Описания картин художественной части выставки «Вселенная Мастера». Знакомство с Вселенной Мастера — великого художника Николая Константиновича Рериха.
№ | Наименование и размер репродукции в коллекции выставки | Эскизы | Описание |
1. | Н.К. Рерих. Шамбале Даик (Весть Шамбалы).
Не позднее 1940. |
![]() |
|
2. | Н.К. Рерих. Майтрейя -победитель.
1925. |
![]() |
|
3. | Н.К. Рерих. Мощь пещер.
1932. |
![]() |
|
4. | Н.К. Рерих. Приказ Ригден — Джапо.
1926-1927. |
![]() |
На картине Ригден-Джапо (Владыка Шамбалы) изображен с лицом азиатским в недрах огненной горы, в самой Башне Шамбалы. Он отдаёт воинам Приказ и часть из них устремляется исполнять его. «Благословенный Ригден-Джапо является, чтобы отдать Приказ своим вестникам. Вот на черной скале Ладака появляется могущественный Владыка. Со всех сторон стремятся к нему всадники, чтобы в глубоком почтении принять Приказ, а затем понестись по всему миру, неся заветы Великой Мудрости».(Алтай-Гималаи) Картину из этой серии «Красный Всадник» Н.К.Рерих подарил правительству Монголии, куда лежал путь его экспедиции после Алтая. Рериха встретили там как посланца Шамбалы. На картине в красном одеянии на фоне гор изображен Владыка Шамбалы Ригден-Джапо. Она выполнена в традициях монгольской живописи, в ярких, чистых красках, без полутонов, как и «Приказ Ригден-Джапо». В нижней части полотна Рерих изображает собрание Великого Хурала у подножия горы Бохуоула. Передавая картину, художник сказал: «Монгольский народ строит своё светлое будущее под знаком Нового века. Великий Всадник освобождения несётся над просторами Монголии, и Великий Хуралдан в деятельном совещании слагает решение Новой народной жизни. И громко звучит Зов Красного прекрасного Владычного Всадника. В очерке «Радость творчества» Н.К.Рерих пишет: «В Гималаях можно встретить гонцов вестей Шамбалы, которые воскрешают связи между великими традициями прошлого и устремлениями людей в будущее. Вестников посылает Ригден-Джапо, правитель Шамбалы, правитель будущего. Вестники Ригден-Джапо по всему миру от разных народов несут священную весть о грядущем Новом Мире, о единении и сотрудничестве. Что же свяжет миллиарды сердец? Безграничное искусство, непредубежденная наука, благословенная работа. Вестники и Регден-Джапо спешат нести созидательные идеи по всему миру. В прекрасных научных лучах Агни-Йоги эволюция стучится в двери, и благословенные открытия несут свет всему человечеству.» Е. П. Маточкин канд. искусствоведения г. Новосибирск «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н. К. Рериха». (https://www.icr.by/index.php?option=com_k2&view=item&id=842:николай-рерих-приказ-ригден-джапо&Itemid=4&lang=en) |
5. | Н.К. Рерих. Будда Победитель. 1925. | ![]() |
|
6. | Н.К. Рерих. Знаки Христа.
1924. |
![]() |
|
7. | Н.К. Рерих. Бхагаван.
1932. |
![]() |
|
8 | Н.К. Рерих. Нагарджуна-Победитель Змия.
1925. |
![]() |
|
9. | С.Н. Рерих. Портрет Е.И. Рерих.
1931 |
![]() |
|
10. | С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха.
1937 (?)
Святослав Рерих. Николай Рерих. Портрет. 1934 |
![]() |
Святослав Николаевич Рерих написал около 30-ти портретов своего отца – Николая Константиновича Рериха. Николай Константинович Рерих — выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники… Он также является автором подписанного в 1935 году международного договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший известность в международно‑правовой практике как Пакт Рериха. Н.К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах. (https://www.icr.by/index.php?option=com_k2&view=item&id=839:святослав-рерих-николай-рерих-портрет&Itemid=4&lang=en) |
11. | Н.К. Рерих. Пасхальная ночь.
