Главная » Пакт Рериха детям » 07.05.2021 Экспедиция В.С. Чукова на старте

07.05.2021 Экспедиция В.С. Чукова на старте

Международный Центр Рерихов продолжает следить за проведением Историко-поисковой вездеходной экспедиции в Арктику под руководством легендарного полярника Владимира Семеновича Чукова, которой 13 апреля 2021 года было вручено Знамя Мира.

20 апреля ночным рейсом Москва – Новый Уренгой к точке старта вылетели участники экспедиции. Рано утром Новый Уренгой встретил путешественников «легким» морозцем (–12 градусов), хотя недавно было –25. Разместилась маршрутная группа на территории гостеприимной «базы дальнобойщиков» и началась интенсивная подготовка к предстоящему путешествию.

chucov2.jpgПо программе историко-исследовательских работ 24 апреля участники экспедиции побывали в Ямбурге – закрытом вахтовом поселке общества «Газпром добыча Ямбург» в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа России. Ямбург расположен в 148,5 километрах к северу от полярного круга, на Тазовском полуострове, в районе впадения реки Нюдямонтопоепоко-Яха в Обскую губу. Там путешественники посетили памятник Александру Рантиковичу Маргулову (1952–1997) – известному инженеру в области добычи природного газа, одному из главных участников освоения Ямбургского нефтегазоконденсатного месторождения. Его работа на Ямале началась в 1974 году. В 1984–1997 гг. А.Р.Маргулов – главный инженер, генеральный директор ООО «Ямбурггаздобыча»; одновременно – и.о. председателя Совета директоров Ассоциации «Стройтрансгаз» (1996–1997). Памятник заслуженному инженеру, академику Горной академии РФ в поселке Ямбург был открыт 18 октября 2002 года.

На обратном пути участники экспедиции остановились у стелы «Полярный круг». Там стоит «ритуальное» дерево, к веточкам которого привязывают ленточки.

Так, программа экспедиционных исследований уже стартовала.

27 апреля из г. Владимира прибыла экспедиционная техника, которую нужно разгрузить, собрать и опробовать. На сайте Центра «Арктика» сообщаются подробности: «Поднимали лебедкой вездеход, снимали огромные тяжелые колеса, под них устанавливали специальные стальные диски, чтобы шины не терлись о корпус. Наклеили спонсорские наклейки. Параллельно досортировывали продукты, оборудовали прицеп, установили на него бочки… Завтра еще мелкие доделки, электрика, пробные выезды, окончательная увязка укладка и утряска».

Владимир Семенович, помимо всего, проводит активные консультации со специалистами, дает интервью на местном ТВ, встречается со школьниками и руководством местной администрации. Уже намечен ряд новых проектов, направленных на изучение и сохранение национальной культуры малых народов Крайнего Севера.

Правда, Владимир Семенович не исключает возможность корректировки маршрута и сроков. В основном это зависит от погодных условий.

Как следует из сообщения Центра «Арктика», старт экспедиции был назначен на пятницу 30 апреля.

Пожелаем экспедиции удачи. Мы продолжаем следить за ее маршрутом.

Источник: МЦР

Комментарии редакции

Ниже приводим материалы презентации экспедиции, а также следим за продвижением экспедиции.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭКСПЕДИЦИИ:
Статус
Общероссийская историко-географическая исследовательская экспедиционная Программа. Разработана Экспедиционным центром «Арктика» МО РГО совместно с Морской арктической комплексной экспедицией МАКЭ и Отделением географии полярных стран Московского отделения РГО, в рамках «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года», утвержденной Президентом РФ.
В ходе реализации Программы предполагается осуществление цикла вездеходных экспедиций по побережью арктических морей, а также по островам и архипелагам восточного сектора Российской Арктики.

