Главная » Концепция сотрудничества с Детскими школами искусств

Концепция сотрудничества с Детскими школами искусств

Актуальность 

В повседневной жизни каждому встречались признаки кризиса культуры: от малышей, воспитанных гаджетами, до канцелации (cancel — отмена, англ.) русской культуры, от информационных войн до ядерных угроз.

Кризис культуры констатируется в таких работах, как например,
1. в материалах ЮНЕСКО: В моменты кризиса людям нужна культура..

2. И.М.Романова. Проблема кризиса культуры в концепциях западноевропейских и русских философов второй половины XIX – первой половины XX вв. // Магистерская диссертация.

3. «Культура: корни кризиса».— поиск причин кризиса культуры.

4. Макаров А.И. Кризис устоев культуры. Про будущее культуры // Педагогическая конференция. Круглый стол. — Алтай, с. Усть-Кокса. — 2019.  — о причинах проявления кризиса культуры как разрыва преемственности между поколениями 80-90-х годов и поколениями 2000 и 2010 годов.

Многие социальные и политические проблемы на планете разрешились бы, если бы понятия Красоты и Культуры смогли войти в нашу каждодневную жизнь. Глядя на современное общество пока еще нельзя сказать, что оно пронизано идеями Красоты и Культуры.

Аннотация проекта

Каждый ребенок может получить умение мыслить и определенный объем знаний в школе и институте. Это очень важная, но лишь часть нашей жизни.

Красота есть также устой нашей жизни. Чувство прекрасного присуще каждому от природы, с рождения. Ради создания или приобщения к красоте мы строим, шьем, создаем орудия труда, мастерские, едем в дальние страны. Действительно, ведь Красота — это источник силы и радости. Часто, проходя мимо красоты, люди будто не замечают ее. А «Красотой держится мир», — говорили древние…

Согласно концепции Культуры Н.К.Рериха через синтез искусства, науки и религии человек может выстроить точную картину мира, а значит подойти к Культуре. Первыми этапами приобщения к широкому понятию Культуры являются:

 
  1. Ощущение и переживание красоты
   «Созерцанием прекрасного мы возвышаем себя». Платон

«Каждый чувствует истину красоты.» Н.К.Рерих. Новая Эра.

«Предмет красоты нужно уметь ценить и видеть как таковой. Иными словами, отклик на красоту исходит изнутри нас самих. Мы реагируем на то, что нам созвучно, а если этого нет внутри нас, то и не можем реагировать. Способность видеть красоту нужно воспитывать», — пишет художник Святослав Николаевич Рерих в книге «Искусство и жизнь».

Восприятие Красоты изменяет внутреннее состояние: «Он весь светился от соприкосновения с красотой»,  — из воспоминаний об ученике Н.К.Рериха Борисе Николаевиче Абрамове.

М.Ф. Достоевский говорил: «Красота спасет мир», а Н.К.Рерих добавлял «Осознание красоты спасет мир».

    2. Понятие культурного наследия как формы воплощения Красоты Сбор информации об объектах культурного наследия и их популяризация помогает прикоснуться к живительному источнику Красоты и Культуры, помогают осознать их первейшую значимость в нашей жизни.

Практично и выгодно выдвигать и охранять сокровища культуры.  …Новое утверждение жизни будет воздвигнуто…,” — пишет Н.К.Рерих в своем очерке НОВАЯ ЭРА.

Каталогизация и сравнение объектов культурного наследия ведется в России и мире, например, государственные Сбор информации об объектах культурного наследия и их популяризация помогает прикоснуться к живительному источнику Красоты и Культуры, помогают осознать их первейшую значимость в нашей жизни. Ведут реестры объектов культурного наследия государственные, научные и общественные организации.

Истинная красота народного достояния, ее воздействие на нас — есть «топливо» для внутренней трансформации, чтобы становиться лучше, человечнее.

   3. Необходимость сохранения и защиты культурного наследия. Международная защита культуры начала формироваться с конференций Пакта Рериха и Знамени Мира и его подписания. «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее», — пишет Н.К.Рерих в очерке «По старине».

Изучая состояние памятников культурного наследия, с трудом отыскивая бесценных носителей фольклора и мудрых традиций, осознаем необходимость оберечь и сохранить все источники Красоты и вдохновения от забвения и разрушения.

Дальнейшими этапами приобщения к Культурному достоянию могут стать потребность в более подробном изучении объекта культурного наследия, потребность понять внутренний смысл и задумку автора, а, возможно, и появление стремления поделиться вдохновением через свое творчество.