1934 |
![]() |
|
12. | Н.К. Рерих. Пантелеймон Целитель.
1931 |
![]() |
|
13. | Н.К. Рерих. Сергиева Пустынь.
1936. (ЗИМА) |
![]() |
|
14. | Н.К. Рерих. Земля Славянская. 1943 (?) | ![]() |
|
15. | Н.К. Рерих. Борис и Глеб.
1942
|
![]() |
Великие князья Борис и Глеб — сыновья великого князя Владимира, при котором Русь приняла христианство. Борис и Глеб, следуя христианским заповедям, не пошли против своего старшего брата, предотвратили его убийство, укрепив тем самым принципы православия, пришедшего на смену язычеству с его жестокими и дикими обычаями. За многие добрые дела Борис и Глеб, убитые в 1015 году, – первые князья, канонизированные русской и константинопольской церквями. Галина Кречина // Николай Рерих. В поисках Шамбалы. Каталог выставки в Малаге. 2019. С. 131. Картина создана в поздний период жизни художника, когда он жил в селении Наггара, расположенном в долине Кулу в Индии. В это время в дневниках Н.Рерих рассуждает о необходимости «воздать должное деятелям земли Русской», чтобы слава русская звучала по всем краям мира. Создавая свои работы, художник обращается к яичной темпере, воздушность и звучность которой, по словам самого художника, давали свободу технике и наиболее точно отвечали его представлениям о красоте русской истории. Народные религиозные верования связывали с личностями Бориса и Глеба представления о подвижниках – защитниках, воинах, творящих добрые дела. Народ наделил своих героев лучшими человеческими качествами, воплотив в них свои духовные идеалы. В картине Рерих через аллегорию обращается к людям с идеями любви и добра, с призывами к миру. Произведения, созданные в это время, звучали особенно убедительно, ведь Россия вступала в новую справедливую войну за независимость своего Отечества. Опираясь на фольклорную традицию, мастер представил на своих красочных и насыщенных по колориту полотнах одухотворенные, полные внутренней силы образы Бориса и Глеба. Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) – русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича от брака с византийской царевной Анной из Македонской династии. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. https://gallery.facets.ru/show.php?id=46 |
16. | Н.К. Рерих. Добрые травы. Василиса Премудрая.
1941. |
![]() |
«Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Неудивительно ли, что русский народ создал эту светлую, эту возвышенную концепцию. Человек подвига берет на себя тяжкую ношу и несет ее добровольно. В этой готовности нет и тени эгоизма, есть только любовь к своему ближнему, ради которого герой сражается на всех тернистых путях… Ласковость, дружелюбие, помощь угнетенному – вот характерные черты героя. Подвиг можно обнаружить не только у вождей нации. Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру. «Подвиг» означает движение, проворство, терпение и знание, знание, знание» (Рерих Н.К. Подвиг // Рерих Н.К. Зажигайте сердца! С. 137-138.) |
17. | Н.К. Рерих. Дочь викинга. (Ункрада)(За морями земли великие).
1918. |
![]() |
|
18. | Н.К. Рерих. Звенигород.
1933 |
![]() |
|
19. | Н.К. Рерих. И мы открываем врата.
1922 |
![]() |
|
20. | Н.К. Рерих. Наши предки.
1919.
|
![]() |
x
№ | Наименование | Эскизы | Описание | |||
228 | Н.К.Рерих. Весть Тирону.
