Профессор Н.К.Рерих. 1934
Professor N.K.Roerich
Холст, темпера, масло. 75,5 x 91,0
Справа вверху синей краской
монограмма и дата:
кп 492
В 1990–2008 гг. как: «Портрет Н.К.Рериха»
(1934).
Литература:
Музей имени Н.К.Рериха в Москве:Миры Николая Рериха. [Проспект] /|Авт.-сост. Т.О.Книжник. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1997. С. 39 (воспр. с названием и датой: «Портрет Николая Рериха». 1934
Святослав Рерих. Из коллекции Центра-Музея
имени Н.К.Рериха. Вып. 3: Живопись С.Н.Рериха.
[Откр.] / Авт. текста И.И. Нейч. М.: МЦР, Мастер Банк, 2000.
Баркова А.Л. Портретная галерея Святослава Рериха // Культура и время. 2004. № 3/4 (13/14). С. 137 (воспр. с. Н.К.Рериха». 1934). названием и датой: «Портрет
Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004. С. 179 (воспр. с названием и датой: «П.К.Рерих». 1934).
Сергеева Т.П. «Большой совершенный чело век>>. С.Н.Рерих о своем отце // 100 лет со дня рождения С.Н.Рериха: Материалы Международн научн.-обществ. конф. 2004. М.: МЦР, Мастер Банк, 2005. С. 247-249
Roerich S. Creative Thought. Moscow: Intern. Centre of the Roerichs, 2004. P. 103 (воспр. с назва нием и датой: «Portrait of N.Roerich. 1934). Разводовская А.С. Зал Кулу // Музей имени Н.К.Рериха: Путеводитель. М.: МЦР, Мастер
Банк, 2006. С. 304-305 (воспр. с названием и датой: «Портрет Н.К.Рериха». 1934).
До 1947 г. С.Н.Рерих создал более 30 портретов отца — Николая Константиновича Рериха. Два порт рета Н.К.Рериха были отмечены наградами на между народных выставках (Венеция, 1930; Нью-Йорк, 1932) [6, с. 268]. В 1935 г. С.Н.Рерих писал: «Когда отец вернется сюда из Маньчжурской экспедиции (1934 1935) в Кулу. — О.Ц.), я напишу несколько его пор третов в «традиционной» манере. Когда-нибудь они пригодятся как портреты Создателя «Пакта Мира». Имея эти портреты, позднее мы поработаем над тем, чтобы разместить их» [1, с. 161]. И еще: <<Пишу пор трет Отца для Брюгге и еще один — для Франции. Возможно, после того как эти два будут устроены, мы сможем предложить один портрет (в качестве подар ка) Панамериканскому Союзу» [2, с. 168].
Портреты Н.К.Рериха кисти С.Н.Рериха находятся в собраниях музеев Европы, Америки, России, Индии. Американская журналистка и сотрудница Рерихов Ф.Р.Грант писала об этих произведениях: «С самого первого портрета и на протяжении всей жизни отца Святослав развивал в них художествен ное повествование, на какое мало кто из художников когда-либо смог замахнуться, — они составляют эпическую дань великого сына великому отцу. В каждой из этих работ присутствует некое свечение, поразительно реальное в выражении характеристики образа, в равной степени пульсирующее в его почти осязаемом сиянии и в воплощении духовного облика. Эти работы поистине достойны их предмета!
Возможно, потому, что я имела честь знать и отца, и сына, в этой серии мне видится нечто большее, нежели художественная летопись жизни.
Выразительные, не нуждающиеся в пояснениях, следующие один за другим портреты, — несколько небольших набросков и этюдов, несколько портретов,
превышающих натуральную величину, — все они раскрывают постоянно углубляющуюся духовность и все возрастающую ношу ответственности Николая
Рериха, чье «учительство» и весть красоты и истины с годами становились все более настойчивыми и содержательными. Великий дар и прозрение сына
проявляются в этих великолепных портретах, в этом эпосе о полной самоотречения жизни отца, в котором в ходе повествования раскрывается собственное видение тех целей, которые ставил перед собой отец. Эти памятки о судьбе человека, подобные платоновским «архетипам», наводят на мысль о тех законах самосовершенствования, которыми человечество всегда должно руководствоваться» [5, с. 301-302]. Полотно «Профессор Н.К.Рерих» (1934) является частью эпического живописания о Николае Рерихе.
Очень скупые сведения об этом произведении можно найти в письмах С.Н.Рериха. Возможно, именно о портрете Профессор Н.К.Рерих» (1934), который позднее принадлежал Девике Рани Рерих [4, c. 353], Святослав Рерих писал: «Работаю как обычно и закончил три портрета профессора] Рериха. Два
поедут в Соединенные] Штаты], один останется здесь [н Кулу.О.Ц.] [3, c. 89].
На портрете Н.К.Рерих изображен сидящим с книгой в руках и погруженным в чтение. Гармоничное соотношение тонов и световые нюансы на лице Н.К.Рериха передают работу творческой мысли. Изумительной формы руки держат тяжелую книгу. Глубокими тонами написана его одежда: свободная черная накидка и темно-малиновая шапочка. На светлую рубашку падают легкие тени.
Большое внимание С.Н.Рерих уделил замысловатому рисунку Фона, построенному на контрасте золотисто-желтого и зеленовато-коричневого цветов. Его плавные линии создают ощущение движения, исходящего будто бы из раскрытой книги.
О.Е.Цветкова
Примечания:
1. Письмо C.H.Pериха Ф.Грант от 11 сентября 1935 г. // Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.
2. Письмо С.Н.Рериха Ф.Грант от 10 ноября 1935 г. // Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.
3. Письмо C.H.Рериха Г.Г.Шкляверу от 2 декабря 1934 г. // Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.
4. Письмо C.H.Pериха К.Арчеру от 2 сентября 1977 г. // Рерих С.Н. Письма. В 2 т.Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.
5. Грант Ф.Р. Святослав Рерих // Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.
6. Молчанова К.А. Хронология жизни и творчества С.Н.Рериха // Беликов П.Ф. Святослав Рерих: Жизнь и творчество. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.