 

Педагогическая цель:

Знакомство с идеей Пакта Рериха и Знамени Мира и идеей «Мир через Культуру» коллективов детских школ искусства. Проживание детским коллективом трех этапов практического освоения идеи Пакта Рериха и Знамени Мира.

Педагогические задачи Бесед:

  1. Дать переживание Красоты, дать понятие Красоты и его границы.
  2. Дать понятие культурного достояния как формы воплощения Красоты. Границы понятия культурное наследие. Поддержать любовь к изучению культурного наследия своего края.
  3. Поддержать в ребятах рождение потребности сохранять и защищать культурное достояние. Познакомить с Н.К.Рерихом — художником мастером гор, певцом культуры, руководителем Центрально-Азиатской экспедиции, а также с историей подписания Пакта Рериха и Знамени Мира. Познакомить с символикой Знамени Мира.
  4. Пленэр. На практике пройти этапы
    • поиска красоты в привычной среде,
    • переживания красоты объекта культурного наследия, его исследование,
    • сохранение его особенностей через зарисовку,
    • в дальнейшем, возможно, создание законченного художественного произведения по пленэрным зарисовкам.

За несколько встреч за один учебный год могут быть проработаны лишь начальные этапы приобщения к Культуре.

Содержание бесед

Беседа о красотеБеседа о культурном наследииБеседа о Пакте Рериха
и Знамени Мира
Практика в
формате пленэра

Красота как фундаментальный принцип жизни.

Дать опыт переживания Красоты. Развитие умения видеть Красоту в окружающем мире.

Знакомство с творчеством С.Н.Рериха: «Как я стал художником». Красота есть устой жизни. Чувство прекрасного присуще каждому от природы, с рождения. Красота шире чем искусство, не совпадает с попкультурой.

  1. Беседа о красоте.  Погружение в Красоту в жизни. Осознание красоты.

Дать понятие Красоты как устоя жизни, более широкого, чем искусство, дать переживание Красоты. Красота не только для художников. Красоте не только в музее. Познакомить с пониманием Красоты по книге художника с мировой славой Святослава Николаевича Рериха (книга «Искусство и жизнь»). Выявить границы понятия Красоты и истинного искусства.

Удовлетворение индивидуального уровня потребности ребят в красоте.

  • Переживание опыта напитывания красотой: музыкально-живописная презентация/фотогалерея, викторина о красоте, знакомство с выставкой.
  • Осознание красоты: воодушевлением и вдохновением от Красоты можно делиться, можно изучать и узнавать, можно ухаживать и заботиться.

Пригласить к участию в конкурсах рисунка, живописи или в фотоконкурсе.

Домашнее задание: узнать о ценности архитектурных  форм, изображенных в материалах выставки. Раскраски о горах — повтори колористику великого художника для создания открыток о дружбе ученикам ДШИ — будущим участникам проекта.
Оформление класса/зала: музыкально-живописная композиция о природе, выставка.

Копилка материалов и идей

Книга Святослава Николаевича Рериха  «Искусство и жизнь».

Мультик 1967 г. «Паровозик из Ромашково».

Знакомство с мировым, российским и областным культурным наследием.

Развитие внимательности и знание, где могут быть обнаружены украшающие элементы.

2. Беседа о культурном  наследии как форме воплощения Красоты

Познакомить с разнообразием направлений культурного наследия (от археологического наследия, до архитектурного, воспитательного — мифического, фольклорного и философского наследия, а также ремесел и традиций). Расширить понятие культурного наследия: кроме общепризнанных далеких объектов культурного наследия, существует культурное наследие и совсем рядом.

Пояснить значимость культурного достояния: «Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем…»*, «Контейнеры энергии»**.

  • Примеры объектов культурного наследия своего региона, своего населенного пункта.
  • В поиске красоты: украшения в сибирском деревянном зодчестве, викторина «Внимательный глаз» на поиск красоты.
  • О культурном наследии: что относят к культурному наследию, какое значение имеет народное достояние, местные объекты культурного.
  • Присоединиться к группам друзей: изучение, выявление, популяризация культурного наследия.
  • Движения в защиту культуры: о Пакте Рериха и Знамени Мира.
  • Фотоконкурс «Культурное наследие. Новый взгляд».

Детям: «Внимательный глаз» / групповая игра «Найди пять отличий».

Подросткам: рисование разрушенных ОКН, как бы они выглядели в реставрированном виде, разработка плаката/стенгазеты о культурном наследии.

Юношеству: о Культуре в социуме.

Удержание темы через организацию сменяемой выставки на территории учебного заведения.