1940. |
![]() |
Весть Тирону. 1940 Холст, темпера. 76.5 х 122 см.Где находится: Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва Источник: Сайты ГМИНВ, roerich-heritage.ru и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/ |
И Рерих пишет «Весть Тирону». Почему-то именно тогда он вспомнил Федора Тирона, одного из первых христиан, жившего во времена римского императора Диоклетиана, известного своими гонениями на христиан. Вместе со своими единомышленниками Тирон был схвачен и замучен римскими легионерами. Говорят, кто-то предостерегал Тирона о грозящей беде, но тот не поверил предупреждению. В Монголии поход объявляется посылкой стрелы князю-нойону. Стрела, прилетевшая к Федору Тирону, шла с Востока. Н. Рерих. Алтай – Гималаи III, Пир-Панджал (1925) (Источник: «И мы видим» Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ — г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил., https://gallery.facets.ru/show.php?id=87) |
https://gallery.facets.ru/show.php?id=87
страница для QR https://xn—-7sbbtpj7albq2b.xn--p1ai/aktualnost-pakta-reriha/mvp-vselennaya-mastera/kartiny-vystavki-mczr-vselennaya-mastera/228-vest-tironu/ |
|
Картины Н.К.Рериха на баннерах | ||||||
189 |
Н.К.Рерих. Заморские
гости.
1901.
|
![]() |
Государственная Третьяковская галерея.
Россия. Одесский художественный музей. Украина.
Государственный Русский музей. Россия.
Санкт-Петербург.
Национальный художественный музей
Республики Беларусь. Минск
Описание одной строкой: По пути из Варяг в Греки: «…ладьи по Неве, по Волхову, Ильменю, Лoвати, Днепру — в самый Царьград; идут варяги на торг или на службу…» Н.К.Рерих
Invités d’outre-mer, 1901
Nicholas Roerich
(Overseas Guests, 1901)
Nicholas Roerich 1901 · oil on canvas Invités d’outre-mer, 1901 · Nicholas Roerich Odessa Fine Arts Museum, Ukraine Les Visiteurs d’outre-mer
(Les Visiteurs d’outre mer. Les Varegues (ou rus) en Russie. Vikings danois et suedois, qui ont voyage sur tout le reseau fluvial des territoires de l’est et construit des forts. Oeuvre de Nicholas Roerich (1874-1947), tempera sur carton) Nicholas Roerich. Les Visiteurs d’outre-mer · Nicholas Roerich |
Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 1: 1891–1901 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2004. ISBN 5-98408-012-5. I. Соболев, А. П., ред
По пути из Варяг в Греки
Заметки Н. К. Рериха
Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного, весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек спустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями — всполошило их мирную жизнь что-то, малознакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдёт через леса и болота, перекатится широким полем, подымет роды славянские — увидят они редких, незнаемых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай.
Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые бортa, завершившись высоким, стройным носом-драконом. Полосы красные, зелёные, жёлтые и синие наведены вдоль ладьи. У дракона пасть красная, горло синее, а грива и перья зелёные. На килевом бревне пустого места не видно — всё резное: крестики, точки, кружки, переплетясь, дают самый сложный узор. Другие части ладьи тоже резьбой изукрашены; с любовью отделаны все мелочи, изумляешься им теперь в музеях и, тщетно стараясь оторваться от теперешней практической жизни, робко пробуешь воспроизвести их — в большинстве случаев совершенно неудачно, потому что, полные кичливого, холодного изучения, мы не даём себе труда постичь дух современной этим предметам искусства эпохи, полюбить её — славную, полную дикого простора и воли.
Около носа и кормы на ладье щиты привешены, горят под солнцем. Паруса своей пестротою наводят страх на врагов; на верхней белой кайме нашиты красные круги и разводы; сам парус редко одноцветен — чаще он полосатый: полосы на нём или вдоль, или поперёк, как придётся. Середина ладьи покрыта тоже полосатым намётом, накинут он на мачты, которые держатся перекрещенными брусьями, изрезанными красивым узором, — дождь ли, жара ли, гребцам свободно сидеть под намётом.
