«Дума о Культуре есть Врата в Будущее»
Н.К. Рерих
«Там, где ценят культурные сокровища, — там будут прочны народные корни, там разовьется самосознание и будет охранена честь народа. Все это не отвлеченные понятия, но реальнейшие двигатели к лучшему будущему».
Н.К. Рерих
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» открылся 18 февраля 2021г. в городе Мядель (Республика Беларусь) в Мядельском музее народной славы. Проект продолжает свое шествие по белорусским городам. Это уже 30-я выставка в нашей Республике.
Много есть красивых мест на Беларуси, а земля нарочанская — одно из них. Имя ей дало самое большое и самое, пожалуй, живописное озеро Нарочь. Здесь, на этой земле, в центре современного города Мядель в XI столетии стояли порубежная крепость и замок Полоцкого княжества. Неприступные стены этого замка когда-то преградили путь в город завоевателям-тевтонцам. За многие столетия этот край стал свидетелем самых разных событий. По этой земле не раз катились кровавые войны, ее топтали чужеземцы-завоеватели, испепеляли пожары. Но мужественные сыновья этой земли вставали на пути врагов, защищая свой дом, свое Отечество. В память об этих событиях, в память дедов и прадедов, которые жили на Мядельщине, защищали ее в боях, возводили города, села и в наставление потомкам, — был создан Мядельский музей народной славы.
Не случайно именно этот музей принял выставочный проект, имеющий ярко выраженную гуманистическую, миротворческую и патриотическую направленность — «Пакт Рериха. История и современность».
Проект посвящен Международному договору об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников — первому документу международного гуманитарного права по безусловной защите культурных ценностей в период военных действий и в мирное время.
Инициатором и создателем этого уникального документа выступил выдающийся русский художник, ученый, мыслитель, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих. Пакт Рериха провозгласил, что ценности культуры независимо от их принадлежности, являются культурным наследием всего человечества.
Идея о сохранении народного достояния начала формироваться у Николая Константиновича еще во время экспедиции «По старине» в 1903-1904г.г., которую он предпринял с целью изучения корней русской культуры, памятников древнерусского зодчества и иконописи. Уже в то время Рерих выражал обеспокоенность утратами культурного наследия, неумелой и непрофессиональной реставрацией памятников старины. Он писал: «… пора нам любить старину и время теперь уже говорить о художественном отношении к памятникам».
Перед первой мировой войной Рерих пишет серию картин (впоследствии названную Пророческой) предупреждающих об опасности новых жертв и разрушений, а после варварский разрушений германской армией городов- памятников во Франции и Бельгии обращается к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. В 1915 году он также делает доклад Императору Николаю II о необходимости нового Красного Креста Культуры.
Но голос Рериха не был услышан тогда.
В 1929 году, по окончании Центрально-Азиатской Экспедиции, Н.К. Рерих возвращается к идее сохранения культурного наследия и выносит эту проблему на международный уровень, выступая как общественный деятель планетарного масштаба. В сотрудничестве с юристами-международниками он подготавливает и публикует на нескольких языках проект Пакта.
Николай Константинович предлагает особое Знамя для защиты всех культурных сокровищ — Знамя Мира с изображением древнейшего символа человечества — знака Триединства. Он пишет, что защита культурного наследия человечества «…предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами».
Этот флаг «… подымает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своем ведет к великому понятию Прогресса и Мира». «Знамя… уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства».
Учреждаются Комитеты Пакта в Нью-Йорке, Париже и Брюгге, по всему миру возникает множество обществ имени Н.К. Рериха. Одним из главных направлений деятельности этих организаций является широкое распространение идей о необходимости защиты культурного достояния и утверждение высоких ценностей Красоты и Знания в сознании людей. В 1931 и 1932 годах в Брюгге и в 1933 году в Вашингтоне проходят международные конференции в поддержку Пакта. Общественный резонанс в отношении Пакта был огромен. Рерих писал: «Мы имели многие тысячи сочувственных Пакту отзывов от высоких представителей человечества, от государственных и образовательных учреждений». Однако события в мире вновь нагромождались, возникали локальные военные конфликты в Европе, набирал силу фашизм; европейские государства были отрезаны от дальнейшей работы по Пакту.
