В 2024 году мировая культурная общественность отмечает 150-летие со дня рождения выдающейся личности XX века – художника, мыслителя, общественного деятеля, путешественника, исследователя Николая Константиновича Рериха.
17 сентября 2024 года в Ташкентском доме фотографии Академии художеств Узбекистана открылась выставка «Пакт Рериха. Мир через Культуру», приуроченная к этой знаменательной дате.
Организаторами мероприятия выступили Академия художеств Узбекистана, Ташкентский дом фотографии, Международный Центр Рерихов (Москва, Россия), Ташкентское общество Рерихов.
От имени Академии художеств Узбекистана пришедших на торжественное открытие выставки приветствовал известный художник Александр Тюрин, заслуженный деятель искусств Узбекистана, член творческого Союза художников Академии художеств Узбекистана, доцент кафедры монументальной живописи Национального Института художеств и дизайна им. К.Бекзода.
«Наследие Рериха – знак высокого искусства, – сказал Александр Тюрин. – Это художник, который создал около семи тысяч произведений, что само по себе очень впечатляет. Также он был и философом, историком, археологом, поэтом. У него 30 томов литературных произведений, один из которых включает поэтическое наследие. Он был настолько активный, что его знали по всему миру».
Александр Тюрин также обратил внимание аудитории на выдающийся вклад Николая Рериха в сохранение культурного наследия: «До него не было такой практики… Идея такого документа направлена на то, чтобы не было войны, чтобы не уничтожалась культура. Он призывал к объединению через культуру».
Лилия Монасыпова, заместитель председателя Ташкентского общества Рерихов, рассказала о выставочном проекте Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. Мир через Культуру» и ознакомила присутствующих с содержанием выставки.
В фотоматериалах экспозиции представлено зарождение, развитие гуманистических идей по защите культурного наследия человечества и их воплощение в конкретных документах.
Великий русский художник Н.К.Рерих был первым, кто в начале прошлого века поднял вопрос о необходимости сохранения памятников, библиотек, научных, образовательных и культурных учреждений.
С 1904 года в своих работах и обращениях к общественности и правительствам разных стран он поднимает вопрос о значимости культуры. После Первой мировой войны, потрясшей масштабными разрушениями архитектурных памятников, он представил российскому правительству проект договора, гарантирующего охрану культурного наследия.
Однако этот проект начал воплощаться десятилетием позднее. При разработке этого документа Николаю Константиновичу Рериху пригодилось его юридическое образование. Одновременно с Академией художеств, он закончил юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Большое впечатление на Рериха-студента произвел курс лекций по международному праву профессора Ф.Ф.Мартенса. В основу университетского курса по юриспруденции был положен фундаментальный труд Ф.Ф.Мартенса «Современное международное право цивилизованных народов». В 1890-е годы Мартенс разрабатывал и представлял на Гаагских конференциях 1893-1894 гг. основные принципы международного права, а также работал над положениями по международному урегулированию споров и ограничению средств ведения войны для предстоящей Гаагской конференции 1899 года.
Несомненно, в Договоре о защите культурных ценностей, над которым работал Николай Рерих, прослеживается прямая преемственность с гуманистическим наследием Ф.Ф.Мартенса.
В 1929 году в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г.Г.Шклявером Н.К.Рерих готовит и публикует на нескольких языках проект Пакта о защите культурных ценностей. Комитеты Пакта и Знамени Мира для продвижения идей Пакта создаются Нью-Йорке, Париже и Брюгге. Во многих странах создаются общества в его поддержку. Ромен Роллан и Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс и многие другие известные деятели культуры поддержали идею Н.К.Рериха. Проект Пакта получил всемирное признание. Н.К.Рерих несколько раз номинировался на Нобелевскую премию мира (1929, 1933).
15 апреля 1935 года в Вашингтоне в Белом Доме в присутствии президента США Ф.Д.Рузвельта состоялась торжественная церемония подписания «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха) официальными представителями 21 американских республик.