На мореходной ладье народу довольно — человек 70; по борту сидит до 30 гребцов. У рулевого весла стоят: кто посановитей, поважней, сам конунг там стоит. Конунга можно сразу отличить от других: и турьи рога на шлеме у него повыше, и бронзовый кабанчик, прикреплённый к гребню на макушке, отделкой получше. Кольчуга конунга видала виды, заржавела она от дождей и от солёной воды, блестят на ней только золотая пряжка-фибула под воротом, да толстый браслет на руке. Ручка у топора тоже богаче, чем у прочих дружинников, — морёный дуб обвит серебряной пластинкой, на боку большой загнувшийся рог для питья. Ветер играет красным с проседью усом, кустистые брови насупились над загорелым, бронзовым носом; поперёк щеки прошёл давний шрам.
Стихнет ветер — дружно подымутся вёсла; как одномерно бьют они по воде, несут ладьи по Неве, по Волхову, Ильменю, Лoвати, Днепру — в самый Царьград; идут варяги на торг или на службу…
Искусство и художественная промышленность. 1899. Июнь–июль. № 9–10. С. 719–730.
(Источник https://gallery.facets.ru/show.php?id=340) (Предложение составителя)
|
https://gallery.facets.ru/show.php?id=340 страница для QR https://xn—-7sbbtpj7albq2b.xn--p1ai/aktualnost-pakta-reriha/mvp-vselennaya-mastera/kartiny-vystavki-mczr-vselennaya-mastera/25-zamorskie-gosti/ |
|
190 | Н.К.Рерих. Ковка меча (апрель) [Нибелунги].
1941. |
![]() |
Nibelungen. Forger l’épée
1941 (Nibelungen. Forger l’epee. (Episode de la mythologie allemande). Oeuvre de Nicolas (Nicholas) Roerich (1874-1947), tempera sur toile) Nibelungen. Forger l’épée · Nicholas Roerich |
«В пределах Алтая можно также слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Среди этих непонятных племен упоминается одно под именем Курумчинские кузнецы. Само название показывает, что это племя было искусно в обработке металлов, но откуда и куда направилось оно? Не имеет ли в виду народная память авторов металлических поделок, которыми известны древности Минусинска и Урала? Когда вы слышите об этих кузнецах, вы невольно вспоминаете о сказочных Нибелунгах, занесенных далеко на запад» . В книге «Алтай — Гималаи» есть следующие строки: «Курумчинские кузнецы. Странные, непонятные народы не только прошли, но и жили в пределах Алтая и Забайкалья. Общепринятые деления на гуннов, аланов и готов разбиваются на множество необъясненных подразделений. Настолько все неизвестно, что монеты с твердыми датами иногда попадают в совершенно несоответственные, временно установленные периоды. Оленьи камни, керексуры, каменные бабы, стены безымянных городов, хотя и описаны и сосчитаны, но пути народов еще не явили. Как замечательны ткани из последних гуннских могил, которые дополнили знаменитые сибирские древности!» |
https://gallery.facets.ru/show.php?id=436&setSize=3 | |
191 | Н.К.Рерих. Ведущая.
1924. |
![]() |
Ведущая. 1924
Из фондов Международного Центра-
Музея им. Н.К. Рериха. Россия. Москва
|
«И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о путях вечных». (Н.К. Рерих «Держава Света», «Женщинам», с.56-57,) «И как апофеоз… духовного стремления, мне хотелось в картине «Ведущая» дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам» ( «Держава Света».Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. С. 40.) Елена Ивановна Рерих писала: «…Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича «Та, которая ведёт» («Ведущая»). Так женщина… должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги» (?)
«Во многих работах гималайского цикла Рерих использует принцип одноугольной композиции, выработанный китайскими живописцами и связываемый с притчей Конфуция, где учитель говорит: «Если я дам человеку один угол, а он не может найти трёх остальных, я не продолжаю урока». Эта притча, относящаяся вначале к прямоугольной планировке рисовых полей, была приобщена к терминологии китайской эстетики. При этой композиции изображение сосредоточено на одной стороне или в одном углу картины, а остальная часть её оставлена пустой . Согласно этой схеме Ся Гуй в альбомном листе «Горные вершины вдали» (конец ХII – начало XIII вв.) располагает главные действующие лица на небольшой площадке в правом углу изобразительной плоскости. Далее идёт пелена облаков или тумана, а за ней на горизонте вздымаются высокие вершины. Точно такое же построение используется и в некоторых картинах Рериха, например, «Ведущая» (1924), «Жемчуг исканий» (1924).» (Е.П.Маточкин, Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.) |
https://gallery.facets.ru/show.php?id=65 | |
192 | Н.К.Рерих. Держательница Мира
(Камень
несущая).
