13 апреля 2024 года в столице Кузбасса, городе Кемерово, состоялась Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру», посвященная 150-летию со дня рождения всемирно известного русского художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874–1947), 145-летию уникального мыслителя Елены Ивановны Рерих (1879–1955), 120-летию выдающегося художника, просветителя Святослава Николаевича Рериха (1904–1993) и 120-летию путешествия Рерихов по Руси (1903–1904).
Конференция проходила в Государственной Кузбасской научной библиотеке имени В.Д.Федорова в смешанном формате (очно и онлайн).
Организаторы конференции: Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов, Государственная Кузбасская научная библиотека имени В.Д.Федорова, Координационный Совет Рериховских организаций Кузбасса, Кемеровская городская общественная организация «Рериховское общество “Майтри”», Кемеровское отделение Международной Лиги защиты Культуры. Конференция проводилась при поддержке Международного Центра Рерихов (Москва).
В конференции приняли участие докладчики из Германии, Белоруссии, Индии, Казахстана, а также российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Новокузнецка, Екатеринбурга, Уфы и Севастополя.
Информационную поддержку конференции оказывали Межрегиональный информационно-аналитический Центр (МИА-Центр), газета «Свет Утренней звезды» и интернет-портал «Адамант». В адрес конференции поступили приветственные письма от Международного Центра Рерихов, Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, а также от общественных организаций, занимающихся изучением наследия Н.К.Рериха.
Для участников конференции была подготовлена книжная выставка «Мир через Культуру» и состоялась презентация книги академика Л.В.Шапошниковой «Николай Рерих», первой части ее трилогии «Великое путешествие» изданной «Молодой гвардией» к 150-летию Н.К.Рериха в серии биографий «Жизнь замечательных людей».
Международный научный форум в Кемерово начался с просмотра видеофрагмента доклада «Актуальность Пакта Рериха в современном мире». Его автор – Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015), генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, академик РАЕН и РАКЦ, Заслуженный деятель искусств РФ. С этим докладом Л.В.Шапошникова выступила на Международной научно-общественной конференции Международного Центра Рерихов в 2005 году, посвященной 70-летию Пакта Рериха.
Говоря о значении Культуры как устое космической эволюции, Людмила Васильевна Шапошникова подчеркнула, насколько прав оказался Н.К.Рерих «в своем глобальном действии, которое он предпринял за несколько лет до начала Второй мировой войны. Это был известный на весь мир Пакт Рериха по защите культурных ценностей в период военных действий и в мирное время. Николай Константинович считал, что этот Пакт налагал обязательства не только на государства, его подписавшие, но и на общество в целом. Пакт Рериха имел широкую направленность и был рассчитан в какой-то мере на массовое движение в защиту культуры. <…> Рерих утверждал, что общественное начало “должно лежать в основе общего дела”. Трудно переоценить важность этой мысли. Только общество в целом может реально сделать что-либо для культуры, ибо оно, а не власти предержащие, является ее носителем, оно, а не государственные чиновники, может реально организовать защиту культуры».
Сейчас цивилизация, овладевая душами людей и формируя узкое материалистическое мышление, относит Культуру к сфере услуг и подменяет ее развлекательной индустрией, стремится отменить Красоту творчества, заменить знание невежеством и безграничным потребительством. Однако только Культура, чья «мощная духовная энергетика, как магнит, собирает национальные интересы страны, формирующие ее будущее», может быть национальной идеей и служить объединяющим фактором.
В своем докладе «Актуальность концепции культуры Н.К.Рериха в современном мире» председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Эдуард Антонович Томша представил на рассмотрение участников конференции концепцию культуры Н.К.Рериха и выделил основные факторы, повлиявшие на ее формирование и непосредственно связанные с жизнью и творчеством самого Н.К.Рериха.
В первую очередь это историко-художественные наработки, в основу которых положен синтез исторических исследований Н.К.Рериха как ученого (научное знание) и его творчество как художника (искусство), позволявшее ему интуитивно постигать суть процессов, происходивших в прошлом.
Второй фактор – это Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха (1923–1928) – самая масштабная экспедиция ХХ века в этот регион, которая сыграла особую роль в становлении рассматриваемой концепции Культуры и повлияла на ее окончательное формирование.
