5 сентября 1934 г. в Харбине был образован Русский комитет Пакта Рериха по защите культурных ценностей, активным сотрудником которого стал Б.Н. Абрамов.
Мысли о Знамени Мира в трудах Рерихов и Живой Этике созвучны аналогичным идеям, изложенным в Записях Б.Н. Абрамова. Так, например, 13 апреля 1953 г. в Харбине появляется следующая Запись Б.Н. Абрамова о Знамени Мира, которая в дальнейшем была опубликована в книге «Устремлённое сердце»:
«Надо понять необычайное явление такого Знамени как знак новой эпохи. Оно будет вызывать и ярые противодействия, которые разобьются о мощные заряды его света. Круг – символ синтеза, всё вмещающего, всё объединяющего. Всё самое достойное включено в орбиту этого круга.
Работающие под Знаменем постигнут всю мощь объединения, заключающегося во всевмещении. Ведь любое объединение происходит в сознании, а никак не на внешнем плане. … Соприкасание разных отраслей культуры даст им всем небывалое усиление – поразительно будет видеть результаты влияния Знамени Мира даже для знающих»2.
Источник: статья к.э.н. Н.А.Бикаловой.
В том же 1934 году комитетом была издана брошюра «Знамя Мира. Русский комитет Пакта Рериха в Харбине. Отчёт».
1934 — Знамя Мира. Русский Комитет Пакта Рериха в Харбине. Отчёт. Отпечатано в Манчжурии. [Харбин], 1934. (См. в настоящем издании, раздел «Пакт Рериха в документах», XXIII ).
Конечно, в публичный отчет не могли войти все дела, часть в 1934 году была еще только инициирована.
Ранее мы публиковали сокращенный ОТЧЕТ РУССКОГО КОМИТЕТА ПАКТА РЕРИХА В ХАРБИНЕ. Статья из неизвестной русской газеты. Harbin, 1934
Ориентировками для комитетов Пакта Рериха и Знамени Мира было «СОБРАТЬ ИЗДАНИЯ ЗДОРОВОГО ДУХА»:
«Среди всяких смятений истинно драгоценно отметить факты здорового духа. Пусть они разновидны, ведь Культура, как таковая, тоже многообразна, но все же остается Единой в своей светлой творящей основе.
Необходимо искать факты, лишь непредубежденные факты, в которых звучало бы сердце человеческое. Наша обязанность собирать, отмечать эти факты накоплений духа. Так образуются сокровищницы истинных ценностей. В часы подавленности, от истинных ценностей можно почерпать обновленные силы и несломимую бодрость, терпение, радостность и все творящие начала жизни…
Передайте всем нашим обществам, институтам и комитетам, чтобы каждый в своей стране собрал и дал бы хотя бы краткий обзор и характеристику прессы и издательств. Пусть все наши европейские, китайское, японское, южноамериканские и южноафриканские общества дадут эти обзоры, которые составят ценнейшее собрание движений современной мысли».
Источник: Н.К.Рерих. Культура. Всемирная Лига Культуры. Слово Индии.
Действия Николая Константиновича Рериха являли пример широты и смелости. Комитетам Пакта Рериха и Знамени Мира по всему миру была примером серия публикаций о творческом наследии Максима Горького в 1936 году, направленных в СССР и другие страны мира.
«Около Москвы, скончался великий русский писатель Максим Горький.
За последние месяцы ушло три великих русских: физиолог Павлов, композитор Глазунов и теперь Горький. Всех троих знал весь мир. Кто же не слышал о рефлексах Павлова. Кто, наряду с Чайковским и Римским-Корсаковым, не восхищался Глазуновым. Кто же, в ряду корифеев русской литературы, не читал Горького, запечатлевшего неувядающие русские образы.
