ПАМЯТНИКИ РУССКОЙ СТАРИНЫ

Большой раздел в творчестве Рериха составляют архитектурные этюды, выполненные художником в 1903-1904 годах во время историко-археологической экспедиции по древним русским городам, крепостям и другим культурно-историческим памятникам, совершённой вместе с женой Еленой Ивановной. Об этой экспедиции Н.К. Рерих вспоминал: «В 1903-м году мы с Еленой Ивановной объехали, можно сказать, всё сердце России, запечатлевая, я – кистью, а Елена Ивановна в пятистах фотографиях, Пантеон древнего Искусства».

Маршрут экспедиции проходил по значительной территории, включавшей Ярославль, Суздаль, Ростов Великий, Изборск, Смоленск, Владимир, Боголюбово, Углич, Звенигород, Юрьев-Польской и многое другое. Во время поездки перед Николаем Константиновичем открывалась величественная панорама многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он писал: «Сколько глав! Сколько золочёных, и синих, и зелёных, и со звёздами, и с прорисью! Сколько крестов! Сколько башен и стен воздвиглось вокруг сокровища русского! Для всего мира это сокровище благовестит и вызывает почитание…».

Рерихом была создана большая живописная серия, насчитывающая около 90 произведений. По замыслу художника все эти произведения должны были запечатлеть грандиозную каменную летопись страны, в которой увековечилось бы величие духа её народа-строителя. Николай Константинович блестяще справился с этой задачей. Отказавшись от изображения позднейших пристроек к храмам и крепостям, он выразительно передал конструктивную основу зданий, особенности стиля далёких эпох, возвратив им неповторимую первозданную красоту.

В 1904 году эти работы были показаны на специальной выставке «Памятники художественной старины», которая состоялась в Школе Общества поощрения художеств и имела большой успех. В том же 1904 году 75 этюдов этой серии были отправлены в числе 800 работ русских художников на выставку в США. Из-за банкротства устроителя выставки все картины были распроданы с аукциона и разошлись по США и Южной Америке. Позднее Николай Константинович узнал, что 35 его произведений попало в Оклендский художественный музей в Калифорнии. В 1963 году они были переданы Музею Николая Рериха в Нью-Йорке. Почётный президент этого музея мадам К. Кэмпбелл-Стиббе, исполняя завет Николая Константиновича, собрала эти картины и передала их в 1976 году Государственному музею искусства народов Востока в Москве по просьбе его сына, Святослава Рериха.

Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством тревоги за их судьбу. Он выступает в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников; в различных изданиях выходят его статьи и очерки, публикуются протесты против сносов, искажений и недобросовестных реставраций. Это путешествие послужило началом широкой общественной деятельности в защиту Культуры «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных…», вспоминал Н.К. Рерих. Так было положено начало тому движению, которое впоследствии привело к созданию выдающегося документа ХХ века – Пакта Рериха и Знамени Мира.

 

ЯРОСЛАВЛЬ. ВХОД В ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ МОКРОГО. Этюд. 1903.

Н.К. Рерих. ЯРОСЛАВЛЬ. ВХОД В ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ МОКРОГО Этюд. 1903. Из серии «Памятники русской старины» Дерево, масло. 31 х 40 Государственный музей Востока. Россия. Москва
Снимок Е.И. Рерих. 1903 г.

В начале июня 1903 года Н.К. и Е.И. Рерихи работали в Ярославле и окрестностях.

Их внимание привлёк один из живописнейших ансамблей XVII века – церковь Николы Мокрого.

Существует предание, что первый деревянный Никольский храм построили на месте древнего языческого капища, которое располагалось на берегу Коротосли, между двумя её притоками Паутовым и Ершовым ручьями. А жертвенный камень, почитаемый язычниками, заложили в церковный фундамент. Каменный храм на месте деревянной церкви начали строить в 1665 году по указу государя Алексея Михайловича и завершили в 1672 году. При её строительстве были использованы лучшие достижения ярославского зодчества предшествующего времени.

Каменная церковь Николы Мокрого была украшена сюжетными живописными композициями на библейские темы, портретами русских царей и святых, настенными изображениями жития Николая Чудотворца и летописью строительства храма. Картина «Страшного суда» с западной церковной стены признаётся специалистами одной из лучших настенных росписей Ярославля XVII века. Красива гамма красок, построенная на сочетании охристо-желтых тонов и голубца с малиново-розовыми пятнами киновари. Кроме богатых фресок, внутри храма для государя и патриарха ярославские мастера сделали специальные молельные места.

Фото 2003 г.

В 80-е годы XVII века храм украсили поливными цветными изразцами на наличниках и пучковых колонках, а в 90-е годы к западному фасаду пристроили притвор, заканчивающийся восьмигранным шатром. Его также богато декорировали многоцветной керамикой. Уникален образец русского прикладного искусства – кованная решётка, которая украшает паперть храма. Она была сделана в XVII века из S-образных звеньев, завершающихся изящными цветочными бутонами.

«По расположению, по изразцам, по наличникам одна из замечательных церквей Ярославля», – писал о храме Николай Константинович, называя его очень поэтично – «чудесный седой Никола Мокрый». Небывало пышное керамическое убранство храма лучше оценить позволяет фотография, сделанная Еленой Ивановной Рерих и впервые опубликованная в журнале «Зодчий» (№ 26, 1904). Впоследствии её поместила на своих открытках Община Святой Евгении.

Однако Николай Константинович также отмечает в своей записной книжке: «Внутренность уже перемарана исказителями. <…> Талант старых мастеров и время дали такие чудесные сочетания, что не нарушить их сумеет лишь большой художник».

Храм Николы Мокрого существует и в настоящее время.

 

ЯРОСЛАВЛЬ. ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Этюд. 1903.

Н.К. Рерих. ЯРОСЛАВЛЬ. ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Этюд. 1903.
Из серии «Памятники русской старины»
Фанера, масло. 30,5 х 40
Государственный музей Востока. Россия. Москва
Фото 2009 г.

Церковь Рождества Христова, являющаяся выдающимся памятником древнерусской архитектуры и живописи, была построена в 1644 году на месте деревянной церкви. Она интересна как первый ярославский храм, в декор стен которого были введены изразцы. Узкие пояса зелёных «муравленых» изразцов двух видов – с изображением льва и семилепестковой розетки – идут по верху центрального барабана и под карнизами апсид, изразчатые вставки украшают фасады крыльца. Уникальным украшением памятника является изразцовая храмозданная надпись, широкой полосой опоясывающая четверик под арками закомар, в ней сообщается дата постройки церкви и имена храмоздателей. Летописи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве.

В начале XIX века внешний облик церкви был искажён переделками: снесены четыре боковые главы, вместо северной галереи устроен тёплый храм, на западном фасаде появился портик в классическом стиле. В 1960-е ярославские реставраторы частично восстановили первоначальный вид храма.

Церковь соединялась через крытый переход с отдельно стоящим зданием колокольни, построенной позднее. Высота колокольни 38 м. Декоративное убранство колокольни богаче и разнообразнее основного храма, а необычные завершения парных полуколонок на западном фасаде в виде «шапок» напоминают венчания восточных минаретов.

 

КОСТРОМА. ТЕРЕМ БОЯР РОМАНОВЫХ. Этюд. 1903

Н.К. Рерих. КОСТРОМА.
ТЕРЕМ БОЯР РОМАНОВЫХ
Этюд. 1903.
Из серии «Памятники русской старины»
Фанера, масло. 40 х 30,5
Государственный музей Востока. Россия. Москва
Фото 2003 г.

В журнале «Русь» 1904 года о поездке Рериха по древнерусским городам сообщалось: «В Костроме художник обратил внимание на Ипатьевский монастырь и крыльцо теремка Михаила Феодоровича…».

Палаты бояр Романовых в Костроме были возведены в Ипатьевском монастыре в конце XVI века на средства бояр Годуновых. В этом здании жил Михаил Романов с матерью. Левую сторону палат занимал Михаил; правую – его мать.

14 марта 1613 г. в Ипатьевский монастырь прибыло из Москвы посольство Земского собора, сообщившее находившему в Ипатьевском монастыре М.Ф. Романову об избрании его царём. С этого времени и вплоть до 1917 года, Ипатьевский монастырь находился под покровительством династии Романовых.

В 1858 году Ипатьевский монастырь посетил Александр II, который принял решение превратить монастырские кельи в «царские чертоги во вкусе XVII века». Реконструкция романовских палат была поручена архитектору Ф.Ф. Рихтеру. При этих работах, окончательно завершённых к 1863 году, Ф.Ф. Рихтером была проведена перепланировка внутренних помещений, вместо деревянной лестницы, прижатой к восточному фасаду, возведена каменная «царская лестница», тесовая кровля заменена высокой железной с ажурным гребнем поверху, а стены второго этажа снаружи расписаны масляными красками «в шахмат».

Украшением интерьеров являются изразцовые печи: одна из них (в левой половине) облицована изразцами XVIII века, другие сделаны по рисункам Ф.Ф. Рихтера. Им же выполнены рисунки для дверей и оконных ставен.

