Уникальное собрание древнерусского искусства, недоступное для широкой публики, находится под угрозой частичной утраты. К сожалению, оценить всю степень этой угрозы пока невозможно — пострадавшая коллекция находится в руках церкви, к которой Владимир Путин в последнее время проявляет едва ли не больше симпатий, чем РПЦ…
Информация о случившемся скрывалась почти месяц и просочилась за ограду московского Рогожского кладбища, у которого расположен духовно-административный центр Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), только сейчас. Как удалось выяснить «Новой», еще 6 марта в иконохранилище на нижнем (фактически — подвальном) этаже колокольни Рогожского кладбища прорвало трубы отопления, и иконы, а также некоторые книги и облачения, залило горячей водой.
«Произошел гидравлический удар», как выразился наш источник в РПСЦ. Заметил случившееся проходивший мимо звонарь, когда вода уже заполняла подвал.
Тщательно закрыв ворота духовно-административного комплекса, сотрудники митрополии РПСЦ перенесли пострадавшие святыни в сухое помещение.
Точная опись этих икон, если она и существует, также недоступна «внешним», в том числе журналистам. Лишь несколько шедевров описаны в книге Елены Юхименко «Старообрядческий центр за Рогожской заставою» (М., 2012).
Старые рогожские прихожане утверждают, что еще лет двадцать назад в хранилище было не менее тысячи икон. В процессе раздачи их во вновь открывающиеся храмы или на реставрацию часть святынь была подарена, а некоторые, предположительно, проданы, пополнив собою довольно известные частные коллекции. Например, как писала «Новая» еще в 2019 году, в Государственном историческом музее экспонировалась коллекция певца и композитора Григория Лепса «Предивное художество», составленная в основном из работ старообрядческих мастеров, часть из которых раньше находилась в рогожском иконохранилище. Певец, скорее всего, добросовестно приобрел их на аукционах, а вот как они попали туда — предмет для отдельного расследования (может быть, уголовного). В той же статье описывается еще одна криминальная технология — «подменная реставрация»: когда вместо древней иконы, взятой на реставрацию, возвращается современная подделка, выдаваемая за «слишком ярко отреставрированный» оригинал.
«Размывание» рогожского собрания стало возможным при нынешнем митрополите РПСЦ Корнилии (Титове) — его предшественники хранили святыни предков как зеницу ока, даже в тяжелейших условиях атеистических гонений. Попытки журналистских или общественных расследований происходящего с коллекциями Рогожского разбивались о традиционную старообрядческую закрытость и прямое покровительство, которое оказывают Корнилию Кремль и Старая площадь…
Больше всего от «гидравлического удара» пострадали 22 иконы, точная датировка которых неизвестна. Предполагается, что как минимум две из них датируются XVI–XVII вв. Как говорят специалисты, на этих иконах произошло отслаивание грунта, то есть красочный слой отделился от досок. Подлежат ли они восстановлению и в какой мере — вопрос открытый. Равно как и неясно, какой именно государственный орган обязан контролировать сохранность коллекций Рогожского кладбища и каким образом удалось избежать постановки на государственный учет памятников XII–XVII вв., входящих в состав этих коллекций.
Только 24 марта Московская митрополия РПСЦ сообщила о формировании рабочей группы по спасению пострадавших святынь, которую возглавил священник Алексий Лопатин, глава музейно-архивно-библиотечного отдела митрополии. По идее, он и должен был отвечать за сохранность коллекции. В 2018 году подконтрольное о. Алексию АНО «Криница» получило многомиллионный президентский грант на оцифровку и размещение в открытом интернет-доступе ценных памятников из рогожского собрания.
Сейчас, если верить официальному сообщению, все пострадавшие иконы «размещены под грузом», покрыты папиросной бумагой и «запрессованы… матерчатыми мешочками с песком». Рабочая группа особо подчеркивает, что песка на это дело ушло 3,5 тонны. Не все специалисты-реставраторы уверены, что такой способ является оптимальным, но РПСЦ доверяет только своим специалистам. Официальный сайт церкви объявил о предстоящих «значительных финансовых затратах» и начал сбор пожертвований. При этом расходы готов взять на себя Всемирный союз староверов — крупнейший независимый орган старообрядческой общественности, действующий во многих странах мира. Он вызвался отреставрировать и оцифровать еще оставшиеся рогожские иконы, а также устроить из них современную музейную коллекцию, доступную для всех желающих. Но в РПСЦ, как и в любой церковной структуре, приближенной к власти, не любят независимых и с подозрением относятся к их жертвенности…
Получить какие-либо комментарии в Москомнаследии пока не удалось — для тех чиновников, с которыми поговорил корреспондент «Новой», наличие столь ценной коллекции в подвале старообрядческой колокольни вообще оказалось сюрпризом.
Александр Солдатов
Источник: Новая газета