Содержание:

145 лет со дня рождения Е.И.Рерих
12 февраля 1879 года по новому стилю, 145 лет назад, родилась Елена Ивановна Рерих (31.01/12.02.1879–05.10.1955) – выдающийся русский философ, ученый, мыслитель, просветитель, посвятившая себя работе над главным трудом своей жизни – философией Живой Этики, или Агни-Йоги, созданной в сотворчестве и под водительством Великих Учителей Востока, называвших Елену Ивановну Рерих «Матерью Агни Йоги». Являясь философией космической реальности, Живая Этика освещает важнейшие проблемы космической эволюции человечества, содержит в себе уникальную систему познания, основанную на законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Живая Этика являет собой синтез древней и современной мысли, философских прозрений Востока и научных достижений Запада.
«Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в смысл героического творчества Елены Ивановны Рерих, тем яснее проявляется и будет проявляться великий смысл содеянного ею и теми, кто стоял рядом с ней. Наследие, которое они оставили нам, неисчерпаемо. Затронувшее во времени лишь по краю нашу эпоху, оно устремлено своими научными, художественными открытиями в Грядущее, в тот Новый Мир, для которого героическое творчество, соединяющее миры различных состояний материи во имя эволюционного продвижения человечества, будет не исключением, а правилом. Именно ради этого страдала и тяжко трудилась великая русская женщина, мать своих сыновей и жена своего мужа Елена Ивановна Рерих», – пишет в своей статье «Героическое творчество Елены Ивановны Рерих» академик Людмила Васильевна Шапошникова.
Огромное эпистолярное наследие Елены Ивановны Рерих является уникальным комментарием к книгам Живой Этики. Благодаря усилиям сотрудников Латвийского общества Рерихов в 1940 году увидел свет двухтомник ее избранных писем. Полное собрание писем опубликовано Международным Центром Рерихов.
В 1925 году в Нью-Йорке под псевдонимом Искандер Ханум вышел перевод ее избранных писем Мыслителей Востока к деятелям теософского движения («Чаша Востока. Письма Махатмы»).
В Улан-Баторе, столице Монголии, куда прибыла Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов, в 1926 году увидели свет «Основы буддизма» Е.И.Рерих, а в 1927 вышла «Община», одна из книг Живой Этики.
В Париже в 1929 году под псевдонимом Жозефина Сент-Илер был издан труд Елены Ивановны «Криптограммы Востока», повествующий о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского, Акбара Великого.
Великолепный очерк Е.И.Рерих «Преподобный Сергий Радонежский», написанный под псевдонимом Наталия Яровская и посвященный жизни одного из самых почитаемых на Руси святых, вошел в составленный ею сборник «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» и вышел в Риге в 1934 году.
Во многих трудах Елена Ивановна Рерих уделяет внимание размышлениям о России. И не только потому, что это ее Родина, но и потому, что в энергетическом поле нового эволюционного витка Россия играет важнейшую роль. Как и Николай Константинович Рерих, она ясно представляла себе, через что проходила и должна пройти Россия, и верила в ее расцвет и светлое будущее: «Русский народ сохранил свою душу и, пройдя через горнило тяжких испытаний, он, закаленный, восстанет и построит небывалую державу…»
По словам академика Л.В.Шапошниковой, «Мы многому учимся у великой русской женщины, так щедро обогатившей мировую культуру и, в частности, мировую философию. Среди этого многого любовь к Родине, к своему многострадальному народу поистине составляет непреходящее богатство ее высокой Души. И приобщиться к этому духовному богатству, научиться любить свое Отечество, как любила она, и ценить свой народ, как ценила она, — великая удача, которую подарила нам судьба. И в теперешней ситуации, которую проходит Россия, возможно, такая любовь и такое радение о своем народе являются для нас самым главным».
12 февраля 2024 года, Международный Центр Рерихов проводит в онлайн-формате Круглый стол «Великая дочь России. К 145-летию со дня рождения Е.И.Рерих».