В рамках Договора был утвержден предложенный Н.К.Рерихом отличительный символ Пакта, известный под названием Знамя Мира, который должен подниматься над всеми объектами культуры в «целях обеспечения уважения и охраны культурных ценностей в военное и в мирное время».
Предложенное Н.К.Рерихом Знамя Мира имеет на белом фоне три малых красных круга в большом, знаменующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности, или синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры. Знак Знамени Мира – знак Триединcтва – один из древнейших символов человечества. Н.К.Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, проводимых в различных регионах планеты, в результате изучения памятников искусства разных времен и народов он обнаружил, что этот знак прошел через историю и культуру многих народов мира.
Рерих называл Знамя Мира Красным Крестом Культуры: «Если Красный Крест печется о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье». В экспозиции представлены репродукции картин Николая Рериха, посвященные символу Знамени Мира.
Пакт Рериха был предложен мировому сообществу накануне Второй мировой войны. В мире нарастала напряженность, разгорались локальные военные конфликты в Испании, Абиссинии; в Германии и Италии поднимал голову фашизм. Пакт и Знамя Мира помогли бы сохранить не только безвозвратно утраченное культурное наследие, но и человеческие жизни. Но призывы Рериха к миру, к защите Культуры не всеми были услышаны в это трагическое для планеты время.
После окончания Второй мировой войны, при создании ЮНЕСКО учитываются сформулированные в Пакте Рериха идеи значимости Культуры для сохранения Мира. В 1950 году Международный Комитет Пакта и Знамени Мира передал всю документацию по Пакту в ЮНЕСКО. Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила на основе этих документов проект «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов», которая 14 мая 1954 года была принята в ООН, в Гааге. Впоследствии в развитие идей Пакта будут приняты и другие международные документы ООН и ЮНЕСКО: Конвенция «О сохранении культурного и природного наследия» 1972 года, Конвенция «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» 2005 года.
Однако важно помнить, что именно Пакт Рериха впервые ввел и установил в международном праве принципы безоговорочной защиты культурных ценностей, как в военное, так и в мирное время. Небольшой по объему документ подразумевал защиту не только архитектурных объектов, но и музеев, научных, образовательных и культурных учреждений, и что немаловажно – персонал упомянутых выше учреждений. Иными словами, Пакт Рериха обеспечивал высокий статус всем учреждениям культуры, выдвигая на первый план идеи просвещения.
Не менее важным вкладом Николая Рериха в утверждении эволюционных идей о приоритете культуры в жизни человека сыграла Центрально-Азиатская экспедиция. Ее маршрут пролегал по землям древнейших культур Азии, он прошел через Индию, Китайский Туркестан, Россию (Москва, Сибирь, Алтай), Монголию, Тибет и завершился в Индии. Рерих не углублялся в исследование конкретных особенностей какой-либо отдельной культуры, а искал то, что связывало многие культуры.
Для иллюстрации этого этапа жизни и деятельности Николая Рериха в экспозицию включены репродукции работ, написанных на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, дающие представление о сериях картин «Его Страна», «Знамена Востока», «Майтрейя», а также запечатлевшие неповторимую красоту маршрута экспедиции».
Академик Людмила Васильевна Шапошникова (1926-2015), известный ученый-рериховед, генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха (Москва) писала: «Весь путь экспедиции был красив. Красота жила в скалах и сверкании горных снегов, в узорных листьях деревьев и голубизне горных рек, в прозрачности горного воздуха и в зыбучих песках, в жемчужных туманах и в разноцветье альпийских лугов. Она жила в людях, в их внешности, в их поступках. Это сочетание Красоты с большой буквы с исторической значимостью мест, по которым проходила экспедиция, поражало, заставляло задумываться и размышлять над ролью тех связей, которые существуют между природой планеты и историей обитающего на этой планете человечества. Мы еще не до конца осмыслили эти связи».
Выставка продолжит работу до 27 сентября 2024 года.
Источник: МЦР