Пригласить к участию в конкурсах рисунка, живописи или в фотоконкурсе.

Домашнее задание: изучить памятники и здания  своего населенного пункта, обнаружить красивые, выстроенные с любовью и  заботой о прохожих, дома и подготовить иллюстрированный рассказ о его стиле, значимости, ценности. Нарисовать традиционные крестьянские избушки или местные объекты культурного наследия по фотографиям.
Оформление класса/зала: музыкой, слайдами орнамента деревянной резьбы.

Копилка материалов и идей

Песня «Песня о Земной красоте».

Познакомить с Н.К.Рерихом — мастером гор, руководителей Центрально-Азиатской экспедиции, а также с историей подписания Пакта Рериха и Знамени Мира. Познакомить с символикой Знамени Мира.

3. Беседа о  необходимости сохранения и защиты культурного наследия, о Пакте Рериха и Знамени Мира. 

-О Н.К.Рерихе — он Мастер (самосовершенствование), о культуре его труда («Большой совершенный человек», «работал не спеша, без суеты», но им написано более 7000 полотен, публицистика, стихи и рассказы, заложено множество организаций), о его внутренней культуре («приветствовать всё светлое во встречном»), о его “Несломимом устремлении” (Б.А.Данилов со слов Б.Н.Абрамова).
-О девизе Н.К.Рериха: “Мир через Культуру”, который хотел видеть людей всего мира в единстве, в совершенствовании: видел, носил, как собственные раны, кризисы человечности и человеческие пороки.
-О мировой договоренности «о примате духа над экономической целесообразностью»: Гаагская конвенция / Пакт Рериха и Знамени Мира. Символ Триединости, встречающийся во всех народах, — пометка и символ о нейтральности, общечеловеческой и вневременной ценности ОКН.
— История Гаагской конвенции: День подписания Пакта Рериха и Знамени Мира — 15 апреля 1935 — провозглашен Международным Днем Культуры, Гаагская конвенция 1954/72 года ООН ЮНЕСКО, восстановление работы ВООПИиК , академик Д.С.Лихачев. Дом Лихачёва в Новосибирске, Фотоконкурс “Культурное наследие. Новый взгляд” объявляет о приеме работ.
— Организации, сохраняющие культурное наследие, например, ЮНЕСКО, гос.реестр памятников, научный фонд «Хранители культурного наследия».

Приглашение Н.К.Рериха посещать и изучать местное культурное наследие: «Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным». («По старине»).

Копилка материалов и идей

Фильмотека сайта «Пакт Рериха. Мир через культуру».

Удержание темы через встраивание желающих в дело популяризации культурного наследия:

  • знакомство с проектами «СибНаследие.РФ»,
  • приглашение к участию в конкурсах рисунка, живописи,
  • областным фотоконкурсом «Культурное наследие. Новый взгляд» и
  • знакомство с деятельностью общественных организаций по охране культуры, например, региональных отделений ВООПИиК.

Раскрашивание и сборка плаката «Международный день культуры». Раскраски — повтори колористику великого художника для создания открыток о дружбе ученикам ДШИ — будущим участникам проекта. По картинам Н.К.Рериха о Пакте Рериха и Знамени Мира.

 

4. Пленэр у объекта культурного наследия

Выбор детей-художников, с каким объектом культурного наследия они бы хотели познакомить гостей и своих зрителей.

Пакт Рериха и Знамя Мира призывает к выявлению, изучению, популяризации, сохранению и защите объектов культурного наследия. В ходе рисования с натуры наше представление детализируется, а картиной могут полюбоваться и друзья.

Подготовка к пленэру: походные живописные материалы, рамка-видоискатель под формат.

  • Поиск и зарисовка местных объектов культурного наследия — запечатление красоты.
    Во время пленэра беседуем об истории найденного объекта, об элементах декора, о строителе-мастере и его «послании» нам.
  • Задачи пленера: создание большого количества нейронных связей. Командная работа ребят.
  • В качестве летнего домашнего задания детьми изучаются архитектурные стили, виды орнаментов, используемые для украшения зданий не только в населенном пункте, но и в районе; приглашаем всех к семейным путешествиям по району.

Провести вставку детских пленэрных работ. Провести награждение участников конкурсов.

Возможности педагогам для продолжения работы

  • Выставка
  • Домашние задания
  • Сообщества друзей организации Культурное единение

Педагоги получают новостную рассылку с приглашениями на выставки и о торжественных датах, связанных с культурой. 15 апреля предлагаются материалы к Международному Дню Культуры.