Более полумиллиона людей пришло поклониться праху великого писателя, а в день похорон гроб сопровождало семьсот тысяч почитателей. Представители государства держали почетный караул и несли после сожжения праха урну для установки ее в стене Московского Кремля. Присутствовал весь дипломатический корпус. Пушечный салют проводил знаменитого писателя. Некоторые французские газеты были поражены, что писателю всею нацией были оказаны такие высокие почести. Были венки от французского и чехословацкого правительств. Иностранная пресса единодушно откликнулась достойным словом, почтив память Горького.
В Москве постановлено воздвигнуть на государственный счет памятники М. Горькому в Москве, Ленинграде и Нижнем Новгороде, который теперь именуется именем Горького.
Муниципальный Совет Праги постановил присвоить одной из улиц столицы Чехословакии имя Максима Горького.
Бенеш, президент Чехословакии, отправил следующую телеграмму в Москву: “Смерть Максима Горького заставит весь мир и Чехословацкую республику в частности — задуматься о развитии русского народа за последние пятьдесят лет и Советского Союза со времени революции. Участие Горького в этом процессе было, в духовном отношении, чрезвычайно велико и убедительно. Для меня лично Горький, как и все русские классики, был учителем во многих отношениях, и вспоминаю я о нем с благодарностью”.
Ромен Роллан по телефону из Швейцарии прислал следующее письмо, почтив память умершего: “В этот мучительный час расставанья я вспоминаю о Горьком не как о великом писателе, и даже не о его ярком жизненном пути и могучем творчестве».
Источник: Н.К.Рерих. НЕРУШИМОЕ. ГОРЬКИЙ. 12 июля 1936 г. Гималаи.
Борис Николаевич был сотрудником Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира. Материалы Харбинских изданий представлены также в архиве Музее Рерихов г. Москве. Вот некоторые из них:
Среди записей Бориса Николаевича множество посвящено идеям практической реализации Пакта Рериха и Знамени Мира. Будучи готовым к переезду на Родину Б.Н.Абрамов записал следующие очерки к 15 апреля о значении Знака Знамени Мира, о Мире через Культуру:
Очерк Б.Н.Абрамова к Международному Дню Культуры 15 апреля
«ЗНАМЯ МИРА»
Захоронено зерно. Его не видно, о нём забыли. Но вот приходит срок, и из земли появляется росток. Он растёт, крепнет, превращается в мощное дерево. Незнающие порадуются о дереве, знающие вспомнят с признательностью о зерне.
Утверждается искусство. Входит в жизнь повседневную, не как роскошь, но как долг и радость. Расширяются музеи, реставрируются художественные памятники старины, музыка идёт в народ без ограничений, украшаются здания изысканной отделкой, деятели искусства получают премии и награды, превозносятся и прославляются. Искусство сливается с жизнью. Значение и ценность его входит в сознание людей.
Много было войн в истории Земли. Люди воевали, залечивали раны и воевали снова. Но вот стала утверждаться идея мира. Она растёт и ширится, как пламя лесного пожара, зажигая сердца всех, способных к эволюции. Люди вдруг стали понимать, что кроме войны есть также и мир, стали понимать, что такое мир и почему он нужен. Стали активно стремиться к миру. Не молитва, но суровая борьба за мир нужна, и в этом истинная молитва. Стихийно пламя борьбы за мир. Оно расплавит дула орудий, оно повернёт ураган разрушений на врагов мира. Идея сильнее бомб.
Люди не помнят о зерне. Многие не знают. Но мы знаем и помним. Невидимо возносится Знамя Мира на конгрессах мира, на митингах за мир, на демонстрациях протеста против войны. Незримо покровительствует искусству. Незримо зажигает народы. Потом вспомнят. Как всегда — потом. И воздадут должное, и оценят, и найдут следы его повсюду. Но для нас радость — находить их теперь, в самый разгар боя. Не вид ли знамени вдохновляет воинов?!
И белый голубь, начертанный на камне почитания Иерархии, реет над борьбой за мир.
12 апреля 1951 г.