   

Цель
Содействовать решению основных задач, стоящих перед Русским Географическим обществом, в интересах расширения историко-географических знаний, популяризации великих географических открытий, совершенных нашими знаменитыми предшественниками, воспитания чувства гордости за их неоценимый вклад в изучение бескрайних арктических территорий нашей Родины, бережного отношения к памятникам исторического и культурного наследия, к хрупкой природной арктической среде, вовлечения молодежи в увлекательный мир географии, путешествий и приключений.

   

Задачи проекта
— Спортивно-историческая
Пройти маршрут по побережью Карского моря от Обской губы до мыса Челюскин. Исследовать нижнее течение р.Енисея, прибрежную тундру, побывать на малых островах архипелага Норденшельда, в устье р. Нижняя Таймыра и других. Пройти по пути движения отрядов Великой Северной Экспедиции 1733-1742 гг. под руководством знаменитых русских полярных первопроходцев Дмитрия Овцына, Харитона Лаптева, Василия Прончищева, чьи имена мы сегодня читаем на всех картах Арктики. Побывать в местах, связанных с экспедициями Э.Толля (1900-1902 гг.), А.Колчака (1903 г.), Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана, под руководством Б.Вилькицкого (1910-1915 гг.) и других.
Движение по маршрутам будет осуществляться на двух-трех плавающих колесных вездеходах «Lander 4×4» с шинами сверхнизкого давления, разработанных нашими партнерами ООО «За гранью».
В состав маршрутной группы входят 10 человек, среди которых специалисты, ученые-историки, которые будут проводить мониторинг объектов исторического наследия в соответствии с научной программой Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.

— Технологическая и прикладная
Во время экспедиции будут проводиться натурные испытания новых образцов колесной вездеходной техники, арктической одежды, средств связи и навигации и другого снаряжения.

Будет осуществляться отработка важных вопросов жизнеобеспечения в автономных условиях деятельности и взаимодействия групп, использующих для передвижения различные средства и способы: движение на лыжах и на колесных вездеходах с шинами сверхнизкого давления.

   

Экспедиция планирует старт на 20 апреля 2021 г. из г. Новый Уренгой. Протяженность маршрута около 3000 км.
Отправка техники и грузов — 14 апреля, вылет членов экспедиции из Москвы намечен на 17.04.2021 г. Планируемые сроки завершения экспедиции 25 мая 2021 г.

Участники экспедиции

Владимир Чуков Россия, г. Москва

Алексей Черкасов Россия, г. Тула

Максим Лёц Россия, г. Дмитров

Сергей Черкасов Россия, г. Тула

Аркадий Колодкин Россия, г. Москва

Роман Чудинов Россия, г. Москва

Источник: Экспедиционный центр «Арктика»

Продвижение экспедиции

Известия, 16.05.2021. «Это наша земля и мы обязаны знать ее историю»: путешественники изучат исторические объекты Арктики
Первый этап многолетней экспедиции известного полярника завершился в мае.

Евгения Приемская

В российской Арктике сохранилось множество объектов, напоминающих как об истории ее исследования и освоения в начале прошлого столетия и в советские годы, так и о мореплавателях, которые бывали в северных водах задолго до петровского времени. Под воздействием времени, антропогенного фактора и, главное, изменений арктического климата многие из этих объектов — иногда до сих пор неизвестных исследователям и широкой публике — постепенно разрушаются. Найти, изучить и описать их намерены участники экспедиции «Легенды и загадки Арктики». Одновременно они планируют собрать точные сведения о местах, священных для представителей коренных и малочисленных народов. Эту информацию можно будет учитывать в том числе в ходе работ по промышленному освоению региона. Экспедиция рассчитана на несколько лет, первый этап завершился на Ямале в начале мая, но его участники вернулись в Москву только на днях. Подробнее об их планах и арктических загадках — в материале «Известий».

