Выставка «Пути Благословения» приурочена к 85-летию подписания Пакта Рериха – первого в истории международного документа, посвящённого охране культурных ценностей.
Выставка является партнерским проектом Музея-института семьи Рерихов и Музея-заповедника М. А. Волошина. Выражаем благодарность нашим коллегам – специалистам Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов за информативную и красочную экспозицию из выставочного фонда музея.
Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 г. в Петербурге. Предки Н. К. Рериха по отцовской линии принадлежали к древнему скандинавскому роду и переселились в Россию в начале XVIII века. Отец его был владельцем нотариальной конторы, видным юристом, человеком большой культуры и широкой эрудиции.
Н. К. Рерих учился в известной своими гуманитарными традициями гимназии К. И. Мая, в те же годы у него проявились способность к рисованию и интерес к археологическим раскопкам.
В 1893 г. он становится студентом одновременно Академии художеств и юридического факультета Петербургского университета, слушает лекции на историко-филологическом факультете, участвует в деятельности Императорского Русского Археологического общества (с 1896), изучает древние летописи, грамоты, рисунки. Темой его дипломной работы стало «Правовое положение художника в Древней Руси». В Высшем художественном училище Академии художеств он занимается в мастерской А. И. Куинджи, и когда учителя незаслуженно увольняют, он в знак протеста вместе с другими студентами в 1894 г. покидает Академию.
Уже в те годы он создает серию картин «Начало Руси. Славяне». Эта тема стала ведущей в его творчестве на протяжении ряда лет.
В 1901 г. Н. К. Рерих женится на Елене Ивановне Шапошниковой, дочери известного архитектора, двоюродной правнучке полководца М. И. Голенищева-Кутузова. Вместе с женой Н. К. Рерих отправляется в археологические экспедиции, путешествует по древнерусским городам, знакомится с русским фольклором, архитектурой. Результатом поездок 1903–1904 гг. стали свыше 90 картин, посвящённых истории Руси.
Идея договора о защите культурного наследия человечества впервые появилась у Рериха в 1904 году. В марте этого года он выступает с докладом «По Старой Руси» в Императорском Русском обществе архитекторов-художников с призывом объединить усилия ученых, художников, зодчих и писателей, широко привлекать новые молодые силы и создать единодушное, национальное движение по спасению памятников культуры.
В 1906 г. Н. К. Рерих возглавляет Рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств – крупнейшее в России художественно-промышленное учебное заведение. Тематика художественных произведений Рериха того времени – древнерусская история и эпос.
В его работе над полотнами соединяются знания учёного-археолога и тонкая интуиция художника. Эти темы находят воплощение и в театрально-декорационной живописи: он создаёт эскизы декораций и костюмов к операм Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Псковитянка», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», балету И. Ф. Стравинского «Весна священная» и др. В 1909 г. Н. К. Рерих принимает участие в антрепризе С. П. Дягилева – знаменитых «Русских сезонах» в Париже.
Рерихом написана целая серия картин на сказочные сюжеты, фольклор привлекает его самое пристальное внимание. «Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. Мы напоены возможностями, но, тёмные, не видим их», – писал художник, призывая со вниманием отнестись к сказкам и легендам, в которых своеобразно преломились исторические факты и знания об окружающем мире.
Интерес к жизни древних славян, к истокам Руси органично соединился с интересом к Востоку – колыбели человеческой цивилизации. «К сердцу Азии потянуло уже давно, можно сказать, от самых ранних лет», – вспоминает Рерих в «Листах дневника». Художник создаёт большое количество живописных и литературных произведений на восточные сюжеты, заимствованные в основном из индийской мифологии. Индия – «праматерь» европейских культур, «прародина» человечества – интересовала особо.