Очерк Б.Н.Абрамова
«О МИРЕ»
Белый голубь и мир – вот два понятия нашей эпохи, неразрывно связанные между собой. Мир летит на белых голубиных крыльях. Что может быть радостнее и желаннее для человечества?! Белый голубь – символ чистоты и невинности – прочно входит в жизнь как вестник мира. Лучшие умы человечества, лучшие люди земного шара борются за мир. «Мир» – это слово, которое живёт в сердце каждого человека, каждого взрослого, каждого ребёнка. Слово «Мир» символизирует собой радость и жизнь и наполняет сердца надеждою. Оно несёт возрождение к новой, светлой эпохе, несёт счастье и приближает будущее. Да, в будущем всегда будет мир, и войн больше не будет. Белый голубь победит войну – этот страшный, костлявый скелет с косой через плечо. Белоснежный голубь развеет ужас настоящего и принесёт надежду на радость в грядущем дне.
Но, борясь за мир и мечтая о будущем, нельзя забывать, кем принесена нам весть об этом будущем и кем впервые был заложен фундамент борьбы за мир. Ещё в 1935 году был подписан Пакт Мира Рериха. Ещё тогда была признана необходимость учреждения Знамени Мира, которое должно развеваться над городами и охранять духовные ценности человечества, призывая прекратить вражду и войны. И вот теперь на заложенном Рерихом фундаменте начинают воздвигать грандиозное здание мирной созидательной жизни. Великий русский мыслитель посеял зёрна, которые на наших глазах дали всходы. Они проросли именно теперь, когда это нужнее всего для жителей нашей планеты.
Пора, давно пора одичавшему человечеству разоружить свои сердца и попросту, по-человечески подойти друг к другу и протянуть руку дружбы.
Конец войне. Мир всему миру. Так завещано, так и будет.
14 апреля 1952 г.
Очерк Б.Н.Абрамова к Международному Дню Культуры 15 апреля (без названия)
История отмечает много случаев, когда самые значительные события, имевшие впоследствии всенародное значение, проходили недооценёнными или даже незамеченными для современников. О Пакте и подписании его, конечно, много говорили и писали в своё время, и лучшие умы и сердца радовались и приветствовали небывалое в истории событие. Но оно осталось как бы без продолжения, и последовавшие за ним перевороты, войны и бедствия затмили случившееся в памяти людей. Прошло много лет, и войны и раздоры дошли до того рокового предела, за которым вплотную стоит гибель планеты и человечества. И тогда вдруг стихийно в планетарном масштабе поднялась идея мира, приобретя такую мощь и несокрушимость, с какой никогда ещё не возникала в сознаниях и сердцах нашего воинственного человечества. Как будто зерно идеи, пролежавшее много лет во мраке забвения, ко времени выросло до размеров гигантского древа. Не так ли бывало со всеми величайшими идеями?
Мысль об охране ценностей культуры, искусства и науки таила в себе замысел охраны всего живого на земле. Знамя несло в себе мощный заряд высшей энергии на объединение человечества, ибо только звери в образе двуногих не ценят и не любят искусства и знания. На лучшем совершается истинное объединение. Но тогда не смогли ещё сговориться люди, и результатом была гибель десятков миллионов и страшные страдания и слёзы сотен миллионов. И теперь уже не только об охране ценностей культуры встал роковой вопрос, но об охране жизни всей планеты и людей, всех до единого.
Для сеятеля зерна важен рост его. В этом радость сеятеля. Историческая и космическая справедливость утвердят и его имя, когда человечество дорастёт до того. И это будет скоро, ибо страдания и отчаяние безысходности — лучшие пробудители духа. Проснётся дух, проснётся и память о Сеятелях лучших зёрен. Благо Им!
15 апреля 1952 г.
Сборник Б. Н. Абрамов «Устремлённое сердце» ИЦ РОССАЗИЯ , Новосибирск, 2012.
Что можно было сделать Борису Николаевичу Абрамову после возвращения на Родину? Он оказывается незаменимым при устройстве постоянной выставки картин Рерихов в Новосибирском государственном художественном музее (ранее Новосибирская картинная галерея).
«Известно, что Борис Николаевич работал один месяц в марте 1960 г. в Новосибирской областной библиотеке».