Лада
Лада – древнерусское слово. Сколько в нем лада, вдохновения и силы! И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали ее. Когда Серов работал над ее портретом, он уверял, что основою ее сущности есть движение. Вернее сказать – устремление. Она всегда готова. Когда она говорит об Алтайских сестрах для всенародной помощи, то в этом призыве можно видеть ее собственные основные черты. Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на все это готова Елена Ивановна. Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце и все те необычные явления, которым врачи лишь изумляются. На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера.
И живет Елена Ивановна в постоянной неустанной работе, так – с утра и до вечера. Поболеет немного, но быстро духом преодолевает тело, и опять уже можно слышать, как бодро и быстро стучит ее пишущая машина. Сейчас друзья хотят издать письма Елены Ивановны. Конечно, часть писем, да и в извлечениях. Если бы все, то получилось бы много томов.
Особа и необычайна деятельность нашей вдохновительницы. В разных странах целые очаги питаются ее помощью, прилетающей на крыльях аэропланов. Она всегда спешит с помощью. Ждут слова утешения, утверждения и пояснения. Даже из друзей многие не знают, что Еленою Ивановной написан ряд книг. Не под своим именем. Она не любит сказать, хотя бы косвенно, о себе. Анонимно она не пишет, но у нее пять псевдонимов. Есть и русские, и западные, и восточные. Странно бывает читать ссылки на ее книги. Люди не знают, о ком говорят. По мысли Е. И. возникают женские единения. Особая прелесть в том, что многое возникает, даже не зная истинного источника. Велика радость – давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть путь прогресса. Лада прекрасное древнерусское имя.
1938 г.
Современные ученые о Елене Ивановне Рерих
Б.В.Раушенбах,
академик РАН
«Мы сегодня говорим о Елене Ивановне, и хотелось бы в этой связи сказать, что ей выпала нелёгкая доля. Быть женой выдающегося человека — это очень непростая судьба. Ведь к обычным семейным обстоятельствам добавляются многие специфические заботы, связанные с процессом творчества. Мы знаем, что очень часто жёны известных людей сами были генераторами величайших идей, чувств и возможностей. Судьба отвела Елене Ивановне роль первопроходца, так как она является создателем Учения Живой Этики, его первым пропагандистом и тем, кто пытался провести эти идеи в жизнь. Надо сказать, что Учение и его идеи не по теряли актуальности и своей ценности. Это те вечные Истины, которые справедливы и сегодня, они позволяют глубже понять жизнь и связанные с ней процессы, позволяют понять место человека во Вселенной и его роль в ней. Именно такое космическое восприятие окружающего мира является существенным элементом этих взглядов.
Через призму этих вечных проблем мы можем смотреть на всю историю человечества. Эти вопросы занимали умы людей и в древности, и в античности, и в средние века. Но сегодня они стали особенно актуальными на фоне всё более усиливающейся тенденции опошления всех истинных ценностей нашей жизни. Мы это наблюдаем каждый день. Поэтому обсуждение этих вопросов связано с проблемами вечными, этическими, что, безусловно, своевременно и жизненно, и я рад, что сегодня наше время будет
посвящено этой высокой задаче. Я хочу пожелать успехов всем нам в обсуждении этих проблем и успеха в претворении в жизнь этих Высоких Идеалов».
А.Л.Яншин,
академик РАН, Советник Президиума РАН, президент Российской Экологической Академии
«Это была не только красивая, но высоко образованная, удивительно эрудированная и талантливая женщина. <…> Её публикации, особенно её письма, полны глубоких мыслей, которые не могут не затронуть душу каждого человека, считающего себя культурным. Очень многие из этих мыслей касаются России, особенностей её духовного облика, её традиций и будущего. <…> Творчество семьи Рерихов – это драгоценные камни в короне русской культуры».
«Учение Живой Этики, изложенное в 14 томах, несомненно, могло бы служить фундаментом культурного, а в будущем политического и экономического объединения всех стран мира, то есть приближением к тому, что Владимир Иванович Вернадский на звал ноосферным этапом развития биосферы Земли».
В.А.Коптюг
академик РАН, председатель Сибирского отделения РАН
«Елена Ивановна Рерих говорила: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира для всего мира. Гибель России есть гибель всего мира». Между прочим, в самые последние месяцы у лидеров западных стран стало нарастать понимание, что последняя её мысль – гибель России будет означать гибель всего мира — это не есть преувеличение».
М.А.Ильгамов
президент Академии наук Республики Башкортостан,
член-корреспондент РАН
«Научный, художественный, философский творческий вклад Рерихов в мировую науку и культуру в целом поистине велик и уникален и по достоинству ещё во многом не оценён. Но им пульс, заданный нашими великими соотечественниками, уже по чувствовали многие современные прогрессивные учёные, исследователи, деятели искусства, представители культурной общественности».
Л.В.Шапошникова
академик РАЕН и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского
«Рериховские идеи и мысли обладают удивительной способностью. Чем больше времени проходит, тем более актуальными и нужными нам они становятся, — свидетельствуют современники. – Это происходит оттого, что Николай Константинович и Елена Ивановна всегда писали о самом важном для человека, о непреходящем для него. И писали так, что их мысли живут и развиваются вместе с нами, с нашим временем, ибо в них была заложена мудрость духа».
В.В.Фролов
доктор философских наук, профессор
«“Незаметно входят в жизнь новые сочетания понятий”. Эти слова Е.И.Рерих оказались пророческими. То, что в жизнь входят “новые сочетания понятий”, сегодня является непреложной реальностью. Речь идёт о новом космическом понимании структуры Мироздания, материи, энергии, причинности. В контексте нового мировоззрения переосмысливается проблема человека, ставится вопрос о Высшем и его ведущей роли в эволюции человека и человечества, предлагаются новые трактовки жизни и сознания, формируется новая система познания, синтезирующая научное и вненаучное познание».
Из книги «Великий Облик». Сб. ст. к 130-летию Е.И.Рерих. Тверь: ООО «Издательство ГЕРС», 2009. С. 32–34.
Из словаря «Русcкая философия»
Елена Ивановна Рерих
С 1924 г. жила и работала в Индии. Родилась в семье, окружение которой составляли известные музыканты, писатели, художники; была одарённой личностью, достигла высокого уровня исполнительского искусства на фортепьяно, профессионально занималась рисованием, изучала философию, мифологию и религию. Связав свою жизнь в 1901 г. с Н.К.Рерихом, она стала его ближайшим сотрудником и вдохновителем всех начинаний. Большую помощь Рерихам в культурной деятельности оказывали сыновья – Юрий и Святослав. Семья Рерихов – это единое целое, жившее светлой устремлённостью к созиданию культуры. Р. принимала самое деятельное участие в осуществлении всех проектов семьи. Важное место занимала в них культура Востока с точки зрения её синтеза с культурой Запада. В этом синтезе особая роль отводилась России в силу открытости и восприимчивости русской души. В контексте этой идеи Рерихи восприняли Октябрьскую революцию. Наиболее трагические её страницы рассматривались ими как испытание русского национального духа, допущенного провидением для подготовки России к её грядущей миссии по духовному возрождению человечества. «Через многие тяжкие испытания прошла Земля Русская, – писала Р., – но все они лишь послужили к её очищению и возвеличению – так было, так будет». В том, что так будет, она не сомневалась, ибо обладала даром предвидения. Во время Отечественной войны Рерихи делали всё возможное для поддержки русского народа. После войны они решили осуществить свою давнюю мечту – вернуться на родину. Однако смерть Н.К.Рериха в 1947 г. помешала этому. Это же событие побудило Р. переехать с сыном Юрием в Калимпонг, где прошли последние годы её жизни. Энергетическое мировоззрение разделялось всей семьёй Рерихов. Важную роль в его выработке играл институт «Урусвати» – «Свет Утренней звезды». Его почетным президентом стала Р., именем которой он был назван. Главной задачей этого научного центра, опиравшегося на международное сотрудничество, было комплексное изучение человека. С институтом сотрудничали Н.