В начале августа правительство Индии объявило о своем одобрении Международного пакта о защите сокровищ культуры, известного как Пакт Рериха и Знамя Мира. Весьма знаменательно, что Индия в первый же год своей независимости присоединила свой голос к этому договору о Культурном единении.
Благодаря своему великому культурному наследию Индия занимает особое положение. И ее голос, подобно миссии великого Ганди, должен быть голосом Мира, провозглашения высших ценностей и постоянно расширяющихся горизонтов.
Истинная цель Пакта виделась его создателем, профессором Николаем Рерихом, не только в сохранении сокровищ человеческого гения для последующих поколений, но также в создании всеобщего обязательства, основанного на принципе неприкосновенности культурных ценностей, принадлежащих всему человечеству.
Профессор Рерих всегда считал, что Пакт должен обладать воспитательной ценностью, пробуждая в молодежи с детских лет понимание и уважение к великим достижениям человеческого творческого гения. Он верил, что это поможет выковать ту всеобщую великую живую связь, которая поверх всех расовых, национальных и религиозных различий приведет человечество к великой цели – Миру, Миру, основанному на осознании и понимании высших ценностей, которые важнее любых раздоров и столкновений.
Идея подобного Пакта впервые посетила профессора Рериха в 1904 году и была предложена им сначала Российскому обществу архитекторов, а затем, в 1914 году, российским государственным деятелям. И хотя она была воспринята с большим интересом, война помешала ее осуществлению. И только в 1929 году профессор Рерих вновь официально выступил с этой идеей в Америке и текст договора был опубликован в прессе. Одновременно в Париже, Нью-Йорке и Брюсселе появились комитеты Пакта и Знамени Мира.
Основные пункты Пакта предусматривают следующее: «Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон. Нейтралитет, покровительство и уважение, которые должны быть представлены памятникам и учреждениям, упомянутым в предыдущей статье, признаются на всех территориях как объекты суверенитета каждого из подписавшихся и присоединившихся государств, независимо от государственной принадлежности указанных памятников и учреждений. Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статьях договора, может быть использован отличительный флаг, дающий им право на защиту и уважение воюющих сторон, правительств и народов, заключивших настоящее соглашение».
Символ этого Пакта, Знамя Мира, разработанный профессором Рерихом, представляет собой красную окружность со вписанными в нее тремя сферами на белом полотнище. Одно из его толкований – это прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в круге Вечности. Статьями договора предусмотрено, что это Знамя должно вывешиваться над охраняемыми объектами, подобно Красному Кресту, сходство с которым было подмечено некоторыми писателями, называющими его Красным Крестом Культуры.
<…> С самого начала эта идея вызвала горячие отклики деятелей культуры, глав государств, международных организаций и культурных учреждений. Были проведены три международные конференции за Пакт Рериха и Знамя Мира, в Брюгге и Вашингтоне. В работе Третьей международной конвенции в Вашингтоне приняли участие представители 35 государств, которые единодушно приняли резолюцию, одобряющую Пакт Рериха и Знамя Мира и рекомендующую его принятие остальными народами мира. Комитет по делам музеев при Лиге Наций выразил свое одобрение проекту, а в адрес комитетов Пакта Рериха поступили тысячи писем и резолюций, выражающих свою солидарность с идеями профессора Рериха.
15 апреля 1935 года в офисе президента Рузвельта в Белом Доме Пакт был официально подписан представителями США и двадцати латиноамериканских государств. В конце этого торжественного мероприятия президент Рузвельт выступил со следующим сообщением, которое транслировалось по радиовещанию на зарубежные страны: «Весьма примечательно, что в этот день, объявленный главами правительств всех государств американского континента Пан-Американским днем, эти государства, члены Пан-Американского союза, подпишут договор, означающий шаг вперед в охранении культурных достижений наций этого полушария. Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте. Давайте также вновь продемонстрируем преданность тем высоким принципам международного сотрудничества и взаимопомощи, которые, по моему убеждению, будут великим вкладом в цивилизацию со стороны американских государств».
<…> Комитеты Пакта Рериха были созданы во многих европейских и американских государствах, а также и здесь, в Индии, где с самого начала к этому проекту выказали глубокий интерес деятели культуры, научные учреждения и организации. Членами Индийского комитета Пакта Рериха являются достопочтенная Виджая Лакшми Пандит, сэр Ч.В.Раман, доктор Амарнат Джа, сэр Ш.С.Бхатнагар, Р.К.Шанмукхам Четти, достопочтенный Шьяма Прашад Мукерджи, сэр Мирза Исмаил, доктор М.Р.Джаякар, сэр Б.Текчанд, леди С.Хидари, доктор Мата Прашад, сэр К.П.Рамасвами Иер, Н.Р.Шаркар, достопочтенная Раджкумари Амрит Каур, К.М.Мунши, Г.Венкатачалам, С.Гурджар и Святослав Рерих.
Рабиндранат Тагор писал профессору Рериху следующее: «Я зорко следил за Вашими выдающимися достижениями в области искусства, а также за Вашей великой гуманитарной работой во благо народов, для которых Ваш Пакт Мира с его отличительным Знаменем для защиты культурных сокровищ является исключительно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот Пакт принят Комитетом по делам музеев Лиги Наций, и я глубоко уверен, что он будет иметь огромные последствия для культурного взаимопонимания народов».
Мы в долгу перед просвещенностью и дальновидностью нашего премьер-министра, Пандита Джавахарлала Неру, стараниями которого Пакт получил официальное признание в исключительно короткий срок. Будем надеяться, что теперь Индия возглавит это движение за культурное единство на азиатском континенте и Договор о защите сокровищ человеческого гения вскоре будет принят повсеместно, как и Красный Крест.
October 24, 1948