15 апреля 1935 года Пакт Рериха — Международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был подписан в Вашингтоне представителями 21 страны американского континента.
Однако идея Пакта Мира была забыта в пожаре второй мировой войны. И только по ее окончании она снова стала привлекать внимание культурной общественности.
«Мир через культуру!» Этот девиз Пакта, следуя заветам Николая Константиновича Рериха, проводит в жизнь Международный Центр Рерихов, созданный младшим сыном Н.К. и Е.И. Рерихов Святославом Николаевичем Рерихом — всемирно известным художником, ученым и общественным деятелем, а также его доверенной Людмилой Васильевной Шапошниковой — генеральным директором Центра-музея имени Н.К. Рериха, известным ученым-индологом, Заслуженным деятелем культуры РФ, академиком РАЕН и РАКЦ им. К.Э. Циолковского. Международный Центр Рерихов осуществляет многоплановую культурно-просветительскую деятельность: проводит ежегодные научно-общественные конференции; организует циклы лекций по широкому спектру научных, культурных и философских проблем; созывает педагогические конференции; проводит концерты классической музыки и творческие встречи с деятелями культуры; организует выставки современных художников и международные конкурсы детского рисунка; осуществляет масштабные издательские проекты.
Николай Константинович Рерих писал о культурном наследии всего мира, называя его «Памятники Творчества Человечества», «Сокровища Творческого духа», «Истинные Сокровища Духа человеческого». По словам Людмилы Васильевны Шапошниковой с разрушением памятников культуры наша планета теряет энергетику Красоты, необходимую ей для дальнейшего эволюционного развития. В XXI веке мы являемся свидетелями разрушений культурных ценностей в Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Египте, Сирии, Украине, Карабахе.
В один ряд с этими актами вандализма можно поставить и действия министерства культуры РФ. В ночь с 28 на 29 апреля 2017 года Государственный музей Востока при поддержке руководства Министерства культуры осуществил незаконный силовой захват территории и зданий старинной усадьбы Лопухиных. Впоследствии, общественный Музей имени Н.К. Рериха был полностью разрушен. В соответствии с пожеланиями С.Н.Рериха, руководством страны была выделена усадьба Лопухиных для размещения на ее территории общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Более четверти века МЦР и его общественный Музей сохраняли наследие Рерихов и за этот период приумножили его, проводя широкую исследовательскую, культурно-просветительскую и миротворческую деятельность в России и за рубежом. За время нахождения в усадьбе Лопухиных Международный Центр Рерихов показал себя добросовестным хранителем памятника культуры. Исключительно за счет народных пожертвований МЦР осуществил уникальную реставрацию зданий усадьбы Лопухиных, отмеченную высокими государственными и зарубежными наградами,
Бесценное наследие великой семьи Рерихов, всецело отдавших свои жизни служению Культуре было вывезено и сейчас часть картин экспонируются в Москве на ВДНХ в неприспособленном для музейного показа и хранения павильоне, судьба остальной части наследия не известна. Усадьба Лопухиных решением Правительства страны была предназначена для размещения в ней общественного музея имени Н.К.Рериха и наследие Рерихов непременно должно вернуться в свой изначальный дом.
Директор Мядельского музея народной славы Наталья Михайловна Бурак выразила благодарность Международному Центру Рерихов за предоставленную выставку. Она отметила, что в 2005 году в музее проходила выставка репродукций Н.К. Рериха, которая пользовалась большим интересом у посетителей и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество.
Выставка продлится до 01.04. 2021г.
Материал об открытии выставки на сайте «Нарачанская ЗАРА» можно посмотреть здесь — http://narachanka.by/kultura/u-myadzele-adkrylasya-vystava-pakt-reryha-g-storyya-suchasnasts-fota/
Источник: Отделение МЦР в Республике Беларусь