И.Вавилов, Л. де Бройль, А.Эйнштейн и др. Взгляды Р. формировались под влиянием восточной философии и религии, и, прежде всего, таких трудов, как «Провозвестие Рамакришны», «Бхагавадгита», «Лам-рим Чен-по» и сочинения Вивекананды. Всё это позволило ей осуществить свою главную жизненную задачу, которую она усматривала в синтезе сокровенного учения Востока с научными достижениями западной цивилизации. Эта задача была реализована в 14-томном труде «Живая этика», или «Агни Йога», которая явилась итогом сотворчества Р. с Махатмами, назвавшими её «Матерью Агни Йоги». Стержнем «Живой этики», как подчёркивала Р., выступает практически ориентированное учение о духовно-нравственном совершенствовании человека. В основе всех явлений бытия, с её точки зрения, лежит психическая энергия, пронизывающая всё сущее. Человек может использовать эту энергию на созидание или разрушение в зависимости от характера своих нравственных мотивов. Нравственность и энергетические центры человека взаимосвязаны через его мысли, сознание. «Мысли управляют миром», – писала Р. Отсюда, считала она, человек должен постоянно очищать, дисциплинировать мышление, порождать только чистые и светлые мысли. В этом ему призвано помочь сердце, выступающее «престолом сознания», «средоточием жизни». Только через сердца, наполненные любовью и светом, человечество, по мнению Р., способно гармонизировать свои энергии с энергиями космоса и вступить в новый этап космической эволюции.
Сочинения:
Агни Йога: в 6 т. М., 1992;
Основы буддизма. СПб., 1992;
Криптограммы Востока. Рига, 1992;
Преподобный Сергий Радонежский. // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 1991;
Письма Елены Рерих, 1929–1938: в 2 т. Минск, 1992;
Письма Е.Рерих, 1932–1955. Новосибирск, 1993.
Литература:
Ключников С.Ю. Провозвестница эпохи огня. Новосибирск, 1991;
Шапошникова Л.В. Сотрудница Космических Сил. Предисловие ко 2-му изд. кн. «Письма Елены Рерих», 1929 – 1938: в 2 т. Минск, 1992.
В.В.Фролов
Русская философия: Словарь // Под общ. ред. М.Маслина. М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1999.
Материалы по теме
- Рерих Елена Ивановна (1879–1955)
- Основные даты жизни и деятельности
- М.А.Иванов. Родословная Елены Ивановны Рерих
- Библиография
- Е.И.Рерих. Огонь неопаляющий
- Ж.Сент-Илер. Криптограммы Востока
- Эволюционные действия Рерихов
- Из философского наследия Е.И.Рерих
- Шапошникова Л.В. Творец космической эволюции // 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. М.: Международный Центр Рерихов, 2010
- Шапошникова Л.В. Героическое творчество Елены Ивановны Рерих // Держава Рерихов. Т. 1. М.: МЦР, 2006. С. 65–80
- Шапошникова Л.В. Мысли Елены Ивановны Рерих о России // Беседы с Учителем: Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига: Мир Огненный, 2001. С. 99–105
- Шапошникова Л.В. «Позвольте мне сойти с пьедестала…»: Пять писем Е.И.Рерих // Беседы с Учителем: Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига: Мир Огненный, 2001. С. 240–269
- Шапошникова Л.В. Земные творцы космической эволюции. Выступление на вечере, посвященном Е.И.Рерих, в МЦР 12 февраля 2007 г. // Содружество. Июнь 2007 г. №№ 22–23
- Книжник Т.О. Личный вклад Е.И.Рерих в движение Знамени Мира // 70 лет Пакту Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2005. М.: МЦР, 2006. С. 175–192
- 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. М.: Международный Центр Рерихов, 2010. 656 с.
- Томша Э.А. Музыка в жизни Е.И.Рерих // 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. М.: Международный Центр Рерихов, 2010
- Сайт Благотворительного фонда имени Е.И.Рерих
- Фильм «Зов Космической эволюции» (2013)
- Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих
Источник: МЦР