1.2.49. Автопортрет. 1940-е Self-portrait. |1940s
Холст, масло. 60,3 × 44,2
кп 483
В 1990–2008 гг. как: «Автопортрет» с неустановленной датой.
Литература:
Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М., MIP. Мастер-Банк, 2004. С. 189 (воспр. с названием: «Автопортрет»).
Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. МЫ МЦР, Мастер-Банк, 2004. С. 320–321 (воспр. с названием: «Автопортрет»).
Святослав Рерих. Из коллекции Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Вып. 3: Живопись С.Н.Рериха. [Откр.] Авт. текста И.И.Нейч. М.: МЦР. Мастер Банк, 2000.
Крамп Э.Р. Зал Святослава Рериха // Музей им. Н.К.Рериха: Путеводитель. М. МЦР. Мастер Банк, 2006. С. 382 383 (воспр. с названием и датой: «Автопортрет». 1940-е), Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. В 2 т. Т.1.: МЦР. Мастер-Банк, 2006. С. 90 (воспр. с названием: «Автопортрет»).
На другом автопортрете С.Н.Рерих изобразил себя в несколько ином образе. На синем фоне светлыми сочными и упругими мазками, словно резцом скульптора, художник отсекает все лишнее, что мешало бы выявлению характера, оставляя самое главное. форма головы благородной лепки, тронутые сединой темные волосы, мягкая бородка и усы, скрывающие очертания рта. И глаза…. Глубокие, бездонные глаза.
Взгляд художника проникает в душу зрителя и тревожит ее, не оставляет равнодушной. На портрете облик С.Н.Рериха словно сверкает всеми гранями духовного кристалла: он преисполнен необычайной сдержанности, сокрытой силы и твердой воли; в нем органично сочетаются и мысли, и чувства, и щедрость души.
Много раз можно вспоминать слова самого С.Н.Рериха: «Всякое истинное творчество неразрывно связано с внутренним миром художника и, в известной степени, является мерилом его истинного «Я» [1, c. 50].
Г.Г.Тесис
Примечание:
1. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.
См. коммент. к КП 491, кат. № 1.2.48; KIT 1293, кат.