1933. |
![]() |
Камень несущая. (Держательница Мира) 1933 Из фондов Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха. Россия. Москва Материалы, размеры Холст, темпера. 46.5 х 79.3 см.На обороте подрамника карандашом надпись: К Е.И.поздняя надпись: 041022 Держательница мира. Картина находилась в московской квартире Ю.Н.Рериха (Москва) с 1958 г. по 2007 г. |
«Это программная картина Рериха. Поясняя ее смысл, он говорил: «Под многоразличными покровами человеческая мудрость слагает все тот же единый облик Красоты, Самоотверженности и Терпения. И опять на новую гору должна идти женщина, толкующая близким своим о вечных путях»» (Н.Рерих. Альбом. Со вступительной статьей А.А.Юферовой и комментарием А.Н.Лукашова. М., 1970.). 4. Н.Рерих. Альбом. Со вступительной статьей А.А.Юферовой и комментарием А.Н.Лукашова. М., 1970. «…все, постигаемое человеком, постигается им по созвучию. Только созвучные сознания могут по силам своим и разумению своему понять, да и то далеко не вполне, что же имели они в лице этого великого духа. А имели они многое. Мучениками науки назвали люди тех просветителей человечества, которые хотели дать ему плоды своих мыслей и трудов. Многих замучили, многих преследовали, многих окружали насмешками, клеветой и чудовищным непониманием. Непонимание со стороны людей – удел их, великих. И где же они, те немногие, которые явление Великой Матери оценили достойно, по глубине своего понимания? Их мало, их очень мало, но их долг перед собою и перед другими поделиться пониманием своим и рассказать тем, кто знает меньше или не знает совсем о значении жизни этого Великого Духа, одарившего Светом своим Нашу планету в тягчайшее время переходного периода из царства Рыб в Эпоху Водолея, в Эпоху Огня, когда человечество вступает в Мир Новый. Она явила собою прообраз того, каким человек должен стать когда-то. |
https://gallery.facets.ru/show.php?id=289 | |
193 | Н.К. Рерих. И мы открываем врата.
1922. |
![]() |
И мы открываем врата. Из серии «Sancta» («Святые»). 1922
And We are Opening the Gates. From the «Sancta» Series
N. Roerich
And We are Opening the Gates.
|
https://gallery.facets.ru/show.php?id=366&info
https://icr.su/rus/katalog/10.php?i=2294 |
||
194 | Н.К.Рерих. Зов.
1944. |
Государственный музей искусства народов
Востока. Россия. Москва
Холст, темпера. 38 x 92 см.
Сайты ГМИНВ, roerich-heritage.ru и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/ Инв. № 9383 II, 43953 КП. |
https://gallery.facets.ru/show.php?id=361&setSize=3 | |||
195 | Н.К.Рерих. Дозор Гималаев.