С конца XIX века в здании расположен музей Романовых.

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД. КРЕМЛЁВСКИЕ СТЕНЫ (ГЕОРГИЕВСКАЯ БАШНЯ).  Этюд. 1903

Н.К. Рерих. НИЖНИЙ НОВГОРОД. КРЕМЛЁВСКИЕ СТЕНЫ (ГЕОРГИЕВСКАЯ БАШНЯ). Этюд. 1903
Из серии «Памятники русской старины»
Фанера, масло. 39,5 х 30,5
Государственный музей Востока. Россия. Москва
Фото 2015 г.

В 1903 году Рерихи побывали в Нижнем Новгороде около 20 июня. Николай Константинович создал несколько этюдов с видами башен и стен Нижегородского Кремля.

Нижегородский Кремль расположен в историческом центре Нижнего Новгорода, в месте слияния Оки с Волгой и возводился как главный опорный пункт в защите Москвы от нападения войск Казанского ханства. За свою жизнь Кремль выдержал многочисленные осады и приступы врагов и ни разу не был взят штурмом, а последние его боевые страницы относятся к польской интервенции начала XVII века, когда здесь было сформировано ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Одна из башен Кремля названа Егорьевской (Георгиевской) в честь храма святого Георгия Победоносца, некогда стоявшего на месте нынешней гостиницы «Волжский откос». По другой версии, в названии Георгиевской башни увековечено не имя церкви, а имя князя Георгия Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода. В 1220-х годах здесь, на краю откоса стоял путевой дом Георгия («Георгиевский терем»).

Георгиевская башня возводилась в 1508-1511 годах и поскольку располагалась над кручей, её стены были усилены «быками» – мощными подпорными конструкциями. В XVIII-XIX веках башня неоднократно чинилась и была переоборудована под хранилище государевых хлебных и пушечных припасов. Район Георгиевской башни и прясла был подсыпан грунтом на 3-4 м, в результате чего видимая высота стены здесь уменьшилась. В ходе реставрации 1953 года была восстановлена шатровая кровля Георгиевской башни, сохранившая древнюю форму.

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД. КРЕМЛЁВСКИЕ СТЕНЫ (БЕЛАЯ БАШНЯ). Этюд. 1903

Фото 2017 г.
Н.К. Рерих. НИЖНИЙ НОВГОРОД.
КРЕМЛЁВСКИЕ СТЕНЫ (БЕЛАЯ БАШНЯ).
Этюд. 1903

Из серии «Памятники русской старины»
Фанера, масло. 41 х 31,5
Государственный музей Востока. Россия. Москва

Нижегородский Кремль в отличие от других русских кремлей суров и монументален. Он строился в трудное время, при постоянной угрозе нападений, в очень сжатые сроки. Всего Кремль насчитывает 13 башен, из них пять – квадратных с воротами и восемь круглых. Их высота составляет от 18 до 30 метров. Между собой они связаны крепостной стеной, ширина которой доходит до пяти метров, а высота – от 12 до 22 метров, протяжённостью более двух километров. В начале XVIII века Кремль утратил своё боевое значение и превратился в памятник старины.

Одна из башен – Белая башня. Среди других круглых башен кремля Белая отличается большим количеством боевых печур и бойниц. Датируется XVI веком и представляет собой круглую 4-х ярусную башню. В 1620 году была перестроена. А в 1889 году башня была приспособлена под архив Нижегородской губернской учёной архивной комиссии. Бойницы средних ярусов были превращены в прямоугольные окна. В 1923 году Белая башня выгорела внутри вместе с хранившимися в ней архивными документами, при этом конструктивные элементы башни не получили серьёзных повреждений.

Современное название башня получила в XIX веке по сохранившейся белокаменной облицовке нижней части наружного фасада. В XVII-XVIII веках имела название Симеоновская, по монастырю Св. Симеона Столпника, находившемуся рядом с ней внутри кремля. Учёные считают, что и название «белая» связано с тем, что башня находилась на земле, когда-то принадлежавшей этому монастырю. А монастырские земли принято было называть «белыми», то есть свободными от государственных налогов.

 

КРЕМЛЬ РОСТОВА ВЕЛИКОГО. Этюд. 1903

Н.К. Рерих. КРЕМЛЬ РОСТОВА
ВЕЛИКОГО. Этюд. 1903
Из серии «Памятники русской старины»
Дерево, масло.31,4 х 40,7
Государственная Третьяковская галерея. Россия. Москва
Фото 2016 г.

