Объект архитектуры — достаточно сложен для рисования. В красиво украшенном здании наблюдаем еще и дополнительно усложняющие формы украшения, встречаем особенные способы обработки строительных материалов. Но именно такое здание привлекает к себе внимание своей красотой на территории Культурно-досугового центра «Гармония» в с. Прокудское Коченевского района. Ученики Коченевской ДШИ, расположенной в КДЦ «Гармония» выбрали «Сибирский дом» как объект для рисования на пленэре. «Сибирский дом» — это недавно возведённые одноэтажное бревенчатое строение, стилизация под сибирские традиционно украшенные деревянные избы, был выстроен для культурно-просветительской деятельности в селе. Другие старинные исконные сибирские деревянные резные избы в этом селе уничтожены.
Точность и узнаваемость рисунка зависят от того, насколько точно и полно будет передано внешнее убранство здания. Для рисования объекта культурного наследия выбрали большой формат и групповую форму работы.
Почти все ребята были на весеннем пленэре: они группами собирали информацию об убранстве дома, и затем по конспектам (майнд-картам) создали индивидуальные зарисовки «Сибирского дома». (См. материал о пленэре 28.05.2023 Пакт Рериха в действии: пленэр в ДШИ Коченёвского района Новосибирской области). Таким образом группы были подготовлены к коллективной работе.
Группа с преобладанием мальчиков подошла основательно к построению архитектурного рисунка, основы.
Время на проектирование и создание рисунка было значительно ограничено. Всего на композиционный поиск и набросок было выделено 15 минут. Большим подспорьем явилось то, что в этой школе групповые формы творчества практикуются педагогами не первый год. Ребята вместе ищут удачные композиции натюрмортов, советуются при выборе материалов, а также ищут ответы на глубокие вопросы, поставленные педагогами, например, о роли искусства в коммуникации. В этой школе проходили психологические тренинги «Уроки Добра», когда ребята будто бы просто в течение месяца рисовали наброски друг с друга. Но выставка этих набросков еще многие недели самопроизвольно пополнялась самыми теплыми и доброжелательными узнаваемыми портретами без указания автора. Тогда же добрым портретом дети поздравили и своего учителя — Ольгу Ивановну Игнатьеву.
Чтобы подойти к рисованию объекта с большим количеством деталей, необходимо было провести упрощение, выделить для себя обобщенные формы и их пропорции. Только когда в группе состоялся общий договор уже и о ракурсе, и о композиции, на бумаге начали появляться первые силуэты здания. В конспектах (визуальных шпаргалках), созданных весной на пленэре, ребята смогли почерпнуть забытую информацию о количестве окон, наличниках и ставнях, о характере украшений под крышей. По фотографиям был обнаружен фундамент и отмостка.
Дети опробовали такие техники работы пастелью, как растирка нанесенных линий, растирка предварительно подготовленного порошка из сухой пастели, техника растушовки масляной пастели растворителем.
Также опробовали технику «сухой кисти» с применением небольшого количества масляных красок.
Готовые работы команды представили зрителям — соседней команде, своим педагогам и гостям:
Презентации готовых работ в канун дня учителя прошли торжественно. Дети признали, что эта работа потребовала от них немало сил. Действительно, нарисованный ребятами «Сибирский дом» — это один из тонко украшенных, неповторимых, трудновозводимых объектов, претендующий в будущем на статус охраняемого объекта культурного наследия.
Далее ребят ждал краткий рассказ о защите Красоты культурного наследия. Ребятам было интересно узнать, что их стремление воссоздать и защитить все красивое, разделяют и другие люди, что существует даже международный Договор о защите культурного наследия — Пакт Рериха и Знамени Мира. Что всеми странами принята Гаагская конвенция 1954 года.
В День Учителя фотографии рисунков были отправлены с поздравлениями и в долину Куллу любимому педагогу Ольге Ивановне Игнатьевой, в те дни трудившуюся как волонтер МЦР в Гималайском имении Рерихов.
НРОО «Культурное единение»