1925. |
![]() |
Дозор Гималаев. 1925
Знамена Востока (в 1924 г. наз. Зарождение тайн) (составлена в 1924-1925)
Из фондов Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха. Россия. Москва Холст, темпера. 74.9 x 116.8 см. |
«…В Гималаях, духовные сокровища стережет Дозор. Стоящие высоко, словно на ледяных пьедесталах, Дозорные – Махатмы – достигают уровня вершин как великаны духа. «Всегда жданные, нежданно Махатмы творили в просторах Азии великую, особую жизнь. Когда нужно, Они проявлялись. Если нужно, Они проходили незаметно, как обычные путники. Они не пишут на скалах имен Своих, но сердца знающих хранят эти имена крепче скал». (Рерих Н. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. С. 247) | https://gallery.facets.ru/show.php?id=299\ | |
196 |
Н.К.Рерих. Майтрейя. 1932 |
Майтрейя
Год 1932 Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва Холст, темпера. 47 x 79 см. |
На трудных путях, на опасных горных перевалах стоят изображения Майтрейи, Светлого будущего. Кто озаботился поставить их? Кто потрудился? Но стоят они, часто гигантские, точно нечеловечески созданные. Каждый путник прибавит свой камешек к нарастающему мендангу. Разве насмехнется сердце ваше над этим камнем для ступеней будущего? Нет, путь трудный, опасный откроет сердце ваше. Не насмехнетесь, но, улыбнувшись во Благе, прибавите и свой камень к сложению ступени всевмещающего Света. (Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. VI. Майтрейя. Сайт http://agniyoga.roerich.info/)
…Благословенный Майтрейя — Мессия всегда изображается в венце. В большом образе. (Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974. с.40)
|
https://gallery.facets.ru/show.php?id=497&setSize=3 | ||
197 | Н.К.Рерих. Монголия I.1938. |
Холст, темпера. 92 х 122 см.
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
|
«Уж как широка пустыня Монгольская! Уж так необъятна степь! Уж так несчетны горы, холмы, гребни, буераки и складки, где захоронена слава!
Точно бы и пустынна ширь, а на склоне вырастает становище. Гляди, затемнели юрты, или неожиданно выглянул белый, пребелый монастырь или субурган. Или засинело озеро. Словно бы вымерла пустыня. Но скачут всадники в ярких кафтанах, или в желтых курмах и красноверхих шапках. Серебром выложены седла, не служили ли они и при Чингисе? Только где саадаки, колчаны? Где стрелы? Где же и прочие живности? Но тянется темная черта каравана. Чернеют стада яков. Рассыпались табуны конские. Забелели на солнце стада баранов, а не то замелькали дзерены, мчась по холму. Или юркнул в нору табарган, или бурундук. Верблюды, волки, лисицы, зайцы, мало ли всякой живности… И птиц точно бы и нет… Только разве беркут чертит круги. Или запестрят в небе вороны или клушицы. Или жаворонок зальется. Или перепел вспорхнет. Или от воды потянут турпаны, гуси, утки, куличье всякое. Или вытянется из ковыля дрофа… Или замашут крыльями журавли и цапли… есть и птицы. Откуда же молчание твое, пустыня прекрасная? От высоты ли твоей? От необъятности? От чистоты голубого небесного купола, от великого Тенгри, милостивого к Чингису?». Н.К. Рерих «Врата в Будущее» |
https://rgo.ru/activity/redaction/articles/vostok-est-vostok-kak-rerikh-proshel-10-tys-km-po-azii/?sphrase_id=1318182
https://gallery.facets.ru/show.php?id=527&setSize=3 |
||
198 | Н.К.Рерих. Монголия.(Юрты).1935-1936. |
Холст, темпера. 46.5 х 79 см.
Местонахождение неизвестно.
// Из собрания Ю.Н. Рериха.
Ревякин Д.Ю. Гибнущее наследие.
Московская квартира Ю.Н.Рериха.