Как известно, картины Рериха прибыли в картинную галерею, но не сразу уладились дела с их оформлением. Все эти дни возле картин бессменно находилась их хранительница В.Я.Кашкалда. Обстоятельства ее жизни сложились так, что ночевала она прямо в выставочном зале. Областная научная библиотека наиболее близко расположена к зданию Новосибирской картинной галереи, к картинам. Работая в ней, Борис Николаевич имел возможность в течение пары минут подоспеть на подмогу молоденькой еще сотруднице Вере Яковлевне, защитить картины.
«27 сентября 1960 года в Картинной галерее Новосибирска открылась постоянная выставка картин Н. К. Рериха. Основу этой коллекции составили 60 полотен, которые передал в дар Сибири Ю. Н. Рерих. В организации выставки активно помогал и Борис Николаевич. Он принимал участие в развешивании картин и информационной разработке экспозиции. Есть сведения, что он публиковал статьи в местных газетах».
Борис Андреевич Данилов так вспоминал о работе Бориса Николаевича по устройству и организации выставки 1960 года:
«…картины содержали в себе таинственность, отпугивающую одних зрителей и неудержимо влекущую к себе других. Почти на всех посетителей особое впечатление производила гамма красок, которые наполняли картины, доселе не виданных посетителями и не подозревавших, что это не плод фантазии художника, а реальность, которую могут творить силы природы. Картины Николая Константиновича раздвинули завесу обыденности и серости представлений об окружающем мире. Как сильный луч солнца прорывается сквозь туман и тучи и ярко освещает все вокруг и наполняет мир ликованием, так и картины Николая Константиновича наполняли зрителей восторгом. Выставку посещали взрослые и дети. Просматривая книгу отзывов, можно было отметить одну деталь: дети более тонко и эмоционально реагировали на творение великого художника, картины и их краски не вызывали у них несогласия, а принимались как реально существующие, они чувствовали необычность выражения Красоты и радостно принимали ее.
В организации выставки участвовал и Борис Николаевич, его консультации и советы учитывались администрацией картинной галереи и помогали правильно решать многие организационные вопросы. Борис Николаевич в разговоре о картинах Николая Константиновича давал пояснения, что смотреть их надо только с определенного расстояния, которое должен выбрать зритель, и, только найдя это оптимальное отдаление от картин, можно воспринимать всю полноту красок и замысла художника. Также указывалось и на то, что при внимательном рассмотрении картин и своем настрое на созвучную волну картины как бы оживали и начинали излучать тот энергетический потенциал, который закладывался художником в них, когда он писал. Но от зрителя требуется добрый глаз и чистое сердце, чтобы можно было выходить на такой контакт и получать не только эстетическое удовольствие, но и приобщаться к сокровенному.
Борис Николаевич иногда говорил: картины Николая Константиновича приобщают нас не только к Красоте, но и зовут в область неопознанного».
Источник: Юбилей первой выставки полотен Н.К.Рериха в Новосибирской картинной галерее 1960 года.
В этот же период в 1960 году находим среди Записей Б.Н.Абрамова пояснение к картине Н.К.Рериха «Настасья Микулична» о ее смысле и о способе ее рассматривать:
«Творчество Гуру своеобразно, самобытно, необычно и производит совершенно особое впечатление на сознание, вызывая порой целый поток мыслей. Одно из его замечательнейших полотен – это картина «Настасья Микулична». Ее надо смотреть из самого дальнего угла комнаты, а еще лучше из коридора, и тогда красоты ее оживают и начинают сиять и светиться. И чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она в сознании. И кажется, что это не просто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей Стране и вторая Отечественная война была в самом разгаре. И в это трудное для нашей Страны время Рерих уже предвидел конечную победу над врагом, над нашими врагами и недоброжелателями. Настасья Микулична – это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от темного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека человеком, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощенная в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несет Миру мир и в длани ее – поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира. Она еще в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твердо ступает вперед в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь нашей Родины и ее ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несет миру мир, да, она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены ныне миллионы глаз во всех уголках планеты, да, она возглавляет борьбу со старым, обреченным, уходящим и разлагающимся миром и ведет за собою народы и эту победную мощь. Конь поднимается на возвышенность, он еще на нее не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру, и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом.»
