Н.К.Рерих. Весна Священная. 1945.
Серия Эскизы к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского (не авт. название)
Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Холст, темпера. 56.5 x 122 см.
Гос. Русский музей. Генеральный каталог муз. собрания. Живопись. Т. 12. Первая пол. XX века. (Н-Р). СПб: Palace Editions, 2013. Атр.: Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост. В.Н.Бендюрин
Примечание Инв. № Ж-7093. На обороте написано «Снегурочка», однако авторский номер соответствует «Весне Священной».
|
![]() |
Николай Рерих. Весна Священная. 1945. Серия Эскизы к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского. Холст, темпера. 56.5 x 122 см. Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург. Décor pour le ballet «Le Sacre du printemps» d’Igor Stravinsky:Décor pour le ballet «Le Sacre du printemps» d’Igor Stravinsky, 1945 Décor pour le ballet «Le Sacre du printemps» d’Igor Stravinsky, 1945 · Nicholas Roerich 1945
|
Особое место среди театральных работ Рериха занимают эскизы для древнеславянского балета «Весна Священная» на музыку Стравинского. Рерих создал не только эскизы декораций, но и был одним из авторов либретто балета. Художник и композитор ставили перед собой задачу — воплотить в цвете и музыке полную сказочного волшебства жизнь славян.
В декорациях к «Весне Священной» Рерих выявлял изначальную близость древнего человека к природе, его пантеистическое восприятие её, как живой соучастницы его бытия. Основную идею балета Рерих видел в величии жертвенного подвига, о чём говорит и первоначальное название — «Великая жертва» (избранная девушка должна быть принесена в жертву Земле).
Н.К.Рерих пишет о «Весне Священной»: «Созидательное устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое самопожертвование, конечно, являются основными чувствованиями «Весны»». «Это вечный праздник души, это восхищение любви и самопожертвования».
В светлые весенние дни победы над гитлеровцами Рерих пишет радостную красочную «Весну Священную», полную звучных, мелодичных линий, свежести жизнеутверждения. Под звуки свирели нарядные девушки исполняют вдохновенный и торжественный танец.
По композиции картина близка к ранее исполненному эскизу для Снегурочки: девушки ведут хоровод. Их белые одежды, расшитые красными узорами, контрастно выделяются на тёмно-изумрудном фоне. Головы украшены венками из полевых цветов. Золотом цветов испещрен и холм, где находится жертвенный камень. На нем фигура избранницы с цветочной гирляндой в руках. Яркие блики солнечных лучей скользят по пригоркам и верхушкам деревьев. В правом нижнем углу — группа музыкантов и поселян, нарядно одетых в белое с красным. Плавные линии девичьих фигур, силуэты холмов, деревьев, камней в сочетании с зелеными, золотыми красными и ослепительно белыми красками создают величественную картину ликования людей и природы. Священная весна, весна победы над тёмными силами, весна надежд, весна возрождения человеческой радости. Этим произведением Рерих отметил окончание Великой Отечественной войны, светлый праздник своего народа.
(https://www.icr.by/index.php?option=com_k2&view=item&id=837:николай-рерих-весна-священная&Itemid=4&lang=en)
..Зная это, можно представить себе всю неодолимую огненную мощь всепланетного объединенного коллектива человечества, в определенный момент устремляющего ее на выполнение намеченного задания!» (Грани Агни Йоги. 1964 г. №457. (Сент. 6) Грани Агни Йоги. Записи Б.Н.Абрамова. 1960 г. Новосибирск: «Алгим», «ППК «Полиграфист», 1993.)