На обороте графитным карандашом подпись: Ю.Н.Рерих; поздняя надпись: собр. Ю.Рерих; графитным карандашом поздняя надпись: Монгольский стан. 041048 Юрты. Монголия; красным карандашом поздние надписи: акт 3 № 214, 3457 КВП; синим карандашом поздние надписи: акт 3 Вх 2692 № 7 46,8 х 79 см. Согласно приложению к Акту № 157вр приема картин от Ю.Н.Рериха на временное хранение в ГТГ от 21 октября 1957 г. // ОР ГТГ. Ф. 8 IV/163. Л. 151 называлась «Юрты. Монголия». Картина находилась в московской квартире Ю.Н.Рериха с 1959 г. по 2006 г. |
«Монголы имеют врожденное художественное чувство, которое видно в их ремёслах — всё это можно возродить. Сколько в Монголии полезных ископаемых! Великие соляные озёра, лучшие сорта каменного угля, золото, железо, нефть. Очень богатая земля, которой еще не коснулись разрушительные свойства человеческой руки… Уж так широка пустыня монгольская! Уж так необъятна степь! Уж так несчетны горы, холмы, хребты, буераки и окладки, где захоронена слава! Словно бы вымерла пустыня, но скачут всадники в ярких кафтанах или в желтых курмах и красноверхих шапках. Серебром выложены сёдла. Не служили ли они при Чингис хане? Только где же саадаки, колчаны, где стрелы? Когда-то условия быта и сердечное влечение увлекали монголов в далёкие поиски. Человеку часто кажется, что где-то вдали есть что-то лучшее — славны бубуны за горами. Если вы припомните законы монгольских ханов, если вспомните героический эпос этого народа, то во всём отразится натура твердая, мужественная, нередко аскетическая, переживающая терпеливо случайности времени. Древние монгольские книги хранят заветы о Ботхисатвах, со всеми указаниям на помощь ближнему, сострадание и самоотвержение. Сам Ригден-Джапо на коне в светлых доспехах мчится. Монголы не забывают и о Священном Камне, который несёт на своей спине Цаган Мори. На старинной монгольской монете и солнце, и луна, и семизначное созвездие Большой Медведицы или Семи Старцев. Широкая мечта о поднебесьи. Мечта о чудесах и красотах Чингизова Великого Синего неба… Монголы купали коней своих в Адриатике, широко охватно проникновение Востока на Запад, под знаком Крестовых походов и по следам великих путников. В блеске татарских мечей Русь слушала сказку Востока, которую когда-то сказывали и хитрые арабские гости по пути из Варяг в Греки. Дары Востока безграничны. В 1202 г. Леонардо да Пиза издаёт математический трактат с арабскими цифрами, но сами арабы называют их индийскими. Алгебра, алидад, зенит, надир, Алтаир, Альдебаран — всё от арабов, всё от Востока. Алкоголь, элексир, амальгама, сироп, камфора, сахарный тростник, шафран, бура, рис, целый ряд фруктовых деревьев и овощей — всё из Азии, с Востока. Арабские кони, карашары, ветряные мельницы, ослы, мулы, гепарды, хлопок, шелк, тафта, шифон, ковры, восточные составы красок. Дамасские клинки, адмирал, буссоль, арсенал, корвет, шаланда — всё от Востока. В русском обиходе множество глубоко угнездившихся монгольских слов, уже обычных для нас. Бесчисленные благовония, духи, помады, косметика притекали с Востока. Названия мебели и обихода — оттуда же… Часто восточные народы изображались нетерпимыми, жестокими, безнравственными, предательскими. В то же время мы имеем несомненные доказательства их терпимости, благотворительности, человечности. Мы восхищаемся храбростью и мужеством восточных воителей. По их школам, по их цивилизации, по искусству и наукам можно видеть, насколько они превосходили гордый Запад. Соприкасание с народами Востока явилось одним из важнейших импульсов средневековья. Оно вызвало во всех областях неожиданное пробуждение. То был первый расцвет, первый ренессанс… Каждый монгол и хороший наездник и прекрасный стрелок. Они очень любят свою страну, приучены в распознавании расстояний, приучены к чистому воздуху и к высотам, очень умны, выносливы, необыкновенно приспособлены физически… И религии, и философии по справедливости должны быть отнесены именно к Востоку, к Азии. Будем признательны во всех великих дарах Востока.» (Н.К.Рерих. Дары Востока) |
https://gallery.facets.ru/show.php?id=1582 | ||
199 |
Н.К.Рерих
Гуга Чохан. 1931.
|
![]() |
Третьяковская галерея
Холст, темпера. 76 x 117 см.
