15 марта 2024 года в столице Киргизии Бишкеке в Кыргызском Государственном музее изобразительных искусств открылась выставка Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность», посвященная 150-летнему юбилею Николая Константиновича Рериха.
Торжественное открытие экспозиции началось с музыкального приветствия студентов Кыргызского Государственного музыкального училища имени М.Куренкеева, исполнивших несколько национальных классических произведений.
Церемонию открытия провела председатель Тянь-Шаньского общества Рерихов Наталья Кенжекуловна Сыдыкова. Она обратилась к собравшимся со словами о мире: «Сегодня как никогда нашей планете нужен Мир, и мы собрались поделиться тем лучшим, что было создано великими людьми – нашими Учителями. Открывшаяся выставка посвящена величайшему миротворцу Николаю Константиновичу Рериху, поднявшему и развернувшему над планетой Знамя Мира, создателю первого Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известного как Пакт Рериха. Идеи Пакта, утверждающие безусловную защиту культурных и исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений и их сотрудников в мирное и военное время, приобретают сегодня особую актуальность. Договор несет в себе великую идею, осознание которой приведет к истинному прогрессу и конечной победе Мира на Земле. Наша молодежь, в чьих руках будущее планеты, должна стремиться к более совершенному и развитому обществу. Цель выставки – напомнить о выдающейся миротворческой инициативе великого русского художника, ученого и общественного деятеля, способствовать консолидации усилий международной общественности по защите культуры и мира на основе главной идеи Пакта Рериха – ”Мир через Культуру”».
Светлана Петровна Синенко, основатель и почетный председатель Тянь-Шаньского общества Рерихов, в своем выступлении отметила, что, по мысли Н.К.Рериха, Знамя Мира необходимо поднять над всей планетой Земля, так как оно охраняет не только произведения искусства, архитектурные исторические ансамбли и дворцовые комплексы, культурные, научно-образовательные организации и библиотеки, но и самих служащих этих учреждений как в период войны, так и в мирное время. Любая человеческая жизнь неприкосновенна. Поэтому, предвидя дальнейшие грозные события ХХ–ХХI веков, мировые трагедии, Рерих придавал Знамени Мира статус всепланетарного Знака охранения, в котором заключен синтез метаисторического и исторических процессов эволюции. В ХХ веке космическое творчество Рерихов заложило на Земле ее будущее, ее новую эпоху и новое космическое сознание.
С.П.Синенко подчеркнула, что картина Николая Константиновича Рериха «Мадонна Орифламма», репродукция которой представлена на выставке, говорит нам о том, что Знамя Мира он поручил поднять Женщине, Матери, Другине, Ведущей нас высшим, горним путем к светлому и счастливому будущему.
В общественном Музее имени Н.К.Рериха в Москве в отдельном зале были представлены Знамена Мира, побывавшие на Северном и Южном полюсах и в космосе на станции «Мир». Знамя Мира неоднократно водружалось на высочайших горных вершинах, в том числе в Киргизии. В 1998 и в 2014–2015 годах Знамя было поднято на три семитысячника Тянь-Шаньских небесных гор: пик Победы, пик Хан-Тенгри и пик Ленина. Кроме того, экспедиция киргизских альпинистов водрузила Знамя Мира на Музтаг-Ата, одну из высочайших вершин Китая, расположенную на Памире в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, вдоль которой в 1925 году проходила Центрально-Азиатская экспедиция академика Н.К.Рериха.
В адрес выставки поступили приветствия и добрые пожелания от Валентины Алексеевны Воропаевой, кандидата исторических наук, профессора Кыргызско-Российского Славянского университета, пушкиноведа, автора монографий «По тропе времени», «Российские подвижники в истории культуры Кыргызстана», «А.С.Пушкин и его время», «Подвижники истории и культуры Кыргызстана в годы Великой Отечественной войны», «В поисках единого культурного пространства: Ю.Н.Рерих и российские исследователи истории Востока».