Третьей составляющей стала философская система Живой Этики, созданная во время Центрально-Азиатской экспедиции, в которой представлена новая концепция духовного, культурного и исторического процесса эволюции человечества как космического явления.
Актуальность концепции Культуры Н.К.Рериха в современном мире очевидна и является реальным отражением положения дел в различных сферах жизнедеятельности. Переживаемый мировым обществом кризис – это проблемы, связанные с развитием цивилизации, точнее, проблемы взаимоотношений Культуры и цивилизации. Они могут быть успешно решены, если изменится отношение к Культуре в ее основных формах проявления – в науке, искусстве, духовном воспитании и системе нравственных ценностей.
Галина Константиновна Шнайдер, председатель правления Немецкого Рериховского общества (Германия), выступила с докладом «Культура есть объединяющая сила». Потрясения современного времени затрагивают все основы общества, идет переоценка ценностей, Культура борется с хаотическими явлениями бескультурья. Н.К.Рерих призывал идти к миру для всех народов не путем многочисленных конференций по разоружению, а путем утверждения в сознании человека истинной культуры.
Понятие Культуры вмещает в себя великое многообразие жизни в ее единстве. В общечеловеческом значении Культура объединяет национальные духовные культуры. Отдельная личность может понять человечество только через себя, через свою национальную культуру. Культура есть объединяющая сила, в ней нет противопоставления национального и общечеловеческого. В национальном гении раскрывается все человеческое, через индивидуальное он проникает в универсальное.
Концепция Культуры Н.К.Рериха, которую он изложил в своих многочисленных философских очерках и письмах, раскрывает Культуру как вечное познавание, любовь к человеку, как спасение и двигатель эволюции.
В Пакте Рериха, первом Договоре полностью посвященном защите культурного наследия и подписанном 15 апреля 1935 года странами Американских континентов, заложена целая Программа с направлениями деятельности. В тексте Договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» как в военное, так и в мирное время, записано, что правительства государств, подписавших Договор, составляют перечень памятников и учреждений, которые будут находиться под безусловной защитой. Таким путем каждое государство, его народы сами определяют перечень памятников культуры и учреждений, независимо от мнения других «экспертов» или стран. Из этого следует необходимость обеспечения защиты культуры на уровне внутреннего законодательства; пробуждение в широких народных кругах интереса к своей национальной культуре, изучение и сохранение ее; воспитание в подрастающем поколении уважения к культуре своей страны, понимания значения истинной культуры для развития человека и всего человечества.
«Идеалы высшей культуры всюду тождественны», – отмечал Н.К.Рерих. Спасение для человечества он видел в Культуре и был убежден в ее победной миссии. Культура должна облагораживать и преображать жизнь. В высших достижениях культуры все народы уже объединены, и эти достижения являются «синтезом всех завоеваний человеческого гения». Именно Культура дает человечеству язык международного взаимопонимания.
Если посмотрим на опыт сотрудничества между народами, то в истинном его значении такое взаимодействие возможно именно в области культуры – выставки, фестивали народного творчества, международные форумы и дни национальной культуры, музейное сотрудничество и т.д. То есть обмен ценностями культуры и дружественное сотрудничество между их создателями и носителями. Каждый культурный деятель, стремясь к сотрудничеству и участвуя в культурных мероприятиях, способствует взаимопониманию, объединению и содружеству разных людей и народов.
Н.К.Рерих дал миру идею объединения через Культуру. Он смело говорил, что «мировой кризис не на рынке, а в нашем сердце». Кризис в неправильном осознании культуры, кризис в нашем сознании. Лишь сотрудничество на ниве Культуры поможет людям найти решение многих возникших проблем.
Татьяна Святославовна Захарова, магистр культурологии Белорусского государственного университета культуры и искусства, в соавторстве с Сергеем Валентиновичем Хоняком (Минск, Республика Беларусь) подготовила доклад «Портреты Н.К.Рериха как автора Пакта Мира», посвященный портретной живописи С.Н.Рериха, в частности портретам Н.К.Рериха, написанным в период подготовки к подписанию Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакта Рериха). По мнению Т.С.Захаровой, портреты автора Пакта, созданные С.Н.Рерихом, раскрывают духовный облик Н.К.Рериха и одновременно значение договора по защите Культуры для мирового сообщества в контексте космической эволюции планеты Земля.
Создавая столь значимые образы в каждом портрете, С.Н.Рерих одновременно решал несколько задач как философ, как художник и общественный деятель. Посредством языка живописи с позиции философии Живой Этики С.Н.Рерих изысканно, с большим уважением, чувством меры и такта рассказывал о самом важном, сокровенном в духовном облике Н.К.Рериха, о том, что должно быть осмыслено будущими поколениями и сохранено на долгие времена.
Наталья Михайловна Головина, краевед, сотрудник «Севастопольского городского фонда Рерихов» (Севастополь), представила на конференцию доклад «Знак Знамени Мира в истории человечества». Автор рассмотрела вопросы развития социума, поиска общей идеи сплочения народа для созидания. Одной из таких объединительных идей стало историко-патриотическое общественное движение «Бессмертный полк». В докладе формулируются следующие вопросы. Где Образ Будущего? Какая Путеводная звезда поведет наших потомков и все человечество к светлому завтра? Какая идея зажжет огонь творческой радости в сердцах людей и объединит народы?
Решение этих задач возможно благодаря наследию Н.К.Рериха, который воплотил в жизнь уникальный для человеческой истории проект – международный Пакт о защите культурных ценностей и сопроводил его Знаменем Мира.
В докладе представлен подробный анализ появления Знака Триединства, изображенного Н.К.Рерихом на Знамени Мира. Показано, что в истории человечества этот Знак встречается с древнейших времен у различных народов, в религиозных, художественных и архитектурных традициях как в церковном, так и в светском исполнении. Названы картины Н.К.Рериха, которые он посвятил Знаку Триединства: «Сокровище Мира. Чинтамани» (1924), «Знамя Мира. Pax cultura» (1931), «Мадонна Орифламма» (1932), «София Премудрость» (1932), «Святой Сергий Радонежский» (1932), «Мадонна Защитница (Святая Покровительница)» (1933).
В заключение отмечено, что Культура – это тот фундамент, на котором человечество сможет объединиться. «Осознание Красоты спасет мир» – великий девиз будущего. Еще не всеми Знамя Мира осознается как символ Культуры и космической эволюции. Но, как предвидела Елена Ивановна Рерих, придет время, «когда Знамя Мира, Знамя Культуры покроет весь мир» и явится для многих народов близким им путеводным знаменем в созидании лучшего будущего. «Истинно, Знамя Мира есть великий пробный камень для сознания человечества», – отмечала она.
Татьяна Васильевна Александрова, сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, выступила с докладом «Проблема национального и общечеловеческого в концепции Культуры Н.К.Рериха». Выдающийся художник, мыслитель, общественный деятель и гуманист Н.К.Рерих, внесший огромный вклад в сокровищницу русской и мировой культуры, в развитие взаимопонимания между народами и укрепление мира на планете, рассматривал вопросы соотношения национального и общечеловеческого через призму Культуры. Он писал о ее основополагающем значении в бытии человека и общества, в формировании как национальной идентичности, так и «всечеловечности» любого народа.
Через все творчество Н.К.Рериха проходит идея единства человечества на основе культуры, искусства, всеобщих этических ценностей. Историк и археолог, совершивший много экспедиций по России, Европе, Америке, Центральной и Восточной Азии, Николай Константинович был знатоком русской, азиатской и европейской культур, и большую часть жизни посвятил поиску их объединяющих начал.
Мыслитель был убежден, что осознание основополагающего значения своей национальной культуры, ее универсальных ценностей, позволяют человеку ценить, воспринимать, творчески претворять и обогащать культуры других народов. При этом национальная культура, внося свой вклад в сокровищницу единой общечеловеческой культуры, не теряет своей самобытности.
Людмила Сергеевна Решетникова, востоковед, кандидат исторических наук (Кемерово), представила участникам форума доклад «Рерих о народе русском». Она рассказала об отношении Н.К.Рериха к проблематике, актуальной и в настоящее время. Речь идет о дискуссии, развернувшейся между славянофилами и западниками в XIX веке.
