Младший сын Н.К. Рериха, художник С.Н. Рерих, так отзывался о творчестве отца: «Как художник он работал в уникальном, только ему присущем стиле. Он был блестящим колористом, у него было чудесное воображение и дар композиции. Многие из его картин оказались пророческими».
Подтверждает это и Р. Рудзитис в книге «Космические струны в творчестве Николая Рериха»: «… Яркое воображение и предчувствие художника иногда выражаются в его творчестве как символические пророческие картины будущего. В 1912-1914 гг. он создал так называемый пророческий цикл картин, предрекающий страшную катастрофу человечества – первую мировую войну».
Картины этой серии представляли собой апокалипсические видения, своеобразные вещие сны. Образы их многозначительны, насыщены зловещими предчувствиями и тревогой. Эту особенность, проявившуюся в Рерихе в начале века, а затем продолжавшуюся в его творчестве всю дальнейшую жизнь, отметила академик Л.В. Шапошникова: «Он писал так, как будто видел перед собой реальность… Сказки, предчувствия и, наконец, сны. Вещие сны, которые сбывались. Сны, которые несли в себе предвидение, предсказание. Они возникали у него в преддверии каких-то очень важных событий. Такие сны он записывал. <…> Такие сны, поднимаясь откуда-то из глубин его подсознания, несли вместе со странными образами ощущение безвременья и чувство тревоги. Он переносил их на полотна вместе с тем настроением, которое они рождали. Полотна вызывали недоумение широкой публики. Она не могла принять это смешение реального и нереального, это пугающее безвременье. Когда разразится Первая мировая война, картины, написанные между 1912 и 1914 годами, назовут пророческой серией».
Сам Рерих вспоминал: «Приходят сроки. Тогда же и в начале 1914 года спешно пишутся: «Зарево» – с бельгийским львом, «Крик Змия», «Короны» – улетевшие, «Дела человеческие», «Город обречённый» и все те картины, смысл которых мы
после поняли».
В 1915 году на выставке «Мира искусства» в Петрограде экспонировались шесть работ серии: «Зарево», «Крик змия», «Град обречённый», «Короны», «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится», «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого». Показанные в самый разгар Первой мировой войны, они произвели на зрителей ошеломляющее впечатление.
Высоко оценил серию A.M. Горький. Он назвал тогда Н.К. Рериха величайшим интуитивистом современности. А одну из картин – «Град обречённый» – захотел приобрести и получил её в подарок от художника.
АНГЕЛ ПОСЛЕДНИЙ. 1912

Картон, темпера. 52 х 74 Музей Николая Рериха США. Нью-Йорк
В искусстве Николая Константиновича Рериха перед войной 1914 года с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне «Ангел Последний».
Картина была сопровождена стихотворной строфой: «И пролетит над Землёю Ангел конца. Грозный, прегрозный! Красный, прекрасный! Ангел последний».
Как говорится в Апокалипсисе, Святой Иоанн увидел «Ангела сильнаго, сходящаго съ неба, облеченнаго облакомъ; надъ головою его была радуга, и лице его какъ солнце, и ноги его какъ столпы огненные» (Апок., 10–1). Таким же сияющим и воинственным предстаёт иконописный Архистратиг в раннем произведении Рериха 1912 года. Художник будто поднялся над землёй и прямо перед собой узрел Ангела, вставшего во всё небо. В руках у него копьё и щит. Светящееся облако с закрученными клубами Рерих рисует по-восточному, в виде зубчатых декоративных завитков. Огонь, повергнутый на землю Ангелом, произвёл мировой пожар, землетрясения, громы и молнии. Объяты пламенем города со скопищем людей, но по-прежнему цветут девственные луга и стоят высокие горы. Копьё Архистратига поднято вверх, указывая на небо. Пока это только высшее предупреждение. Его необходимость для человечества остро осознавал художник в преддверии Первой мировой войны.
МЕЧ МУЖЕСТВА. 1912

Картон, темпера. 58,5 х 74 Частное собрание, Москва
В 1912 году художник создаёт картину «Меч мужества»; пламенный страж «приносит к воротам великого, вознёсшегося на горе замка, объятого покоем и тишиной… меч мужества, ибо скоро наступят сроки, когда он будет нужен…».
Н.К. Рерих писал: «Вспоминаем сны-картины 1912 года: «Змий проснулся» и «Меч мужества», когда огненный ангел принёс меч мужества стражам».
Картина «Меч мужества» предупреждает о грозных событиях мировой войны и призывает хранить мужество и быть готовыми к опасностям и бедствиям.
КОРОНЫ. 1914