В некоторых источниках Картина называется «Гуга Чохан. Кулута»
|
«Легендарный покровитель здешней древней страны Кулуты, статуя его находится перед самым нашим домом». (Из письма Н.К. Рериха к Булгакову) «Конная статуя древнего героя. Древний индийский князь». » …Боги очень удовлетворены, — сообщает он нам. Мы не оскорбили их. Напротив, мы даже собрали их изображения около нашего дома, принеся их из старого разрушенного храма. Есть статуя Гуга-Чохана верхом на коне, богиня Кали, Риши Картик, Свами Нансиганг, Парбати и несколько изображений Нарасимха, защитника этого места». (18. Н.К.Рерих. Шамбала. МЦР., М..1994г. 207с. — с .167) |
https://gallery.facets.ru/show.php?id=272
|
|
200 |
Н.К.Рерих. Белый
камень.
1933.
|
![]() |
1933
Музей
Николая
Рериха, США.
Нью-Йорк
Холст, темпера. 80 х 103 см.
Вариант названия — «Знак Чинтамани, или Конь счастья»
|
«Сердце восточных народов» помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче—Чинтамани—Чудесный камень, мира спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий нам сокровище мира?» (нет ссылки на Н.К. Рериха, Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.).
«Идею международного договора Николай Константинович выдвинул ещё в 1929 году. В 1935 году Пакт ратифицировали государства Америки. А инициатива Рериха получила завершение в 1954 году — с принятием на Гаагской конференции межправительственной «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». В качестве охранительного флага, названного Знаменем Мира, Николай Рерих предложил белое полотнище с символическим знаком — тремя кругами внутри окружности. Они истолковываются как прошлое, настоящее и будущее в кольце вечности. Знак этот распространён повсеместно. Его древнейшие изображения встречаются в Монголии, в культурах Востока и Запада, особенно часто в готике. В 1933 году художник написал картину «Белый камень» — с петроглифами, встреченными в экспедиции. Там высечен знак Чинтамани с тремя пламенеющими кругами на спине бегущего коня.» (Е.П. МАТОЧКИН Николай Рерих. 100 работ из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Самара: Агни, 2008.) |
https://gallery.facets.ru/show.php?id=31 | |
Картины Н.К.Рериха на планшетах |
Раздел «Рерих и театр»
|
|||||
Картины Н.К.Рериха на планшетах
Половецкие пляски |
Polovtsiens, l’un avec un cimeterre, conception de costume pour «Danses polovtsiennes» de l’opéra de Borodine «Prince Igor», 1943 Polovtsiens, l’un avec un cimeterre, conception de costume pour «Danses polovtsiennes» de l’opéra de Borodine «Prince Igor», 1943 · Nicholas Roerich |
|||||
Картины на планшетах
Корабль Тристана |
![]() |
Корабль Тристана [1-й акт]
Год 1912
Серия Эскизы к опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (постановка 1912 года не осуществлена) (не авт. название) Где находится Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Россия. Москва Материалы, размеры Картон, уголь, темпера, тушь, кисть. 56.6 х 81.5 см. (Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2465&size=4) Décor de scène pour «Tristan et Isolde» de Wagner, 1912: Décor de scène pour «Tristan et Isolde» de Wagner, 1912
(Stage design for «Tristan and Isolde» by Wagner, 1912) |
http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2465&size=4 | |||
и др. | ||||||
Картины Н.К.Рериха на планшетах |
Раздел «Вехи служения»
|
|||||
61. | Н.К. Рерих. Нижний Новгород. Кремлевская башня. Этюд. Серия «Памятники русской старины». 1903.
Н.К. Рерих. Кострома. Терем царя Михаила Федоровича. Этюд. Серия «Памятники русской старины». 1903. 45х60 см. |
![]() |
||||
63 | Покров Богородицы. Мозаика на фасаде церкви села Пархомовка. Выполнена по эскизам Н.К. Рериха 1906.
60х45 см. |
![]() |
||||
68 | Н.К. Рерих. Кремль Ростова Великого.
Этюд. Серия «Памятники русской старины». 1903. 45х60 см. |
![]() |
||||
и др. |
Цвет: f5e4f1