Западники ориентировались в основном на западную культуру и цивилизацию, считали русский народ неразвитым и будущее России видели в ее европеизации. Вместе с тем представители русского народа внесли немалый вклад в развитие мировой культуры. На Западе это либо замалчивалось, либо умалялось. Рерих же утверждал равновеликость и равнозначность культур народов Европы и России, обосновывал общие принципы их формирования, их специфику. В картинах, посвященных русской истории, он отразил мощь русского народа, его духовную силу, интеллектуальный потенциал. Только такой народ умеет строить, развивать культуру, осваивать огромные суровые пространства страны.
В публицистике Н.К.Рериха отмечены такие черты русского народа, как способность к мирному сосуществованию с народами других культур и верований, открытость к опыту этих народов и его творческое усвоение, милосердие, готовность к бескорыстной помощи и, особенно, стремление к знанию. В очерках Рериха отражено и разное понимание смысла жизни западным и русским человеком. На Западе смысл жизни видят в утверждении престижа, в достижении богатства и власти, в России – в праведности пути и справедливости.
Рерих подчеркивал, что в душе русского народа живет понятие подвига, благодаря которому на протяжении более чем тысячелетней истории были одержаны многочисленные победы над вторгшимся врагом, в том числе был побежден фашизм. Обладая высокими нравственными качествами и сильным духом, русский народ, как утверждал Николай Константинович, «не только умел претерпеть, но и знал, как строить и слагать в больших трудах славное будущее своей великой родины». Он верил в Россию, в грядущий русский век, когда «все русские подвиги нынешних дней славно возвысятся на празднике русского века».
Виктор Васильевич Фролов, доктор философских наук, профессор, руководитель Проблемной группы «Русский космизм» Российского философского общества (Москва), выступил с докладом «Научное познание Вселенной и идеи Живой Этики». Факты современной науки говорят о том, что существование нашей планеты конечно, как конечна и жизнь человека. Философским отражением этих фактов являются представления, согласно которым существование Вселенной и человека в пространстве и времени ограничено признанием зримого, физического мира. Таким образом, воспринимаемый и доступный изучению мир рассматривается как единственная реальность. В этом мировоззренческом контексте вопрос о вариантах продолжения жизни человека после его ухода с земного плана, с точки зрения докладчика, удовлетворительного ответа не находит. В то же время в культуре народов мира важное место всегда занимала и занимает тема посмертного существования человека, чему можно привести различные свидетельства. Они обнаруживаются в мифологических и философских учениях Древней Индии, Древнего Китая и Древней Греции, в религиозных учениях Европейского Средневековья и Востока и, наконец, в философии космизма в России.
В ХХ веке такое понимание существования человека оформилось в синтетической философии Живой Этики, или философии космической реальности. Согласно ее идеям, вопрос о вечности жизни человека или его бессмертии получает ответ, вытекающий из положений этого учения о Вселенной и человеке. Вселенная в соответствии с философией Живой Этики в своей эволюции не имеет предела, ее структура носит духовно-материальный характер, а человек, будучи ее частью, есть форма сознательного проявления творчества Вселенной. Исходя из этого земная жизнь человека рассматривается как этап его беспредельной космической эволюции, включенной в эволюцию Вселенной. Земное существование человека заканчивается утратой, разрушением его физического тела и переходом его духовной структуры на иной, незримый план существования Космоса. Его жизнь после ухода с физического плана бытия имеет сознательное продолжение в тех случаях, когда духовность человека, наработанная им в его земных жизнях, имеет высокий уровень развития. В этой ситуации основа духовной структуры человека, аккумулированная в зерне духа, сохраняется и его сознательное существование не прерывается. Так человек переходит из мира земного, видимого, в мир иной, незримый. Духовные накопления человека аккумулируется в зерне духа, которое, согласно философии Живой Этики, есть проявление духовного космоса и присуще каждому человеку. В этих накоплениях заложены как положительные, так и отрицательные моменты, порождающие в соответствии с космическим законом причин и следствий, или законом кармы, соответствующие своему характеру следствия. Это означает, что все накопления человека, добытые и обретенные им в прошлых воплощениях и в настоящей жизни, проявятся в будущем – в особенностях характера человека, его встречах с определенными людьми, жизненных препятствиях, его способностях и талантах. Жизнь человека регулируется космическими законами. Станет человек в своей жизни следовать этим законам или не будет этого делать – это вопрос его выбора. Но ему важно помнить о главной причине, которая в конечном счете подведет его к необходимости эти законы учитывать в своей жизни. Эта причина корениться в том, что человек является частью Вселенной и его глубинные интересы состоят в учете требований этих законов и сознательном следовании им.