Картон, темпера. 75 х 119 Музей русского искусства Украина. Киев.
Картина «Короны», созданная Н.К. Рерихом в 1914 году, вызвала больше всего недоумений. Художник предчувствовал не только ужасы и пожары. В период грядущих битв он ждал и больших перемен. Пророчески смотрится его работа 1914 года «Короны». На безлюдном берегу моря три короля клятвенно скрестили мечи. Вместо корон на их головах Рерих изобразил воинские шлемы. Сами короны, пояснял он, превратились в уплывающие облака.
«В смертный бой вступили три короля. Из-за чего бьются они? Что хотят отнять они друг у друга? Может быть, Константинополь и проливы или черноземные богатые равнины Украины? Или увеличить новыми владениями лоскутную монархию? Но бьются трое: картина написана в 1914 году, когда разразилась первая мировая война и кайзер Вильгельм, Иосиф Австрийский в Николай Романов вступили в войну. На картине высоко в небе, над сражающимися фигурами уплывают три короны, чтобы никогда уже более не вернуться на их незадачливые головы. Так, снова художник предвидел ход мировых событий и исход великой войны. Этому можно не удивляться, понимание будущего свойственно некоторым выдающимся людям». (Грани Агни Йоги, 1960 г., 31 окт.)
ЗАРЕВО. 1931

Картон, темпера. 23 х 35,5 Частная коллекция США. Нью-Йорк
В 1914 году, предвидя предстоящую войну, зарево военных пожарищ, Рерих создаёт первый вариант картины. Он писал: «Ведь во имя Бельгии, во имя Брюгге я заклинал войну первого марта 1914 года картиною моею «Зарево»».
Спустя 20 с лишним лет, художник вспоминал: «В марте 1914 года мною была закончена картина «Зарево». На фоне бельгийского замка около изваяния бельгийского льва на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Всё небо уже было залито кровавым огневым заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своём несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Альберт, охранивший достоинство бельгийского льва… Вечная слава королю-рыцарю Альберту I».
Николай Константинович имел в виду события, связанные с началом Первой мировой войны, когда Германия, объявив ультиматум нейтральной Бельгии, потребовала пропустить свои войска через её территорию к границам Франции. Получив отказ, Германия вторглась в пределы Бельгии и атаковала пограничную крепость Льеж. Бельгийская армия, возглавляемая королём Альбертом, оказала ожесточённое сопротивление, этим самым оттянула на себя значительные силы немцев. Это дало возможность Англии и Франции подготовиться к сражению.
Прошли годы. Миновали тяжкие времена. В начале тридцатых годов Бельгия становится одной из первых стран мира, где нашли поддержку идеи Пакта Рериха. В 1931 году в бельгийском городе Брюгге, известном своими древними памятниками, прошла первая международная конференция Пакта Рериха. В великой святыне города Брюгге – базилике Святой Крови, – Знамя Мира было освящено. Н.К. Рерих писал: «Освящение Знамени нашего не случайно должно было произойти в соборе Св. Крови, во имя всей Мученической Крови, пролитой за Прекрасную Истину».
В 1931 году, прозревая зарево новых войн, Николай Константинович повторяет картину 1914 года, изображая в её правом верхнем углу Знамя Мира. Нет, не ушли в прошлое армагеддонные времена, – словно бы напоминает Рерих и призывает усилить Священный Дозор. Потому и стоит благородный рыцарь на страже; а над «грозовым, заблудившимся миром» реет спасительный Стяг с начертанными на нём словами КУЛЬТУРА и МИР.
ВРАГ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. 1914

Хромолитография Размер изображения: 53,7 x 39,4 размер листа: 61 x 43 Государственный Русский музей Россия. Санкт-Петербург.
Начало империалистической войны 1914 года глубоко потрясло Рериха. Всё, что он предсказывал и изображал – гибель памятников культуры, разрушение городов, зарево пожаров, – стало явью. Первые пушечные выстрелы вызвали в буржуазных кругах русского общества ура-патриотические настроения. Многие писатели и поэты, которые ещё вчера проповедовали «чистое» аполитическое искусство, стали авторами шовинистических произведений.
Рерих с первых же дней войны занял диаметрально противоположную позицию. В своих обращениях к правительствам разных стран он резко протестует против варварских разрушений. Его плакат «Враг рода человеческого» (1914) осуждает виновников гибели памятников культуры во Франции и Бельгии.
Враг этот – «немец злой» – так написано на его длинном змеином хвосте. К тому же кайзеровская каска с выступами по бокам, напоминающими рога, черепа в руках, козлиные ноги – всё характеризует его как властелина преисподней. Наверху две надписи: «Множество народа яростию погубил» и «Многие города воровски порушил». Справа от гиганта нарисован бельгийский город Лувен, где германская армия подвергла варварской бомбардировке университет с одной из старейших в Европе библиотек, известной крупнейшим собранием инкунабул (печатных изданий Европы с середины XV века). Слева изображён собор Реймса (Франция), фасад которого со знаменитыми скульптурами пострадал от обстрела немецкой артиллерии.
Плакат был разослан в действующие части русской армии.