Опись для Арктики

Возглавляет экспедицию, которая рассчитана на несколько ближайших лет, профессиональный путешественник, руководитель Экспедиционного центра «Арктика», Действительный член Русского географического общества (РГО) Владимир Чуков. Изучением Арктики он и его команда занимаются более 40 лет. В конце 90-х годов его группа впервые в мире совершила автономный лыжный трансполярный переход из России в Канаду. Он также считается первым человеком в мире, которому четыре раза удалось достичь Северного полюса на лыжах автономно.

Организаторами стали Экспедиционный центр «Арктика», Морская арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева при содействии объединения коренных народов «Совет общин КМНС».

Если раньше ими в первую очередь двигал спортивный интерес, то в последние двадцать лет команда ставит перед собой преимущественно задачи исторического и этнографического характера, рассказывает «Известиям» Владимир Чуков.

« мы будем двигаться на восток от Ямала, стараясь не упустить из своего поля зрения ни одного предмета, который появился на арктических берегах благодаря тому, что люди там работали, выполняли какие-то задачи и оставили следы своего присутствия», — рассказывает он.

За это время планируется оценить состояние каждого из объектов, сделать фотографии и привязку по глобальной спутниковой системе.

Это в том числе каменные гурии, оставленные экспедициями знаменитых полярников XVIII — началa XX столетия, наследие советских покорителей Севера, а также следы первопроходцев, побывавших в этих местах еще в допетровское время и, соответственно, до общеизвестных первооткрывателей этих земель.

Многие из этих объектов — как, например, каменный знак, гурий, поставленный Руалем Амундсеном на мысе Челюскина, — являются широко известными. Однако помимо естественных природных и антропогенных факторов, последние пять или десять лет их сохранность серьезно страдает из-за изменений климата, отмечает полярник: «Мы говорим о «глобальном потеплении», но мы не представляем реально, что значит этот процесс. Как он влияет не только на жизнь людей в Арктике, но и на состояние исторических объектов. А они разрушаются. Это в том числе хрестоматийные объекты, о которых рассказывают в школах», — отмечает полярник.

Белые пятна

Так, по его словам, из-за потепления в последние годы в Арктике участились сильные штормы, которые разрушают береговую линию, возведенные вдоль нее строения, уничтожают исторические объекты. Так, по его словам, каменный гурий, установленный Амундсеном на мысе Челюскина, о котором многим рассказывают в школе, практически исчез с лица земли. Похожая судьба постигла мемориальное кладбище советских летчиков-полярников, располагавшееся там же, на мысе Челюскина.
«Это небольшое, буквально на десять могил, кладбище наших первых летчиков, которые там работали в 1950–1960-е годы. Там были пирамиды с винтами от самолетов, с красными звездами. На них имена, фамилии, даты. Я помню, как они стояли. Но когда мы были в этом районе в 2015 году — там уже ничего не было, всё разрушено. Потому что, когда начинаются шторма, всё уничтожается льдами», — говорит полярник.

Пострадал также памятный знак, установленный в честь Семена Челюскина, который впервые достиг этот мыс во время Великой Северной экспедиции XVIII века: «Мы там были зимой, и нам удалось найти бревно, на котором были якорь и табличка. Ни таблички, ни якоря не было уже, но мы попросили пограничников, которые там были: «Вот лето настанет, вы аккуратно это бревно поднимите, пожалуйста, это памятник. Я надеюсь, что они это сделали».

Некоторые объекты, как, например, деревянные строения полярной станции, возведенной в начале 1930-х на острове Домашний архипелага Северная Земля полярником Георгием Ушаковым, и установленные позднее памятники на могилах первоисследователей Северной Земли, еще возможно сохранить — для этого достаточно перенести их в более безопасное место. Однако для этого сначала потребуется их тщательно изучить и описать, обращает внимание собеседник издания.

