В крупном международном и административном центре Нидерландов, каким является Гаага, продолжает работу выставка Международного Центра Рерихов (МЦР) «Пакт Рериха. История и современность». Она приурочена к предстоящему в будущем году 80-летию подписания этого важного правового документа, 140-летию со дня рождения великого художника и гуманиста Николая Константиновича Рериха, а также к 60-летию принятия Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. |
Выставка в прямом смысле проходит под Знаменем Мира — отличительным знаком Пакта Рериха. Накануне в торжественной обстановке флаг «Знамя Мира» был вручен Генеральному директору Фонда Карнеги Стивену ван Хоохстратену, и теперь он развевается над Дворцом Мира в Гааге вместе с флагом ООН. Соседство двух символов наглядно свидетельствует о высоком международном признании вклада Николая Константиновича Рериха в дело защиты всемирного культурного наследия. Программа второго дня выставки оказалась насыщенной интересными сообщениями. Так, доклад руководителя болгарского филиала МЦР Марги Куцаровой назывался «Пакт Рериха: прошлое, настоящее, будущее». Юрист-международник, она заострила внимание слушателей на правовых аспектах документа, подписанного 79 лет назад и не потерявшего своей актуальности в наши дни. Затем состоялся просмотр фильма генерального директора Музея имени Н.К.Рериха Л.В. Шапошниковой «Зов Космической эволюции». Во вступительном слове вице-президент МЦР А.В. Стеценко рассказал, как создавалась лента, какие цели ставил перед собой авторский коллектив. С большим вниманием присутствующие выслушали сообщение представителя Голландского Института истории искусства Урсулы де Худе-Брух о Н.К. Рерихе как художнике. Его творчество настолько глубоко и многогранно, что изучать живописные творения мастера предстоит еще не одному поколению искусствоведов. Особый интерес вызвала лекция директора библиотеки Дворца Мира Йеруна Вервлита. Ее тема – Мартенс и Рерих. Дело в том, что на Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 гг., инициированных Россией, были обсуждены и приняты конвенции, которые вводили кодификацию правил ведения войны, и в которых впервые нашел свое отражение принципиальный вопрос сохранения культурного наследия в военное время. Огромную роль в проведении Гаагских конференций, и особенно, в разработке положений конвенций, сыграл видный представитель петербургской школы международного права, член Совета Министерства иностранных дел России (с 1881 года), вице-президент Европейского института международного права (1885), член «Постоянной палаты третейского суда» в Гааге, профессор Санкт-Петербургского университета Федор Федорович Мартенс (1849-1909). Теоретические разработки Мартенса основывались на его убеждении, что только взаимное уважение народов, их стремление к достижению общих культурных идеалов дают им возможность развиваться.
В современной международной практике до сих пор признаются действительными многие пункты конвенции 1907 г., поскольку в ее основу были положены, согласно Мартенсу, «законы человечности». Одним из учеников Ф.Ф. Мартенса был и Н.К. Рерих, который слушал лекции профессора на юридическом факультете Петербургского университета. Николай Константинович практически всю свою жизнь работал над решением проблемы сохранения культурного наследия и поднял ее на качественно новый уровень. Результатом этой работы и стал «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха).