Главная » МВП4 Вселенная Мастера » 18.09.2025 «Пакт Рериха дарит надежду на лучшее будущее». Выставка «Вселенная Мастера» в Ташкенте (Узбекистан)

18.09.2025 «Пакт Рериха дарит надежду на лучшее будущее». Выставка «Вселенная Мастера» в Ташкенте (Узбекистан)

5.jpg

В 2025 году исполняется 90 лет со дня подписания первого международного документа, защищающего культурные ценности – «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакта Рериха). Это событие отмечено и в культурной жизни Узбекистана.

9 сентября 2025 года в Ташкентском доме фотографии открылась выставка Международного Центра Рерихов (Москва, Россия) «Вселенная Мастера». Соорганизаторы выставки: Академия художеств Узбекистана, Ташкентский дом фотографий и Ташкентское общество Рерихов.

Выставка, представленная в Ташкенте, включает 9 тематических разделов, отражающих различные этапы жизни и творчества всемирно известного художника, мыслителя, ученого и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. Среди экспонатов выставки – фотографии из архива семьи Рерихов, репродукции картин Николая Рериха, баннеры, на которых представлены вехи его жизни.

Название экспозиции обращает внимание на удивительный факт: деятельность Николая Константиновича Рериха охватывала самые разные сферы жизни и имеет общий камертон – идеи о ценности явлений красоты и культуры в жизни человека и общества.

Выставку открыл председатель секции фотохудожников Творческого союза художников, член Академии художеств Узбекистана Рустам Ходиевич Шарипов. Он поблагодарил Международный Центр Рерихов за проект «Вселенная Мастера»: «Каждый человек, который считает себя культурным, просто обязан прийти на эту выставку. Она содержит уникальный фотоматериал, мы имеем возможность увидеть то, что не смогли бы увидеть, ведь Рерихи побывали в удаленных местах, куда не каждый доберется. Мы прикоснулись к страницам жизни этого великого человека. Сложно представить, что все это успел сделать он один – создал около 7000 картин, написал 30 томов литературных произведений, провел масштабные экспедиции, инициировал подписание документа, защищающего культурные ценности. Надо воспользоваться возможностью, которую предоставил Международный Центр Рерихов, ознакомиться с этим очень важным материалом и рассказать своим друзьям».

Марина Ростиставовна Бородина, академик Академии художеств Узбекистана, профессор кафедры дизайна Ташкентского архитектурно-строительного университета, поздравила организаторов и присутствующих с открытием выставки, отметила ее актуальность.

«Николай Рерих не только разработал этот Пакт, но и обогатил мировую культуру идеями охраны культурных ценностей. Это очень важно. Как правило, люди связанные с отраслью культуры, интеллигенция разобщены и порою ощущают беспомощность. Пакт Рериха дарит надежду на лучшее будущее и вселяет уверенность, что мы способны его построить.

В этом зале Дома фотографий мы делали несколько проектов с Ташкентским обществом Рерихов, в частности, хочу отметить выставку студенческих проектов, посвященных сохранению и реставрации архитектурных и археологических памятников. Радует, когда молодежь проникается темой защиты культурных ценностей. Только тот, у кого есть знание, понимает ценность искусства и культуры.

Что дает Пакт Рериха? Он утверждает приоритет культуры, приоритет знания. Об этом надо постоянно говорить, поэтому такие выставки, как сегодняшняя, насущно необходимы. Я благодарна организаторам этой выставки – Международному Центру Рерихов, Академии Художеств, Ташкентскому обществу Рерихов.

Нужно рассказывать и о живописном таланте Николая Рериха, например, о том, как он видел и передавал свет. О Николае Рерихе как исследователе – как он проникся культурой Гималаев. Если Человек не будет чувствовать в себе энергию поиска Шамбалы, страны гармонии и справедливости, к которой всю жизнь шел Рерих, если у нас не будет вершин впереди и чувства красоты в сердце, то у нас будут экскаваторы рядом с памятниками».

Лилия Ильгизовна Монасыпова, заместитель председателя Ташкентского общества Рерихов, рассказала о разделах выставки и обратила внимание на актуальность идей Пакта Рериха в современной жизни: «Значение этого документа и символа, предложенного в качестве защитного знака учреждений культуры – Знамени Мира – выходит за рамки юридического договора между странами, на это неоднократно обращал внимание сам инициатор подписания упомянутого Пакта Николай Рерих.

Он настаивал на широком распространении и укоренении в сознании детей и молодежи идеи Знамени Мира, Красного Креста Культуры, не только как символики юридического документа, защищающего исторические памятники, но и как призыва относиться к культуре, как к устою жизни. Почему он считал это важным?

Подобно тому, как знак Красного Креста проник в жизнь далеко за пределы театра военных действий и начал ассоциироваться с милосердием и человечностью, точно так же Знамя Мира должно напоминать о ценностях культуры, как о высших духовных достижениях человечества».

Также Лилия Монасыпова отметила значимость очерков Николая Константиновича Рериха, в которых он обращал внимание широкой общественности на важные вопросы, связанные с утверждением приоритета культуры над цивилизацией, сохранением культурных ценностей, широким международным сотрудничеством, сохранением мира, поиском смысла жизни, реализацией человеком творческих способностей. Она привела цитату из его «Листов Дневника»: «Для упрочения нашего Пакта сохранения культурных сокровищ прежде всего пришлось ознакомиться и с историей возникновения Красного Креста. Основоположник этой благородной идеи, знаменитый швейцарский филантроп Дюнан и его самоотверженные друзья в течение 17 лет неустанно стучались в сердце человеческое, чтобы рассказать о неотложности такого гуманитарного учреждения. Многим следовало бы запомнить многострадальную историю Красного Креста. Так же точно и в вопросах сохранения сокровищ Культуры будем всегда помнить, что разрушаются эти великие ценности не только во время войн, но и во время всевозможных проявлений человеческого невежества. Одно охранение ценностей Культуры пробудит многие заснувшие пути творчества, и целые государства опять вспомнят, в чем их непоколебимость и непобедимое достоинство и ценность».

Римма Никитична Гусаковская, посетитель мероприятия, в прошлом заместитель главного редактора информационной программы «Ахборот» («Новости») на Центральном телевидении, отметила высокий уровень организации выставки и поделилась воспоминаниями о первых съемках мероприятий Ташкентского общества Рерихов: «Я вспоминаю, как меня впервые пригласили на съемку. Это было в небольшом помещении, но то, что там происходило, произвело на меня большое впечатление, и я начала глубже погружаться в тему наследия Рерихов, и эта тема мне стала очень близка. Для меня стало важно освещать эти мероприятия и доносить до зрителей идеи семьи Рерихов. Я рада, что эти мероприятия проводятся до сегодняшнего дня и благодарна организаторам этого выставочного проекта».

Выставка «Вселенная Мастера» будет экспонироваться в Ташкентском доме фотографии до 18 сентября 2025 года. Планируется, что в дальнейшем она продолжит свой маршрут по Узбекистану.

Источник: МЦР


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *