История мозаики — одного из древнейших видов декора в изобразительном искусстве, корнями уходит в глубокую древность. Доподлинно не известно, как и где она появилась, но самые первые примитивные экземпляры мозаики датированы примерно 3-4 тысячелетием до н.э. Еще в древних шумерских городах повсеместно применялись мозаичные фрагменты из обожжённой глины, которые использовались для украшения храмов и дворцов. Что любопытно, мозаичные детали той эпохи представляли собой «керамические гвозди» длиной до 10 см, имеющие конусообразную форму. Эти гвозди вбивались в стены, а изображение приобретало свои очертания благодаря «шляпкам» этих гвоздей, имеющих треугольную, круглую, ромбическую формы. Так появилась первая мозаичная техника – штифтмозаика.
С течением времени особого развития мозаика достигла в Италии, где из века в век ею выкладывались стены и полы особняков местной знати. Сюжеты для декорирования использовались самые разнообразные – от цветочных или геометрических орнаментов до сложных фрагментов, изображающих борющихся атлетов, пастораль, охоту, танцы, театральные сцены и прочее.
На сегодняшний день в Италии широко известны несколько видов мозаики: венецианская, римская и флорентийская. В Венеции для выполнения рисунка использовались разнообразные по форме кусочки цветной смальты. Во Флоренции — выточенные кусочки из натурального камня, которые собирались по принципу пазлов. Изображения на таких мозаиках были совершенно гладкими, без зазоров, а в качестве фона использовался черный мрамор.
Римская же мозаика, или как её еще называют микромозаика — самая трудоемкая техника, позволяющая воспроизводить копии картин и фресок из крохотных кусочков «tesserae» (тессер), или так называемых смальт. На сегодняшний день микро мозаика также является престижной ювелирной техникой, которая очень высоко ценится в мире.
Сложные детализированные изображения, собранные из тессер, заливались связующим материалом и тщательно полировались до тех пор, пока не проявлялось абсолютно цельное реалистичное изображение, то есть, когда практически нельзя было отличить мозаику от живописи. Именно об этой уникальной технике мы и поговорим сегодня.
История происхождения итальянской микромозаики
Впервые эта удивительная техника появилась в Риме, а её расцвет и пик популярности пришелся на рубеж XVII-XVIII веков, когда в Ватикане по указанию высших чинов духовенства было решено всю живописную роспись Собора Святого Петра заменить на мозаичные полотна из материала высочайшего качества.
А всё началось с того, что спустя век после строительства Собора Святого Петра в Ватикане возникла нешуточная проблема: все картины и фрески в интерьере Базилики, написанные в свое время Караваджо, Рафаэлем, Пуссеном, Рени и многими другими известными живописцами XV — XVI столетий, начали стремительно разрушаться от сырости.
Именно тогда по указанию правителей Ватикана начался отчаянный поиск долговечного материала, который мог бы служить гораздо дольше обычных холстов, не боясь ни сырости, ни солнечных лучей. При тщательном анализе специалистами было отмечено, что архитектурная мозаика Собора, в отличие от живописи, сохранила свой цвет и первозданную прочность. Смущало одно — традиционная смальта была блестящей, и имела очень малое количество оттенков, а это не позволяло воссоздать весь колорит живописных полотен, находящихся в соборе. Тем не менее, правящие в ту эпоху Папы Римские решительно были настроены на то, что бы воспроизвести все картины в интерьере Базилики Святого Петра в мозаике.
Смальти, заменившие масляные краски
К 1770 большинство картин, являвшихся украшением Собора уже были успешно воспроизведены в мозаике. Первоначально для больших картин, тессеры использовались квадратной или же прямоугольной формы. Но со временем их форма была усовершенствована так, что тессеры стали выглядеть почти как мазки кисти: смальту разных оттенков мастера смешивали вместе, а потом растопив в печи до жидкого состояния, вытягивали с помощью пинцета любой толщины (от 1 мм до 4 мм) и длиной 30 — 50 см. Смальтовым нитям давали остыть, после чего их разрезали на крошечные «кирпичики».
Миниатюрные мозаики в ювелирных изделиях и предметах быта
Любопытный факт из истории: в 1845 году во время визита в Ватикан император Николай I был так поражен его мозаичными картинами под живопись, что решил заменить фресковую живопись Исаакиевского собора также на мозаику.
Далее готовую микромозаику, мастера крепили на основу брошей, браслетов, серег, колец. Затем полученное изображение заполнялось мастикой и полировалось воском для достижения гладкой и ровной поверхности.
P.S.
И в заключение хотелось бы отметить, что термин «микромозаика» придумал известный британский коллекционер декоративных искусств, сэр Артур Гилберт (1913-2001). Он коллекционировал микромозаики на протяжении всей своей жизни и был владельцем одной из крупнейших коллекций в мире.
Источник: Культурология