Заинтересованным педагогам передаются дополнительные материалы для продолжения работы. Это презентации, учебные фильмы, созданные детьми и подростками Новосибирска и видеолекции и книги об искусстве, о творчестве художников, о Пакте Рериха и Знамени Мира.

Масштабирование

Некоторые ДШИ приняли участие в детских конкурсах с результатами нашей совместной работы. Слушатели и участники конкурсов начинают интересоваться программой,  разыскивают наши контакты, приглашают на свои площадки.

Также на сайтах многих учебных заведений есть форма обратной связи и принимаются предложения по улучшению работы. Предложения могут поступать именно через такие формы.

Договор о сотрудничестве в отдельных случаях может быть предложен по итогам проведения интересной выставки, лекции или концерта.

Копилка идей:

Встроить в деятельность Ночь Музеев.

Подстроить программу под юбилейные даты муниципалитетов, культурных деятелей. Например,

  • 2022 год — культурного наследия,
  • 2023 — год учителя, юбилейный год Ушинского,
  • 2024 — год 100-летие Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха.

Егора Ковальчука (ИТОГИ: Кругосветная экспедиция на велосипеде: «по Миру на велосипеде, и Вокруг» 2014-2016, — Risk.ru).
Выезжая из России, он запасся открытками детей на тему Мира. И как почтальон возил их в новые страны, незнакомым детям, там где удавалось пообщаться со школами. Принимающие его школы так же рисовали открытки о Мире, и он вез их дальше.

Среда для дальнейшей творческой деятельности

  • Домашние задания для подготовки к следующей встрече.
  • Работа педагога с выставкой.
  • Вовлечение в сообщество «НСО-ОКН.СибНаследие.РФ»:
    • изучение культурного наследия своего края;
    • фотоконкурс «Культурное наследие. Новый взгляд»;
    • онлайн-галерея живописных работ различных художников о культурном наследии Новосибирской области;
    • деятельность Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (НОО ВООПИиК).
  • В беседах используются фотографии ОКН от участников фотоконкурса, находки фотопутешествий по Новосибирской области.

Удержание темы в коллективе ДШИ через встраивание желающих в дело популяризации культурного наследия:

    • знакомство с проектами «СибНаследие.РФ»,
    • областным фотоконкурсом «Культурное наследие. Новый взгляд» и
    • знакомство с деятельностью общественных организаций по охране культуры, например, региональных отделений ВООПИиК.

Ожидаемый результат

Процесс поиска, выявления, изучения культурного наследия соединяет в себе и поиск Красоты, и научный метод. Переоценка ценности объекта культурного наследия — это соотнесение с вечными общечеловеческими ценностями. Если при этом дело ребят заинтересовало и вовлекло, то они получают, согласно концепции Культуры Н.К.Рериха, опыт синтеза Культуры. В процессе практического рисования все пережитое еще раз проигрывается, но уже подготовленное для потенциального зрителя картины.

Ожидается формирование группы активистов культуры среди будущих художников.

«Все больше и больше около старины накопляется задач, решить которые могут не одни ученые, но только в единении с художниками, зодчими и писателями. <…>старина, правильно понятая, может быть доброй почвой не только научной и художественной, но и оплотом жизни в ее ближайших шагах» (Н.К.Рерих, «По старине»).

Что выберет для себя каждый из прошедших эту программу?  Время покажет. А С.Н.Рерих подсказывает, что Культура несет ответ, как «улучшить нашу жизнь сегодня и как прожить завтрашний день лучше, чем сегодняшний». Е.И.Рерих пишет: «Желание поделиться своими знаниями, своим искусством, желание порадовать человека и помочь ему понять красоту жизни есть служение».

Сотрудничество с ДШИ может быть рассмотрено как социальный проект «Дома культуры и школы искусства — очаги творчества, сохранения красоты и почитания носителей культуры» культурно-патриотического направления.

В будущем, возможно, эти идеи могут стать обязательной частью обучения в ДШИ.

Дополнительные материалы

Перейти к материалам реализации проекта в НСО.

__________
* Н.К.Рерих. НОВАЯ ЭРА

** Л.В.Шапошникова. Актуальность Пакта Рериха в современном мире.

 

<>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829   
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
       
      1
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
21222324252627
28293031   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28      
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
19202122232425
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
891011121314
15161718192021
       
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
 123456
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29      
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829    
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
       
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       

Цитаты:

Всякое небрежение к культуре уже непростительно и недопустимо во всевозможных обстоятельствах. Если человек любит культуру и, естественно, свою родную культуру, то он отнесется со всевозможною бережностью к носителям этой культуры.

— Н. К. Рерих, Будем бережливы