| О выставке | Материалы организатору выставки | Описание картин выставки | Список новостей Проекта | Медиа-гид |
| Н.К. Рерих. Майтрейя-Победитель.
1925 |
![]() |
| Название | Майтрейя Победитель |
| Год | 1925 |
| Серия | Майтрейя (составлена в 1925) |
| Где находится | Нижегородский государственный художественный музей. Россия |
| Материалы, размеры | Холст, темпера. 73 х 101 см. |
| Источник | Николай Рерих. Из собр. Нижегородского худ. музея. Автор-составитель И.Н.Кузнецова. Самара:Агни,1998 |
| Примечание | Инв. № Ж-653, КП-5898. Справа внизу: 19 .±. 25На обороте, справа вверху на подрамнике авторская (?) надпись: 7. Майтрейя Победитель (Сюита Майтрейя) Хотан 1925В «N. Roerich. Altai-Himalaya. 1929» подпись «Signs of Maitreya» («Знаки Майтрейи»). См. вариант 1927 года Загружено 2 изображения. |
| Происхождение | Дар А.М. Горького в 1936. |
https://gallery.facets.ru/show.php?id=499
…Благословенный Майтрейя — Мессия всегда изображается в венце. В большом образе.
…В Драсе лишь первый знак Майтрейи. Но в древнем Маульбеке гигантское изображение Грядущего стоит властно при пути. Каждый путник должен пройти мимо этой скалы. Две руки к небу, как зов дальних миров. Две руки вниз, как благословение земле. Знают — Майтрейя идет. Не об этом ли гигантском изображении писал Фа Сянь* в своих дневниках? Похоже!
…8 октября. Задумана серия картин «Майтрейя».
…Серия «Майтрейя» сложилась из семи частей. 1) Шамбала идет. 2) Конь счастья. 3) Твердыни стен. 4) Знамя грядущего. 5) Мощь пещер. 6) Шепоты пустыни. 7) Майтрейя Победитель.
*Фа Сянь — китайский паломник-буддист, совершивший в 399—411 гг. путешествие через Центральную Азию в Индию и на Цейлон. Оставил важные для истории и этнографии записки, в которых описывается все, что связано с буддизмом, а также культура в целом и политическая обстановка в странах, им посещенных.
Источник: Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974. с.40,74,105,119,213 (примеч. с.323)
Около Маульбека, на самой дороге, вы будете поражены древним гигантским изображением Майтрейи. Вы чувствуете, что не тибетская рука, но, вероятно, рука индуса во время расцвета буддизма трудилась над ним. Фахиэн, китайский путешественник, в своих записках упоминает в этих местах огромное изображение Майтрейи. Думаем, не относится ли его указание именно к этому изваянию. Когда мы уже подходили к Хотану, случайно узнали, что на обратной стороне скалы, носящей изображение, находится древняя китайская надпись. По месту мы могли ожидать и санскритскую, и тибетскую, даже монгольскую надпись, но китайская надпись совершенно неожиданна. Пусть следующий исследователь осмотрит скалу Майтрейи с обратной стороны. Двигаясь дальше, вы привыкаете к этим романтическим памятникам и постройкам, взлетевшим, как орлы, на безводные вершины. Но первое впечатление, как всегда, бывает самое поражающее.
Нужно было иметь и чувство красоты, и мужественную самоотверженность, чтобы укрепляться на таких высотах.
Источник: Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
«…Силуэты скачущих всадников символически возвещают о скором приходе Майтрейи. Наиболее интересна в этом отношении заключающая серию картина «Майтрейя-победитель». Перед высеченной в скале фигурой Майтрейи — коленопреклонённый путник, но взор его обращён не к изваянию, а к небу, где в розоватых облаках вырисовывается силуэт скачущего богатыря. Николай Константинович особо выделял в сказаниях о Шамбале и Майтрейе мечту народов Азии о счастливом будущем» (П.Ф.Беликов, В.П.Князева).
«Век Майтрейи всегда указывался как век истинного сотрудничества… На трудных путях, на опасных горных перевалах стоят изображения Майтрейи Светлого будущего. Кто озаботился поставить их? Кто потрудился? Но стоят они, часто гигантские, точно нечеловечески созданные» (Н.К.Рерих).
Источник: Н.К.РЕРИХ. МАЙТРЕЙЯ–ПОБЕДИТЕЛЬ. 1925. Серия «Майтрейя», Журнал Восход № 4 (120), Апрель, 2004