В Ростове Великом Н.К. Рерих вместе с женой Еленой Ивановной работал с 1 по 7 июля 1903 г. и создал несколько этюдов, посвящённых Ростовскому кремлю.

Кремль поражает своей красотой. Его возведение велось в период с 1670 по 1683 годы. Заказчиком строительных работ был местный митрополит Иона Сысоевич. По его замыслу постройка должна была передавать рай в полном его соответствии библейскому описанию.

Все строения кремля соединялись между собой крытыми переходами и галереями, по которым можно было пройти в шесть церквей и Кафедральный собор, а также в терема и палаты. Крепость имеет одиннадцать башен, покрытых лемехом, отличных по форме и отделке. Пять из них угловые, четыре воротные и две дозорные.

В 1787 году из-за перемещения митрополии в Ярославль Ростовский митрополичий кремль утратил свое предназначение и постепенно пришёл в упадок. Богослужения в храмах больше не проводились, и архиереи планировали продать весь митрополичий комплекс на слом. Однако кремль избежал такой незавидной участи благодаря просвещенному городскому купечеству – на выделенные им средства архитектурный ансамбль был отреставрирован в 60-е и 80-е годы XIX столетия.

В путевой книжке Н.К. Рерих об этом записал: «С трудом верится, чтобы ростовский Кремль на глазах живых людей мог быть назначен на слом с торгов за 28 000 р. Имена Вахрамеева, Шлякова и Титова, хлопотавших о его реставрации, почётны для всякого русского. Уголки Кремля дышат XVII в. Палаты, иераршие теремки (Филарета Никитича), расписные храмы – удивительны по настроению. Конечно, большая часть не только петербургских, но и московских туристов в этом замечательном месте не бывала».

В 1953 году из-за сильного смерча большинство памятников ансамбля пострадало, но несколько позднее все они были отреставрированы.

 

РОСТОВ ВЕЛИКИЙ. ИНТЕРЬЕР ЦЕРКВИ. Этюд. 1903

Н.К. Рерих. РОСТОВ ВЕЛИКИЙ.
ИНТЕРЬЕР ЦЕРКВИ. Этюд. 1903

Из серии «Памятники русской старины»
Фанера, масло. 40,5 х 30,5
Государственный музей Востока. Россия. Москва
Фото 2018 г.

На этюде изображена галерея одного из храмов древнего Ростова – церкви Иоанна Богослова (XVII в.). Словно о ней писал Н.К. Рерих в статье «Радость искусству»: «…Перенеситесь в лабиринт ростовских переходов, где каждая открытая дверка поражает вас неожиданным стройным аккордом красок. Или на пепельно-белых стенах сквозят чуть видными тонами образы; или пышет на вас жар коричневых и раскалённо-красных тонов; или успокаивает задумчивая синяя празелень; или как бы суровым словом канона останавливает вас серыми тенями образ, залитый охрой».

Церковь Иоанна Богослова в Ростовском кремле – это величественная надвратная церковь, одна из самых совершенных храмовых построек кремля. Она была возведена в 1683 году по заказу митрополита Ростовского и Ярославского Ионы III Сысоевича. Церковь расположена над западными парадными воротами Ростовского кремля и с трёх сторон окружена галереями. Со стороны города архитектурный ансамбль дополняют две цилиндрические башни.

В 1950-х годах под руководством архитектора В.C. Баниге церковь Иоанна Богослова была отреставрирована.

Весь интерьер храма и стены галерей сплошь расписаны фресками. До середины XIX века роспись покрывала и своды галерей. Сохранились исторические фрески, завершённые в 1683 году, о чём свидетельствует сохранившаяся надпись на восточной стене церкви.

Живопись в церкви расположена в шести поясах. В двух верхних изображены события из Евангелия, в третьем, четвёртом и пятом – эпизоды жития святителя Авраамия Ростовского – одного из первых просветителей и крестителей Ростовской земли, в шестом (нижнем) – житие Иоанна Богослова.

Роспись галереи, окружающей церковь Иоанна Богослова с трёх сторон, – наименее сохранившаяся часть стенописного комплекса. Почти полностью утрачена роспись сводов, наружной стены северной галереи, верхних частей оконных проемов. На внутренних стенах галереи располагается цикл Деяний и Страданий апостолов.

<>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29      
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829    
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
       
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Цитаты:

А мы верим, что у искусства собственная, цельная, органическая жизнь и, следовательно, основные и неизменимые законы для этой жизни… Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить.

— Н.К.Рерих, Очерк «Красота» из сборника «Моя жизнь»