Среди многих перспективных постановлений Седьмой Пан-Американской конференции в Монтевидео есть одно, которое выделяется своим огромным гуманитарным смыслом. Речь идет о резолюции, единодушно принятой на пленарной сессии, проходившей 16 декабря 1933 г. и рекомендующей правительствам Америки принять Пакт Рериха по защите культурных ценностей. Исходя из этой рекомендации, Пан-Американский союз несколько месяцев тому назад разработал Межамериканский договор по Пакту Рериха, который должен быть подписан на торжественной церемонии по случаю следующего Пан-Американского дня государствами Америки. В этих странах уже начались назначения полномочных представителей для этой церемонии. Панама, Гондурас, Эквадор, Уругвай и Гватемала уже назначили соответствующих министров, которые прибудут в Вашингтон для этой цели. Президент Рузвельт уполномочил министра сельского хозяйства достопочтенного Генри Э.Уоллеса подписать этот договор от имени Соединенных Штатов.
Для тех из нас, кто понимает, что культура являет собой великий ключ к взаимопониманию между народами, значение этого шага для международных отношений будет вполне очевидно. Посредством этого договора государства Америки будут причастны к охране всех художественных, научных, образовательных, исторических и культурных мест и памятников и признают, что произведения человеческой мысли и духа являются международным достоянием, которое не должно быть уничтожено. Для того чтобы достичь этого и не допустить повторения в будущем таких позорных событий мировой истории, как разрушение Александрийской библиотеки, Лувена, Реймса и прочих невосполнимых ценностей, создатель этого Пакта Николай Рерих включил в свой имеющий эпохальное значение план Знамя Мира, которое должно водружаться над музеями, школами, библиотеками, соборами, университетами и другими местами, указывая на их неприкосновенность.
Более тридцати лет прошло с тех пор как профессор Рерих, создатель Пакта Рериха, известный всему миру своими многочисленными художественными и научными достижениями, впервые выдвинул свой план по защите культуры. С тех пор он последовательно выражал свой идеал перед многочисленными странами, а в 1929 г., вернувшись из своей исторической Центрально-Азиатской экспедиции, он сформулировал этот проект в виде Пакта Рериха. Семена, которые сеялись профессором Рерихом в течение четверти века, принесли свои плоды, поскольку Пакт сразу же встретил поддержку не только официальных правительственных лиц, но и крупных военных руководителей, известных деятелей культуры и международного права, которые настойчиво призывали свои государства к принятию этого Пакта. Во многих странах были сформированы комитеты по продвижению Пакта. Активная работа по распространению Пакта осуществлялась в Париже, Брюгге и Нью-Йорке. В 1931 и 1932 гг. в Брюгге прошли первые международные конференции по Пакту Рериха. Третья конференция прошла в 1933 г. в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия, при участии официальных представителей тридцати пяти государств. Сразу после этого съезда состоялась Пан-Американская конференция в Монтевидео, по предложению делегации Чили принявшая резолюцию, на которой основывается нынешний Межамериканский договор по Пакту Рериха.
В ратификации этого Межамериканского договора по Пакту Рериха, который имеет отношение и к сохранению нашего великого наследия американской культуры объединенными усилиями всех американских государств, мы должны ощутить кристаллизацию нового духовного родства американских стран. Идеал Николая Рериха провозглашает истинную формулу для новых межамериканских мирных отношений, основанных на взаимном уважении культурных достижений ближайших к нам народов. Посредством этого договора мы здесь, в Северной Америке, сможем бдительно держать в поле зрения Тиахуанако, Теитихуакан, Куско, Куито и прочие места, связанные со славной культурой древней и современной Латинской Америки, так же, как мы следим за нашими собственными музеями. Эта защита всех творческих достижений, вне зависимости от того, находятся ли они в Центральной, Южной или Северной Америке, становится нашей общей ответственностью – взаимной заботой, которая со временем должна стереть все различия в едином устремлении человечества к знанию и духу.
Перед Николаем Рерихом, которого достопочтенный Джордж Гордон Баттл справедливо назвал «одним из наиболее просвещенных культурных лидеров всех времен», этот век будет в долгу за великую концепцию Пакта Рериха, которая позволит культуре сыграть свою истинную роль в установлении братства между людьми.
Для тех из нас, кто понимает, что культура являет собой великий ключ к взаимопониманию между народами, значение этого шага для международных отношений будет вполне очевидно. Посредством этого договора государства Америки будут причастны к охране всех художественных, научных, образовательных, исторических и культурных мест и памятников и признают, что произведения человеческой мысли и духа являются международным достоянием, которое не должно быть уничтожено. Для того чтобы достичь этого и не допустить повторения в будущем таких позорных событий мировой истории, как разрушение Александрийской библиотеки, Лувена, Реймса и прочих невосполнимых ценностей, создатель этого Пакта Николай Рерих включил в свой имеющий эпохальное значение план Знамя Мира, которое должно водружаться над музеями, школами, библиотеками, соборами, университетами и другими местами, указывая на их неприкосновенность.
Более тридцати лет прошло с тех пор как профессор Рерих, создатель Пакта Рериха, известный всему миру своими многочисленными художественными и научными достижениями, впервые выдвинул свой план по защите культуры. С тех пор он последовательно выражал свой идеал перед многочисленными странами, а в 1929 г., вернувшись из своей исторической Центрально-Азиатской экспедиции, он сформулировал этот проект в виде Пакта Рериха. Семена, которые сеялись профессором Рерихом в течение четверти века, принесли свои плоды, поскольку Пакт сразу же встретил поддержку не только официальных правительственных лиц, но и крупных военных руководителей, известных деятелей культуры и международного права, которые настойчиво призывали свои государства к принятию этого Пакта. Во многих странах были сформированы комитеты по продвижению Пакта. Активная работа по распространению Пакта осуществлялась в Париже, Брюгге и Нью-Йорке. В 1931 и 1932 гг. в Брюгге прошли первые международные конференции по Пакту Рериха. Третья конференция прошла в 1933 г. в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия, при участии официальных представителей тридцати пяти государств. Сразу после этого съезда состоялась Пан-Американская конференция в Монтевидео, по предложению делегации Чили принявшая резолюцию, на которой основывается нынешний Межамериканский договор по Пакту Рериха.
В ратификации этого Межамериканского договора по Пакту Рериха, который имеет отношение и к сохранению нашего великого наследия американской культуры объединенными усилиями всех американских государств, мы должны ощутить кристаллизацию нового духовного родства американских стран. Идеал Николая Рериха провозглашает истинную формулу для новых межамериканских мирных отношений, основанных на взаимном уважении культурных достижений ближайших к нам народов. Посредством этого договора мы здесь, в Северной Америке, сможем бдительно держать в поле зрения Тиахуанако, Теитихуакан, Куско, Куито и прочие места, связанные со славной культурой древней и современной Латинской Америки, так же, как мы следим за нашими собственными музеями. Эта защита всех творческих достижений, вне зависимости от того, находятся ли они в Центральной, Южной или Северной Америке, становится нашей общей ответственностью – взаимной заботой, которая со временем должна стереть все различия в едином устремлении человечества к знанию и духу.
Перед Николаем Рерихом, которого достопочтенный Джордж Гордон Баттл справедливо назвал «одним из наиболее просвещенных культурных лидеров всех времен», этот век будет в долгу за великую концепцию Пакта Рериха, которая позволит культуре сыграть свою истинную роль в установлении братства между людьми.
«The Pan American Student».
Vol. III No. 2. November 1934
Vol. III No. 2. November 1934