Народная мудрость говорит: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их – дерево погибнет». Изучение предыстории идей Пакта Рериха даёт глубинное практические понимание их смысла, даёт почву для понимания их актуальности и в наше время.
Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н.К. Рериха в 1899 г. во время проведения археологических раскопок в Санкт-Петербургской губернии. В этот период Николай Константинович начинает общественную деятельность в защиту памятников древнерусской культуры [1]. Во время путешествий по древним городам России Николаем Константиновичем была создана большая живописная серия, насчитывающая около 90 произведений. По замыслу художника все эти произведения должны были запечатлеть грандиозную каменную летопись страны, в которой увековечилось бы величие духа её народа-строителя. Он выразительно передал конструктивную основу зданий, особенности стиля далёких эпох, показав их неповторимую первозданную красоту. В 1904 году эти работы были показаны на специальной выставке «Памятники художественной старины», которая состоялась в Школе Общества поощрения художеств и имела большой успех.
Подводя итог своему путешествию (1903–1904), восхищаясь красотой памятников старины, художник в своей статье «По старине» с болью пишет об отношении к их охране: «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины, и мало любви вокруг неё» [2].
После путешествия Н.К. Рерих разворачивает активную борьбу против разрушения памятников архитектуры и других художественных ценностей. Выступает в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и о принятии срочных мер по их охране [1].
Во время русско-японской войны (1904–1905) он приходит к идее о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры. В 1909 г. Н.К. Рерих становится одним из организаторов «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины» в Петербурге» [1].
В течение ряда лет после своего путешествия Н. К. Рерих вновь и вновь обращается к состоянию памятников старины. Художник пишет несколько статей, посвящённых плачевному состоянию храмов. Так в статье «Тихие погромы» 1911 г., речь идет о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль): «Кто же защитит прекрасную древность от безумных погромов? Печально, когда умирает старина. Но ещё страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…» [3].
Выражая протест против Первой мировой войны, Николай Рерих пишет картину «Зарево» (1914) и создает плакат «Враг рода человеческого» (1914), в котором осуждает варварское разрушение памятников культуры. «Война, со всеми ее ужасами, еще и еще напоминает охранение всего, чем жив дух человеческий» [4].
По поводу разрушения кафедрального собора в Реймсе, Н.К. Рерих являясь членом Реймской академии художеств, направляет телеграмму президенту Франции с выражением глубокого сожаления. Обращается и к правительству США с призывом «всеми силами протестовать против преступных разрушителей» [1].
В 1915 г. Н.К. Рерих посылает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу с призывом принять серьезные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России [1].
Находясь в Карелии (1917-1918), и позже в Швеции, Норвегии и в столице Англии (1919) пишет ряд докладов и статей в защиту сокровищ искусства: «О нерушимости святынь. О сокровищах народных. Во всех далеких странствиях думается о том же. Под всеми доходчивыми до сердца человеческими словами молим о сохранении Святынь и Культуры» [4]. «Поистине хотелось бы признательно сердечно напутствовать всех наших сотрудников: «Каждый посильно в своих возможностях без промедлений и откладываний – в добрый путь! Именно в сложные, кризисные моменты истории человечества необходимо обращаться к незыблемому культурному строительству. Так же, как и Родина Культура должна быть охранена, оборонена» [2].
Литература:
- Пакт Рериха: основные вехи. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://roerich.museum/roerich_pact
- Н.К. Рерих. Городу Брюгге. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://icr.su/rus/evolution/pact/about/paper_nk/brugge.php
- Н.К. Рерих. Тихие погромы. Электронная библиотека МЦР. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lib.icr.su/node/552
- Н.К. Рерих. Чутким сердцам. Рождение идеи Пакта. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://xn—-7sbbtpj7albq2b.xn--p1ai/pakt-reriha/rozhdenie-idei-pakta/
Перейти к предыдущей или следующей картине стрелками или кнопками «влево» и «вправо»
Составитель: Баженова Н.А.Общественное объединение «Культурный Центр имени Н.К. Рериха» (г. Алма-Ата, Казахстан).
Дополнительные материалы:
Описание серии картин “Памятники русской старины” из Международного выставочного проекта “Пакт Рериха. История и современность”.
Перейти к другим разделам статьи:
1. О культуре.
- 1.1. Культура как синтез науки, религии и искусства.
- 1.2. Культура как явление вне времени, Культура как пример Вечных ценностей.
- 1.3. Культура как почитание Света.
- 1.4. Культура как Прошлое, Настоящее и Будущее в кольце Вечности.
2. Рождение идеи Пакта Рериха и Знамени Мира.
3. Актуальность Пакта Рериха и Знамени Мира.
4. Знак Знамени Мира в Мировой культуре.
5. История подписания Пакта Рериха и Знамени Мира.
6. О деятельности МЦР по реализации идеи Пакта Рериха.
7. Картины Рерихов о Культуре, картины о знаке Знамени Мира.
8. О Николае Константиновиче Рерихе — инициаторе подписания Пакта Рериха и Знамени Мира.
9. Примеры выдающихся объектов культурного наследия Сибирского федерального округа / России/ Мира.
10. Общественные движения в защиту культурного наследия.
11. Культура — Путь к лучшему Будущему. О ценности Культуры через призму ближайших задач космической эволюции.
12. Культура и Будущее (Культура как начало Пути духовного развития).
13. Становимся носителями Культуры.
- 13.1. Художественное творчество участников.
- 13.2. Поэтическое творчество участников.
- 13.3. Педагогическая работа.
14. Знаменосцы (поднимающие Знамя Мира).