Валерий Павлович Ануфриев, профессор, доктор экономических наук, и Елена Ильинична Ануфриева, доцент, кандидат физико-математических наук (Уральский федеральный университет, Екатеринбург) представили доклад «Научное наследие семьи Рерихов». Наука и научные исследования стали самой жизнью всей семьи Рерихов. Каждый член семьи занимался самостоятельными научными исследованиями и намного опередил свое время. Все Рерихи работали на Будущее.
Научное наследие семьи Рерихов велико и дано так много и так щедро, что хватит на работу десятков институтов и не на одно столетие. Большое внимание уделялось проблемам науки, становлению ее методологии и новых тонко-энергетических исследований. И эта деятельность во многом возлагалась на новую науку, которая осуществлялась Рерихами в Институте «Урусвати», ставшем прообразом научных учреждений будущего.
Все философское и литературное наследие семьи Рерихов – Учение Живой Этики, книги, дневники, письма – это научные основы Нового Мира, Новой науки, Нового человека. Уровень нравственного развития был главным концептуальным моментом в науке Нового Мира.
Жизнь и деятельность этой великой семьи на земном плане состояла в стремлении дать людям Знания, изменить Сознание. До конца своих дней и Николай Константинович, и Елена Ивановна Рерихи мечтали вернуться в Россию и потрудиться на благо своей любимой Родины.
Новый Мир, как писала Елена Ивановна, уже идет, и мы с вами с каждым годом ощущаем это сильнее: наука начинает интересоваться внутренним человеком, его потенциальными возможностями, ученые изучают сознание человека, его мысли, познавательную и ведущую роль сердца. Появляются новые приборы и методики, позволяющие фиксировать энергию мысли и сердца человека, изучаются космо-биосферные связи, космические лучи и влияние Космоса на человека.
Будем надеяться, что недалеко то время, когда для большинства ученых труды Рерихов и Учение Живой Этики, в которых так щедро даны человечеству знания законов космической эволюции, станут настольными книгами. Только ученый, обладающий непредубежденным умом и синтезом знаний, может успешно творить, открывая новые законы, новые явления, новые энергии.
Руководитель информационного отдела Международного Центра Рерихов, советник Российской академии естественных наук, член президиума Ярославского областного отделения ВООПИиК Сергей Владимирович Скородумов (Ярославль) выступил с докладом «Книги, архивные источники и СМИ о путешествии семьи Рерихов по Руси (1903–1904)». Он отметил, что экспедиция Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов «по старине» имела огромное значение, положив начало их широкой общественной деятельности в защиту культуры. К сожалению, это путешествие исследовано еще недостаточно подробно, хотя оно нашло отражение в книгах, газетных публикациях, архивных документах и, конечно, в великолепных картинах художника. Сергей Владимирович рассказал о ходе экспедиции Рерихов по древнерусским городам и показал присутствующим копии некоторых документов по итогам этого путешествия. Среди них – страница Книги посетителей Ростовского музея древностей с записью Н.К.Рериха, издание статьи Н.К.Рериха «По старине» с дарственной надписью хранителю Ростовского музея древностей И.А.Шлякову, Опись картин и этюдов Н.К.Рериха, выполненных во время путешествия и переданных на выставку в Сент-Луис (США).
Судьба архитектурных этюдов Н.К.Рериха оказалась во многом трагична. Зимой 1904 года эти работы с большим успехом экспонировались на выставке в Петербурге в залах Императорского Общества поощрения художеств. В то же время на Всемирной выставке в Сент-Луисе решено было организовать отдел русского искусства. Среди 800 представленных картин известных русских художников оказались и 75 работ Н.К.Рериха, в основном его этюды старинного русского зодчества. Однако у организаторов выставки возникли проблемы с оплатой пошлины. В итоге все картины были конфискованы, проданы с торгов и разошлись по США и Южной Америке. Лишь во второй половине 70-х годов прошлого века Кэтрин Кэмпбелл, доверенная сотрудница Рерихов в Америке, передала в дар России 41 картину архитектурной серии Н.К.Рериха. Сегодня они находятся в фондах Государственного музея Востока.
Выступление С.В.Скородумова сопровождалось слад-программой с изображениями картин архитектурной серии Н.К.Рериха и современных фотографий сохранившихся памятников старины.
Доклад «Древнерусская культура в монументальной живописи Н.К.Рериха» представил Анатолий Андреевич Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР, вице-президент Международного комитета по сохранению наследия Рерихов (Москва). Анатолий Андреевич обратил внимание на монументальную живопись Николая Рериха как одну из важных граней его художественного творчества. Истоком этого творчества стало духовное наследие русского святого и подвижника Сергия Радонежского и философские идеи Учения Живой Этики, которое создавалось Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока.
В докладе рассматривалась проблема духа и особенности проявления русской духовности, воплощения духовного образа России на примере образцов монументального искусства, созданных Рерихом. Были представлены образы живописно-плоскостного архитектурного декора, выполненные художником в разные годы. Как монументалист, он создавал иконы, росписи для храмов, эскизы мозаик Шлиссельбургского собора (1906), фрески для церкви Покрова в Пархомовке (1906), иконы для монастыря в Перми (1907), церкви Святого Духа в Талашкине (1910), эскизы фресок для Анастасиевской часовни в Пскове (1911), композиционно апробированные художником в храме Святого Духа в Талашкине и Почаевской лавре (1910) и др. В монументальной живописи художник сумел запечатлеть неувядающие традиции древнерусской архитектуры, воссоздать образы русских подвижников и святых князей, передать дух старины, наконец, донести до следующих поколений идею единства, одухотворения и преображения жизни.
Елена Станиславовна Кулакова, кандидат искусствоведения, руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д.С.Лихачева в Новокузнецке, член Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, выступила с докладом «Сохранить для России. К 90-летию основания Русского культурно-исторического музея в Праге». Доклад посвящен многолетнему сотрудничеству последнего секретаря Льва Николаевича Толстого, уроженца города Кузнецка (ныне Новокузнецка) Валентина Федоровича Булгакова с русским художником Николаем Константиновичем Рерихом в связи с работой Русского культурно-исторического музея в Праге (1934–1948). При создании музея было решено в будущем перенести его коллекции в Россию как русское национальное достояние.
Докладчик осветила вехи истории музея, который Н.К.Рерих называл «первым русским музеем в Европе, маяком русского искусства и науки за рубежом». В.Ф.Булгаков при создании коллекции музея сотрудничал с известными представителями русского зарубежья: художниками К.А.Коровиным, Н.С.Гончаровой, Б.Д.Григорьевым, З.Е.Серебряковой; писателями Д.С.Мережковским, З.Г.Гиппиус, М.И.Цветаевой, А.М.Ремезовым; с театральными деятелями Ф.И.Шаляпиным, С.М.Лифарем и многими другими. Отдельная страница в истории музея – открытие зала Николая Константиновича Рериха, где были представлены, подаренные художником 15 его картин, такие как «Святой Сергий Радонежский», «Тень Учителя (Апокриф о Христе)», «Часовня Сергия», «Гуга Чохан», «Канченджанга» и другие. Между В.Ф.Булгаковым и Н.К.Рерихом завязалась переписка, которая длилась двенадцать лет. Тоска по Родине, единство точек зрения по многим вопросам, увлечение искусством и музейным делом сблизили их отношения до настоящей высокой и чистой дружбы.
Сын Николая Константиновича, живописец Святослав Николаевич Рерих, также внес свой вклад в общерусское дело, передав в дар музею портрет отца (1938), картины «Пастух Кулуты» и «Закат».
После Второй мировой войны в 1948 году В.Ф.Булгаков вернулся на Родину и привез с собой всю коллекцию Русского культурно-исторического музея. Картины Н.К.Рериха и его сына были переданы в Третьяковскую галерею, часть коллекции попала в Исторический музей и Театральный музей имени А.А.Бахрушина, в музей Октябрьской революции и музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Так завершилась история Русского культурно-исторического музея, который успешно выполнил свою задачу, сохранив сокровища отечественной культуры для России.
Любовь Владиславовна Хоменок, кандидат педагогических наук, руководитель отдела развития общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР (Москва), представила на конференцию доклад «Проблема взаимодействия Культуры и цивилизации в художественном творчестве С.Н.Рериха».
Святослав Николаевич Рерих – младший сын Н.К.Рериха. Известен не только как выдающийся художник, но и как ученый, педагог, мыслитель, общественный деятель. Основу его мировоззрения составляли идеи Учения Живой Этики, созданного Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с Великими Учителями Востока и воплощенного в жизни и творчестве великой семьи Рерихов. Проблема взаимодействия культуры и цивилизации была основной в художественном творчестве С.Н.Рериха. С одной стороны, он создавал прекрасные одухотворенные образы своих современников, многие из которых были выдающимися личностями, воспевал вечную гармонию природы, радость человеческого труда и стремление к высшим ценностям жизни. С другой стороны, чувствовал, а часто, как и его отец, мог предвидеть многие болевые точки цивилизации, и в его художественном творчестве они нашли свое яркое отражение. После ухода Н.К.Рериха в 1947 году Святослав Николаевич принял эстафету от своего великого отца. Теперь он будет свидетельствовать и предупреждать мир об Армагеддоне культуры. Так же как в картинах Н.К.Рериха, в картинах Святослава Рериха много символов, которые раскрываются сообразно эпохе, и проблемы, поднятые в них, необычайно актуальны сегодня.
В своем докладе «Русская философия и Живая Этика о Культуре как основе эволюции человечества» кандидат философских наук Галина Борисовна Святохина (Уфа) отметила то, что в контексте западной традиции отвлеченного мышления, доминирующей сегодня в науке и философии, существует более 600 определений культуры: от понимания ее как всего, что делает и создает человек независимо от качества, до соотнесения ее с нравственно-духовными аспектами его жизни. Эта ситуация привела к размыванию сути культуры и непониманию ее значения для жизни человечества и его эволюционного развития. Традиция целостного подхода русской философии всеединства (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, С.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский и др.), получившая свое наиболее совершенное выражение в Учении Живой Этики (Е.И.Рерих, Н.К.Рерих), открыла гораздо более богатую и динамичную энергетическую картину мира. В кратком представлении ее сути как космического, иерархически организованного, взаимосвязанного эволюционного процесса в синтетическом единстве принципов жизни, познания и совершенствования было отмечено, что человек является органичной составной частью его. В этом контексте культура человека предстает как сформировавшийся в его сознании синтез знания (в том числе космических законов бытия), нравственно-эстетических и духовных качеств, в единстве их практического проявления. Деятельность человека на таком уровне сознания и мышления способствует накоплению в структуре его организации высокой духовной, или огненной, энергии, которая и обеспечивает продвижение человека по пути космической эволюции к новым, все более высоким уровням бытия на лестнице Духовной Разумной Космической Иерархии, устремленной в Беспредельность.
Шамира Инипахуновна Амраева, учитель музыки и самопознания, педагог-исследователь, сотрудник Культурного центра имени Н.К.Рериха (Алма-Ата, Казахстан), свое выступление «Истоки человеческой мудрости» посвятила Педагогике XXI века и провела для участников форума урок самопознания по теме «Человек и мир», предназначенной для учеников 9 класса. В Казахстане более 20 лет существует учебный предмет «Самопознание». Он охватывает детей дошкольного возраста, учеников школ и высших учебных заведений. За прошедшие годы педагогами накоплен большой опыт преподавания предмета, способствующего духовному развитию подрастающего поколения.
В ходе урока Шамира Инипахуновна на примере жизни первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина показала, что судьбы мира зависят не только от крупных исторических деятелей, но и от каждого человека, который своим отношением к труду, долгу, неустанным стремлением к достижению поставленной цели, готовностью взять на себя ответственность, желанием творить добро и нести радость людям вносит в общую картину мира свою часть. Такие люди освещают силой своего духа настоящее и строят будущее. Ю.А.Гагарин, взявший на себя ответственность, проложил дорогу в Космос, в будущее, в космическую эру человечества. Он посвятил свой полет «людям нового общества, в которое мы уже вступили, нашей великой Родине, нашей науке».
В наше время взаимодействие России и Индии происходит в одной из важнейших научных сфер – космической. Об этом рассказал в своем докладе «Сотрудничество Индии и России в космосе» преподаватель музыки Академии искусств имени Елены Ивановны Рерих Аншул Кумар, (Наггар, Кулу, Индия).