Кроме того, отмечает Владимир Чуков, в российской Арктике сохраняется «много белых пятен», связанных с деятельностью торговцев и путешественников, которые оказывались в этих краях задолго до Великой Северной экспедиции петровских времен. «Тогда Петр I поставил задачу — исследовать и положить на карту пределы Российской империи. Эта работа была выполнена, но мы не должны на этом останавливаться. Есть доказательства того, что люди бывали в Арктике и гораздо раньше, в начале XVII в. Причем они решали хозяйственные задачи, они плыли на восток торговать», — подчеркивает он.
Это, по его мнению, доказывает, что Северный Морской путь использовался еще до того, как на такую возможность обратили внимание Михаил Ломоносов или Дмитрий Менделеев, а значит, сохранившееся наследие того периода заслуживает более тщательного изучения.

Сакральные координаты

В рамках многолетней экспедиции организаторы намерены параллельно помочь в решении и других задач, требующих пребывания в высоких широтах. Предполагается, что они проведут испытания новой техники, а также средств спутниковой связи в труднодоступных районах.

Кроме того, путешественники соберут подробную информацию о расположении сакральных объектов представителей различных коренных и малочисленных народов Севера.

Эта информация впоследствии может быть использована как для создания карты, атласа или энциклопедии, посвященной культурам северных народов, так и для того, чтобы обезопасить эти территории во время работ по промышленному освоению, рассказала «Известиям» доктор наук, заведующий научно-исследовательским отделом этносоциальных и этноэкономических исследований геосистем Академии наук республики Саха (Якутия) Ирина Самсонова.

«Координаты таких объектов, их точное географическое положение необходимо знать, если на этих землях будет идти промышленное освоение. В этом случае — такие примеры уже есть, — принимается решение либо сделать какой-то переход, либо положить трубопровод в обход. Но для этого точную информацию нужно иметь заранее», — говорит она.

Сейчас, по ее словам, общие сведения о самих сакральных объектах у ученых есть. Однако большая их часть была собрана еще в первой половине прошлого столетия, когда у исследователей не было возможности определить точные координаты. В результате такие объекты хотя и известны, но либо отсутствуют на картах, либо нанесены на них с погрешностями.

Работа по уточнению этих данных ведется, однако в основном точечно, на уровне отдельных районов проживания коренных и малочисленных народов, в то время как для эффективного использования эту информацию необходимо систематизировать.

На первом этапе, по ее словам, участники экспедиции общались с ненцами, кочующими к востоку от ямальского города Новый Уренгой. «Сейчас, по просьбе руководителей экспедиции, представители народа ненцев Гыданского полуострова и приенисейских ненцев Таймыра готовят для нас перечень священных и сакральных мест на своей территории», — рассказывает собеседница издания.

На следующих этапах, по ее словам, вовлечь в эту работу планируется представителей энцев, долган, эвенков, нганасан.

Человек неравнодушный

Сейчас участники экспедиции завершили первый этап — с середины апреля на Ямале они проводили испытания новой техники, которая могла бы использоваться в рамках экспедиции. В Москву они вернулись вскоре после майских праздников.

Когда начнется следующий этап, зависит в том числе от того, когда в распоряжении исследователей будет соответствующая задачам техника — для полноценной работы необходимо, чтобы она была не только проходимой, но и могла длительное время функционировать в автономном режиме.

Сколько времени может занять решение всех перечисленных задач, неизвестно. Однако, считает Владимир Чуков, экспедиция «продлится столько, сколько нужно».

В освоении этих территорий принимали участие представители разных стран, в том числе американцы, британцы и норвежцы, но российские исследователи и мореплаватели внесли неоценимый вклад, который заслуживает тщательного изучения, уверен путешественник.

Он надеется, что экспедиция позволит привлечь внимание к проблеме сохранения как самих памятников, так и информации о них: «Я человек неравнодушный, и мне кажется неправильным, если специалисты не будут этим заниматься. Это не может базироваться только на тех крохах, которые сегодня доступны людям. Это наша земля, и мы обязаны знать ее историю».

Источник: Газета «Известия».

За хроникой экспедиции можно следить ЗДЕСЬ: сайт Экспедиционного центра «Арктика».


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *