
По равнине, опираясь на посох, идёт человек туда, где между гор сверкают купола храмов и видны белокаменные здания. В этом пронзительно одиноком страннике с его неуклонной устремленностью заключён духовный многослойный образ целого народа, целой беспредельной страны. Чтобы создать именно такой образ, надо было глубоко почувствовать характер русского народа, проникнуть в его суть и извлечь из всего ту единственную Россию, которая, как говорил сам художник, «поверх всех Россий».
Именно в России, и не где-либо ещё, возникло такое духовное явление, как странничество. Оно было широко распространено среди староверов, которые уходили в неведомые земли в поисках «Страны обетованной» или «Светлого Града». На это явление обратил особое внимание и Н.К. Рерих во время своей Центрально-Азиатской экспедиции: «… Идут паломники в Шамбалу, в Беловодье. Никакие пропасти не остановят стремление духа. Знают и Пресвитера Иоанна и Гессар-Хана и Владыку Шамбалы. За белыми горами звонят колокола обителей.
Среди духовных движений, родившихся за последние годы, особенно звучат странники «Светлого Града»».
Светлый Град был символом того Царства Божьего, о котором говорили Христос и его апостолы, символом жертвенного служения всему миру в великом и благородном деле освобождения этого мира от зла и страданий. Светлый Град породил в сознании русского народа идею духовного подвига во имя ближних и дальних своих. «Именно этому великому народу, – писал Н.К. Рерих, – дано и великое слово «подвиг». Ни в одном ином языке нет такого понятия во всей его возвышенности и поступательности. Подвиг дан тому, кто может устремляться во имя общего блага. Русский народ уже много раз доказал своё бескорыстие и потому он удостоен и подвига. В подвиге народ сбережет свои сокровища».