В книге: Грани Агни-Йоги, 1960 г.
Окт. 30.Творчество Гуру своеобразно, самобытно, необычно и производит совершенно особое впечатление на сознание, вызывая порой целый поток мыслей. Одно из его замечательнейших полотен – это картина «Настасья Микулична». Ее надо смотреть из самого дальнего угла комнаты, а еще лучше – из коридора, и тогда красоты ее оживают и начинают сиять и светиться. И чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она в сознании. И кажется, что это не просто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей Стране и Вторая Отечественная война была в самом разгаре. И в это трудное для нашей Страны время Рерих уже предвидел конечную победу над врагом, над всеми врагами и недоброжелателями. Настасья Микулична – это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от темного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека человеком, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою страной, все народы Земли является Родина Наша, воплощенная в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несет Миру мир, и в длани ее – поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит она в пылающих красках зари Нового Мира. Она еще в бранном доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твердо ступает вперед, в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения и знания будущего обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь Нашей Родины и ее ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несет миру мир, да, да, она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены ныне миллионы глаз во всех уголках планеты, да, да, она возглавляет борьбу со старым, обреченным, уходящим и разлагающимся миром и ведет за собою народы. И эту победную мощь мы только что видели, как она утвердила себя на 15-ой Ассамблее ООН*, когда все страны, и даже самые заядлые враги Нового Мира и Нашей Родины, несмотря на послушное механическое большинство в вопросе о колониализме, единогласно вынуждены были голосовать за предложение Советского Союза. Голосовали против своего желания, побежденные неотразимой правдой и логикой жизни и страхом перед судом мировой общественности. Правильно сказал Н. С. Хрущев, что будет рассвет, и на этой картине будущего Нашей Родины мы уже видим пылающую зорю и рассеивающиеся последние тени уходящей по небу тьмы. Конь поднимается на возвышенность, он еще на нее не ступил, а когда вступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру, и счастье для всех народов Земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом.
__________
* В докладе Хрущева на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН содержались призывы к всеобщему разоружению, немедленной ликвидации колониализма и принятию Китая в ООН.
В книге: П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во «Агни», 1996. — 3-е изд., доп.)
В этой связи интересна его запись, сделанная в Индии при работе над картиной «Настасья Микулична» (1938): «Настасья Микулична» — величественный прообраз русского женского движения — давно был нам близок. Характерно женское движение в русском народе — в народах Союза. Выросло оно самобытно, как и быть должно. Женщина заняла присущее ей место мощно, как поленица удалая… Народы волею своею показали здоровое, преуспевающее строительство».
В книге: Е. П. МАТОЧКИН Николай РЕРИХ. Завещано Сибири / Новосибирск: Издательский Центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2008. — 76 стр.
…Годы войны, несомненно, наложили свой отпечаток на полотна мастера и определили их сурово-торжественную интонацию.
…Из мирового пожарища на могучем коне подымается богатырша на картине «Настасья Микулична» (1943). На своей несокрушимой длани она несёт спасённых ею людей.
В книге: «Материалы к выставке репродукций картин Н.К.Рериха «Вестник»» г.Новокузнецк, 2000 г., с.100, ил.
«И Настасья Микулична — величественный прообраз русского женского движения давно был нам близок. Характерно русское движение в русском народе — в народах Союза. Выросло оно самобытно, как и быть должно. Женщина заняла присущее ей место мощно, как поленица удалая…
Привет Родине!»
Н.К. Рерих «Из литературного наследия», «Старые друзья» 1939 г., с.174, М., 1974г.
«Вся на огненном облаке. Видимость ее немного азиатская. Но ведь и богатыри князя Владимира и восточные богадуры тоже недалеки друг от друга».
Ежегодник «Контекст», «Встречи» 1940г., с. 404, 1973г.