Источник: Грани Агни Йоги, 1960 г. Окт. 30.
В Новосибирской картинной галерее с 1960 года ведется широкая работа по популяризации культурного наследия семьи Рерихов. Она направлена как на непосредственно изучение и сохранение картин в галерее, так и на будущее. Борисом Николаевичем Абрамовым выстраиваются теплые доверительные отношения с сотрудниками музея, ответственными за картины Рерихов, выстраиваются связи Новосибирского музея с Московскими учреждениями Культуры:
«В сентябре 1960 года в Новосибирске открывается выставка картин Н.К. Рериха: 60 полотен отца передал Сибири Ю.Н. Рерих. В организации выставки в Картинной галерее участвовал и Борис Николаевич. Там он познакомился с её сотрудниками: искусствоведом Верой Яковлевной Кашкалда, с которой впоследствии встречался в Москве и получал от неё письма, с главным хранителем Раисой Петровной Коняшевой, искусствоведом Павлом Дмитриевичем Муратовым. Летом 1962 года Борис Николаевич писал Наталии Дмитриевне: «Получил письмо из вашей галереи от Раисы Петровны. Письмо тёплое и сердечное. Пишет, что в Ленинграде скоро выходит очень хорошая монография Н.К., будет она и у них. Сходите к ней, передайте ей от меня привет, скажите, что напишу ей сам и благодарю за память обо мне. На меня запишите у неё два экземпляра. Скажите ей и Директору, что в Москве 16 октября будет праздноваться шестидесятилетие Ю.Н. Пусть и галерея пошлёт им на его мемориальную квартиру своё приветствие. Напишу, если приветствие надо написать также и на Институт народов Азии1, который будет отмечать 60-летие Ю.Н.» (12.08.1962 г.)2.
В 1964 году Н.Д.Спирина узнаёт от Бориса Николаевича после его поездки в Москву: «На выставке встретил Веру Яковлевну из вашей Галереи. Она-то меня узнала, а я её не сразу. Очень обрадовалась. Говорит, что часто меня вспоминают и говорят обо мне» (17.10.1964 г.).
Павел Дмитриевич Муратов, который по поручению руководства Картинной галереи вёл переговоры с Ю.Н. Рерихом в Москве о передаче в Новосибирск картин Н.К. Рериха, вспоминал, что к Б.Н. Абрамову в галерее было особое отношение. «Ангел приходил» — так отзывались сотрудники о его визитах в канун открытия выставки.
Источник: Журнал «Восход» № 7 (279), Июль, 2017.
Искусствовед, научный сотрудник Новосибирской картинной галереи, В.Я.Кашкалда, водила экскурсии в залах Рериха. По переписке с Борисом Николаевичем можно увидеть некоторые внутренние трансформации Веры Яковлевны, а также согласование планов работы между ними через Н.Д.Спирину.
Вера Яковлевна продолжает деятельность Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) как Новосибирское отделение. Ниже приведено издание 1969 года буклета о Пакте Рериха и Знамени Мира: В.Я.Кашкалда. Пакт Рериха, Новосибирск, 1969 (ссылка на скачивание pdf).
Вера Яковлевна много лет проводит просветительскую работу по райцентрам Новосибирской области, показывает репродукции картин галереи и рассказывает о Пакте Рериха, издает статьи в областных газетах. Статьи, вышедшие в 1971, 1975, 1978, 1986, 1989 и 2003 годах, сохранены.
Авторы этой статьи встречались с руководителями отдела культуры одного из районов Новосибирской области, ранее подготовленными В.Я.Кашкалдой по теме Пакт Рериха и Знамени Мира.
Составитель Голомолзина Диана Рашитовна,
сотрудник НОО «Культурное единение»,
2.08.2022