В 1910 г. Рерих становится председателем художественного объединения «Мир искусства», в состав которого входили А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов, В. Э. Борисов-Мусатов, З. Е. Серебрякова, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев и многие другие. В десятые годы в Петербурге Рерих принимает участие в работе, а иногда и в организации многочисленных художественных обществ и образовательных учреждений – Императорского Общества поощрения художества, музея Старого Петербурга, Общества имени А. И. Куинджи, Общества архитекторов-художников и комиссии по устройству музея Допетровского искусства и быта, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, Общества возрождения художественной Руси, Женских курсов высших архитектурных знаний, Женских художественно-промышленных мастерских, Мастерских для увечных воинов. Растёт его мастерство и признание как живописца, нашедшего уникальную нишу и свой изобразительный язык в искусстве.
После начала первой мировой войны, Рерих выступает со статьями, осуждающими разрушение немецкими войсками памятников архитектуры и произведений искусства. В 1915 году он обращается с докладом к императору Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу, Верховному главнокомандующему российских сухопутных и морских сил. Рерих призывает Русское Верховное командование охранять культурное достояние на театре военных действий.
В 1916 г. Н. К. Рерих переносит воспаление лёгких, и доктора рекомендуют ему уехать из Петрограда в края с более сухим климатом. Он выбирает Сердоболь (Сортавала), на севере Ладожского озера. Время, проведённое на Севере, оказалось чрезвычайно плодотворным в творческом отношении (карельский живописный цикл, автобиографическая повесть «Пламя», поэтический цикл «Цветы Мории», пьеса-мистерия «Милосердие», в которой отразился взгляд художника на революционную катастрофу в России и роль истинного Знания в жизни человечества), и именно тогда завершилось духовное становление художника и определилась тенденция его дальнейшего пути и действий. После предоставления Финляндии независимости семья Рерихов оказалась отрезанной от России. Отношение Рериха к политике большевиков, особенно в области культуры, было резко отрицательным. Поскольку картины художника экспонировались на выставках в Финляндии, Швеции, Норвегии, он вначале жил в этих странах. Затем, по приглашению С. П. Дягилева, который проводил Русские сезоны в Лондоне, приехал в Англию, писал декорации и создавал костюмы для русских опер «Снегурочка», «Князь Игорь», «Сказка о Царе Салтане».
В 1920 г. Рерих принимает от Чикагского университета предложение об организации выставки. В Америке, где он пробыл три года, ему представилась прекрасная возможность развернуть свою культурно-просветительскую деятельность, а также серьёзно подготовить экспедицию в Центральную Азию.
Его организаторский талант проявился в создании Института Объединённых Искусств, Международного художественного центра «Corona mundi» («Венец мира»), целью которого было культурное сотрудничество народов мира. Тогда же был создан Музей имени Н. К. Рериха в Нью-Йорке. Не менее интенсивной была духовная жизнь художника.
Начиная с 1923 г., в течение пяти лет, семья Рерихов совершает грандиозное путешествие1 по Индии и Центральной Азии, в Тибет, Китай, на Алтай, в Монголию. За эти годы было написано около 500 картин (циклы «Его Страна», «Знамёна Востока», «Святыни и Твердыни» и др.), исследованы памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы, собраны многочисленные коллекции. Рерих создаёт образы великих Учителей человечества, мыслителей, просветлённых – Христа, Будды, Кришны, Магомета, Конфуция, Лао-Цзы, Падма Самбхавы, Миларепы, Нагарджуны, Цзонкапы. Именно в эти годы окончательно сложилось его учение о Культуре.
В 1928 г. в индийской долине Кулу Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи основывают Гималайский исследовательский институт «Урусвати», директором которого был назначен их старший сын Юрий.
К 1929 году Николай Рерих окончательно сформулировал свою идею международного договора об охране культурного наследия человечества. Проект Пакта Рериха — Международного договора о защите художественных и научных учреждений, исторических памятников, миссий и коллекций был опубликован в американской и европейской прессе и очень скоро привлек внимание известных ученых и деятелей искусства и культуры, глав государств.
Предложенный Пакт был задуман как международно-правовой акт универсального значения. Пакт с утверждённым символом Знамени Мира по Его замыслу мог быть нужным не только во время войны, но и «каждодневно, когда без грома пушек часто совершаются так же непоправимые ошибки против Культуры».
По замыслу художника, и это предусматривалось в Пакте, над памятниками культуры, музеями и научными учреждениями должно развиваться Знамя Мира с отличительными знаками – белое полотнище с тремя красными кругами. Прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окружённые кольцом вечности.
В начале 1930-х годов Рерих совершает поездку в Америку и Европу, ведёт большую работу в культурных и политических кругах разных стран с целью подготовки международного соглашения о защите духовного достояния человечества в виду возраставшей угрозы новой войны. В это время развернулось широкое общественное движение сторонников заключения Пакта. В ряде стран были созданы общества «Пакта Рериха».
В 1931-1932 годах в бельгийском городе Брюгге состоялись две международные конференции «Пакта Рериха», а в 1933 году в Вашингтоне была проведена третья конференция, которая рекомендовала правительствам всех стран подписать Пакт. В поддержку Пакта выступили в своё время Франклин Рузвельт, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Герберт Уэлс, Альберт Эйнштейн.
Видео:
В 1932 г. художник создаёт программный триптих «Мадонна Орифламма». Орифламмой (лат. aurum – золото, flamma – пламя) в средневековой Франции называлась хоругвь короля, которая выбрасывалась на копье в критический момент боя. В произведении Рериха Владычица Червонопламенная в обрамлении образов великих христианских подвижников Франциска Ассизского и Сергия Радонежского держит в руках Знамя Мира, в центре которого – знак Триединства – три круга в окружности, один из древнейших мировых символов, представленный в культурах разных времён и народов.
Подписание Пакта Рериха состоялось 15 апреля в 1935 году в Вашингтоне в Белом Доме представителями 21 государства американского континента. Несмотря на то, что полностью реализовать идею Н. К. Рериха в те же годы не удалась, важно отметить особое общественно-политическое значение Пакта, его роль в борьбе за мир, взаимопонимание и культурное сотрудничество народов.
С 1935 г. Рерих живёт в Кулу, много занимаясь живописью, публицистикой, ведя громадную переписку, обширную общественную работу, встречаясь с прогрессивными индийскими деятелями (гостями его дома были Дж. Неру, И. Ганди). Он вновь и вновь обращается к судьбе России, отмечая в записной книжке: «Повсюду сочетались две темы: Русь и Гималаи».
В июле 1947 года в ожидании возвращения на Родину в письме в Москву Николай Константинович писал: «Широка была пашня… с года нашего отъезда многие народы услышали справедливое слово и поняли великую сущность Народа Русского. И кистью, и пером, и словом каждый из нас в своей области служил Родине. А ведь много где побывали, прошли и пустыни, и веси и собрали урожай немалый. Пора поделиться им с друзьями…» «Время создания Культуры духа приблизилось. Перед нашими глазами произошла переоценка ценностей. (…) Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. (…) И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак красоты откроет все «священные врата»».
Свойство, отличавшее этого великого человека до последних его дней – поразительная работоспособность. Общее число его живописных полотен колеблется по оценкам искусствоведов от пяти до семи тысяч. Литературное наследие Рериха не менее велико: при жизни было опубликовано десять томов, но это далеко не полное собрание рассеянных по всему миру записей, очерков, статей, писем и выступлений, лучшее определение для которых подобрано индийским профессором Генголи – «духовные воззвания».
Тринадцатого декабря 1947 г. в долине Кулу Н.К. Рерих уходит из жизни. На месте его кремации установлен памятник с надписью: «Тело Великого Святого (Махариши) Николая Рериха, великого друга Индии было предано сожжению на этом месте 30-го Магхар 2004 года Викрам эры, отвечающей 15 декабря 1947 года. Ом Рам».
Автор виртуальной выставки: Нестеренко Марина
© Музей-заповедник ‘Киммерия М. А. Волошина’
Источник: Дом-музей М.А.Волошина