Между Россией и Индией, начиная с XV века, благодаря путешественникам, ученым, деятелям культуры и искусства складывались дружеские связи. В ХХ веке семья Рерихов внесла исключительный, ни с чем не сравнимый вклад в укрепление культурных связей нашей страны с Индией, которые по праву называют сегодня «мостом культуры и дружбы» между двумя государствами. По-прежнему жизненно и приветственно звучат слова Н.К.Рериха: «Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает магнит индийский сердца русские… Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает».
В начале выступления Аншул Кумар отметил, что Россия первой открыла дорогу в Космос, отправив в космический полет Ю.А.Гагарина в 1961 году. Теперь день 12 апреля человечество отмечает как Международный день космонавтики. История навсегда сохранит имена первопроходцев, кто находился в авангарде и первым рисковал собой. Космонавт Алексей Леонов первым совершил выход в открытый космос. Валентина Терешкова стала первой женщиной, побывавшей в Космосе, чем вдохновила женщин всего мира на полеты к звездам.
В 1984 году составе экипажа советского корабля «Союз Т-11» первый индийский астронавт Ракеш Шарма совершил свой первый космический полет. «Союз Т-11» стартовал с космодрома Байконур, состыковался с орбитальной космической станцией «Салют-7», и экипаж, проведя в Космосе 7 суток, вернулся на Землю. За успешное осуществление международного космического полета и проявленные при этом мужество и героизм космонавту-исследователю Ракешу Шарме было присвоено звание Героя Советского Союза.
Среди американских астронавтов есть женщины индийского происхождения. Сунните Лин Уильямс принадлежит рекорд самого длительного пребывания женщины в Космосе – 322 дня и самое большое количество выходов в открытый Космос среди женщин – 7, в котором она провела 50 часов. Первой среди женщин индийского происхождения стала Калпана Чавла, в 1997 году совершившая полет на космическом челноке «Колумбия». К сожалению, во время последнего полета шаттла «Колумбия» в 2003 году произошла катастрофа и все астронавты погибли.
Аншул Кумар также отметил, что Индия работает и по программе космического исследования Луны и Солнца и уже достигнуты хорошие результаты. Сейчас наши страны объединяют свои усилия в исследовании Космоса и работают над совместными космическими программами. В 2018 году лидеры России и Индии подписали соглашение о сотрудничестве в области пилотируемых космических полетов и подготовки космонавтов.
В завершение Международной общественно-научной конференции «Мир через Культуру» руководитель информационного отдела Международного Центра Рерихов Сергей Владимирович Скородумов провел презентацию книги академика Л.В.Шапошниковой «Николай Рерих», специально изданной к юбилею Н.К.Рериха в серии «ЖЗЛ».
Автор книги, Людмила Васильевна Шапошникова, выдающийся ученый, писатель, востоковед, увлекательно и подробно рассказывает о жизни и творчестве замечательного русского художника, ученого, мыслителя и путешественника. Широкая культурно-просветительная деятельность Н.К.Рериха, Пакт Мира, предвещающий Эпоху Культуры, знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция, Институт «Урусвати», ставший форпостом науки будущего, Учение Живой Этики – эти и многие другие яркие страницы жизненного пути удивительного человека, подарившего своим потомкам мир Культуры и Красоты, откроются перед читателями.
Многогранная личность Н.К.Рериха поражает своим масштабом, мудростью и человечностью, а гуманистические идеи его богатейшего творческого наследия находят все больший отклик в сердцах наших современников, размышляющих о месте человека в этом мире.
Программа Международной общественно-научной конференции «Мир через Культуру»
Приветствия
- Международный Центр Рерихов
- Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха
- Немецкое Рериховское общество (Германия)
- Культурный Центр имени Н.К. Рериха (Алма-Ата, Казахстан)
- Рериховское культурное творческое объединение (Иркутск) и Иркутское региональное отделение Международной общественной организации «Лига защиты Культуры»
- Томское региональное отделение Международной общественной организации — «Лига защиты Культуры»
- Бердское Рериховское общество
- Центр Культуры «Беловодье», Республика Алтай
Публикации
Государственная научная библиотека Кузбасса // Общественно-научная конференция «Мир через культуру», 13.04.2024 (видео):
Фотографии:
Источник: МЦР