«Тернистым путем Мастера» – так называется монография В.А.Воропаевой, посвященная генеральному директору общественного Музея имени Н.К.Рериха, академику Людмиле Васильевне Шапошниковой. Монография написана живым и точным языком историка. Ее разделы: «Завет Учителя», «Культурные герои – кто они?», «Меч Мира», «Подвижница космического мышления» – раскрывают главные вехи в жизни и творчестве Л.В.Шапошниковой и объединены стремлением показать Л.В.Шапошникову как истинного продолжателя дела Рерихов.
ВА.Воропаева – первая женщина, ученый-историк из Киргизии стала Лауреатом премии имени Елены Ивановны Рерих за книги, посвященные рериховской тематике. Она обратила внимание, что в настоящее непростое время Пакт Рериха и Знамя Мира актуальны как никогда, поблагодарила Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Г.Айтиева и Тянь-Шаньское общество Рерихов за проведение выставки.
В адрес организаторов выставки пришли приветствия из России, Беларуси, Индии, Германии, Латвии. На открытии присутствовали господин Раджеш Кумар, советник по культуре Посольства Индии в Киргизской Республике, господин Эрдэнэбат Гэндэндарам, советник Посольства Монголии, Марат Асанбекович Кутанов, председатель Кыргызского общества блокадников Ленинграда и его Музея, которые выступили с приветственным словом и пожелали выставке «Пакт Рериха. История и современность» успешной работы. С.П.Синенко вручила в дар представителям Посольств и почетным гостям монографию Л.В.Шапошниковой «Николай Рерих», недавно изданную к 150-летию со дня рождения Н.К.Рериха в серии ЖЗЛ.
Отмечая выдающийся вклад Николая Константиновича Рериха в мировую Культуру, тепло и сердечно поприветствовал присутствующих советник по культуре Посольства Индии Раджеш Кумар.
Затем почетные гости торжественно разрезали ленточку и пригласили всех присутствующих на экскурсию. На открытие выставки собралось много студентов, школьников, преподавателей, библиотекарей, музейщиков, тех, кому интересно творчество семьи Рерихов. Удивительно и радостно было видеть, как чутко реагирует молодежь на рассказы экскурсоводов, задает вопросы о творчестве Рерихов и не спешит уходить с выставки.
Для почетных гостей от Посольства Индии, Посольства Монголии и Кыргызского общества блокадников Ленинграда (КОБЛ) экскурсию провела С.П.Синенко. Советник по культуре Посольства Индии Раджеш Кумар рассказал о знаке триединства, символике Знамени Мира, о картине Рериха «Путь на Кайлас». Председатель КОБЛ Марат Кутанов подготовил видеоролик об открытии выставки «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке. Советник Посольства Монголии Эрдэнэбат Гэндэндарам, восхищался картинами Н.К.Рериха, написанными художником в Монголии во время Центрально-Азиатской экспедиции.
Л.В.Шапошникова в своей монографии «Метаисторическая живопись Н.К.Рериха» писала: «Без прошлого нет будущего, утверждал Н.К.Рерих. Разрушая прошлое, его культурные и исторические памятники, уничтожая их энергетику, мы уничтожаем свое будущее. Пакт Рериха работает на наше будущее. И от нас самих зависит, сумеем ли мы сохранить свое прошлое для будущего, сможем ли мы реализовать идеи Пакта Рериха о защите культурного наследия этого прошлого. Прошлое с будущим связывает наше настоящее, в котором мы живем, работаем, творим и боремся во имя грядущего. Если мы перестанем все это делать, мы убьем наше будущее. Пакт Рериха есть реальный знак космической эволюции. Это наш ориентир в трудном и сложном эволюционном пути человечества. Пакт Рериха полностью направлен на эту эволюцию, утверждающую Свет, Красоту и Мир. И не будем забывать, что Пакт Рериха, во всей его полноте, есть космическое явление, связывающее нас через наше культурное наследие с миром высокого состояния материи, ведущей нас по пути космической эволюции…».
Источник: МЦР