимость своего Отечества. Опираясь на фольклорную традицию, мастер представил на своих красочных и насыщенных по колориту полотнах одухотворенные, полные внутренней силы образы Бориса и Глеба. Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) – русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича от брака с византийской царевной Анной из Македонской династии. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. https://gallery.facets.ru/show.php?id=46 |
16. | Н.К. Рерих. Добрые травы. Василиса Премудрая.
1941. |
![]() |
«Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Неудивительно ли, что русский народ создал эту светлую, эту возвышенную концепцию. Человек подвига берет на себя тяжкую ношу и несет ее добровольно. В этой готовности нет и тени эгоизма, есть только любовь к своему ближнему, ради которого герой сражается на всех тернистых путях… Ласковость, дружелюбие, помощь угнетенному – вот характерные черты героя. Подвиг можно обнаружить не только у вождей нации. Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру. «Подвиг» означает движение, проворство, терпение и знание, знание, знание» (Рерих Н.К. Подвиг // Рерих Н.К. Зажигайте сердца! С. 137-138.) |
17. | Н.К. Рерих. Дочь викинга. (Ункрада)(За морями земли великие).
1918. |
![]() |
|
18. | Н.К. Рерих. Звенигород.
1933 |
![]() |
|
19. | Н.К. Рерих. И мы открываем врата.
1922 |
![]() |
|
20. | Н.К. Рерих. Наши предки.
1919.
|
![]() |
о
о
о
№ | Наименование | Эскизы | Описание | |||
228 | Н.К.Рерих. Весть Тирону.
1940. |
![]() |
Весть Тирону. 1940 Холст, темпера. 76.5 х 122 см.Где находится: Государственный музей искусства народов Востока. Россия. МоскваИсточник: Сайты ГМИНВ, roerich-heritage.ru и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/ Примечание: Инв. № 9381 II, 43951 КП. Вариант картины «Федор Тирон» (1917) |
И Рерих пишет «Весть Тирону». Почему-то именно тогда он вспомнил Федора Тирона, одного из первых христиан, жившего во времена римского императора Диоклетиана, известного своими гонениями на христиан. Вместе со своими единомышленниками Тирон был схвачен и замучен римскими легионерами. Говорят, кто-то предостерегал Тирона о грозящей беде, но тот не поверил предупреждению. В Монголии поход объявляется посылкой стрелы князю-нойону. Стрела, прилетевшая к Федору Тирону, шла с Востока. Н. Рерих. Алтай – Гималаи III, Пир-Панджал (1925) (Источник: «И мы видим» Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ — г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил., https://gallery.facets.ru/show.php?id=87) |
https://gallery.facets.ru/show.php?id=87
страница для QR https://xn—-7sbbtpj7albq2b.xn--p1ai/aktualnost-pakta-reriha/mvp-vselennaya-mastera/kartiny-vystavki-mczr-vselennaya-mastera/228-vest-tironu/ |