В январе 2020 года на сайте Международного Центра Рерихов была опубликована статья автора под названием «Печальная история каретника, или Хождение по мукам», посвященная истории воссоздания исторического каретного корпуса усадьбы Лопухиных и судебных решений по сносу «стены в грунте». За последний год эта история получила свое неожиданное развитие. Для того чтобы понять причины произошедшего, необходимо вспомнить события прошлого года.
В июне 2020 года арбитражный апелляционный суд отменил арест, наложенный судебным приставом-исполнителем на имущество Международного Центра Рерихов в рамках исполнительного производства по взысканию налоговой задолженности. И уже через месяц представителям МЦР в ходе официальной процедуры были возвращены девять картин Н.К. и С.Н.Рерихов, более трех лет находившиеся в Государственном музее Востока. Вскоре после этого Арбитражный суд города Москвы утвердил мировое соглашение между налоговой инспекцией и МЦР и прекратил судебное дело о банкротстве. Ситуация вокруг Международного Центра Рерихов стремительно менялась, и становилось близким и реальным восстановление деятельности общественного Музея имени Н.К.Рериха, созданного по инициативе Святослава Николаевича Рериха.
Примерно в это же время Арбитражный суд г. Москвы начал рассмотрение исков Международного Центра Рерихов к Государственному музею Востока о возврате из чужого незаконного владения музейных коллекций, составляющих наследие Рерихов, переданное для общественного Музея С.Н.Рерихом и другими дарителями и незаконно захваченное Музеем Востока в апреле 2017 года. Адвокаты ГМВ путались в «показаниях» и с калейдоскопической быстротой меняли свои позиции, вначале утверждая, что МЦР вывез часть картин еще до захвата усадьбы, потом, поправляясь, что все имущество возвращено МЦР в рамках исполнительного производства по освобождению зданий в 2018 году, и наконец остановились на версии, что наследие Рерихов было якобы «выявлено» комиссией ГМВ на территории усадьбы Лопухиных и поставлено на учет в Государственный каталог Музейного фонда РФ в качестве федеральной собственности еще в 2017 году.
На фоне этих событий в конце августа 2020 года в Министерстве культуры прошло совещание под руководством статс-секретаря – заместителя министра культуры Аллы Маниловой, в котором приняли участие представители руководства Музея Востока, судебный пристав по взысканию с МЦР налоговой задолженности (это исполнительное производство на тот момент еще не было прекращено), а также судебный пристав-исполнитель по «стене в грунте» (имеется ввиду исполнительное производство по требованию ГМВ о сносе объекта незавершенного строительства «стена в грунте» – монолитной железобетонной конструкции глубиной 12 метров, возведенной МЦР в рамках реализации согласованного проекта воссоздания и приспособления каретного корпуса усадьбы Лопухиных по заданию Правительства Москвы). О вопросах, которые обсуждались на совещании в министерстве, мы можем только догадываться, кроме одного. Как нам стало известно, перед службой судебных приставов подняли тему активизации исполнительного производства по сносу «стены в грунте», а перед Музеем Востока была поставлена конкретная задача – проработать вопрос о сносе этого объекта силами ГМВ с последующим взысканием с МЦР стоимости проведения этих работ. Думаю, что вопрос о сносе «стены в грунте» поднимался на совещании в Минкульте не случайно. Как недавно проговорился по этому поводу в одном из своих видеороликов бывший юрисконсульт ГМВ, а ныне интернет-блогер Юрий Избачков: «Это была возможность раз и навсегда покончить с этой организацией» – то есть с МЦР.
Буквально через два дня после совещания в министерстве представителей МЦР вызвали в Управление Федеральной службы судебных приставов по г. Москве, где вице-президенту МЦР А.В.Стеценко вручили под роспись три документа. Первый из них – постановление о взыскании с МЦР исполнительского сбора в размере 50 тысяч рублей в связи с отсутствием «доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок» (с требованием оплаты в течение 2-х дней). Второй документ – требование в 5-дневный срок исполнить решение суда по сносу «стены в грунте». Третий – предупреждение об уголовной ответственности руководителя организации в случае злостного неисполнения вступившего в силу решения суда. Всем присутствовавшим было очевидно, что исполнить решение суда и снести «стену в грунте» за 5 дней невозможно, а это значило, что уже через неделю на МЦР будут наложены новые санкции и штрафы вплоть до возбуждения уголовного дела в отношении руководителя организации.
Следует сказать, что еще осенью 2019 года по заказу МЦР ООО «Специальная научно-реставрационная производственная мастерская» разработало научно-проектную документацию на проведение работ по сносу «стены в грунте» и восстановлению территории строительства. В состав проектной документации входил Раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия при проведении работ по демонтажу «стены в грунте», включающий оценку воздействия проводимых работ на окружающие здания, где была обоснована невозможность демонтажа конструкций «стены в грунте» на всю их глубину. В результате проект предусматривал демонтаж технологической части «стены в грунте», так называемой «форшахты» (заглублением около полутора метров), и бетонного покрытия строительной площадки с последующим благоустройством территории. Надо отдать должное Департаменту культурного наследия г. Москвы, который 19 ноября 2019 года принял разумное решение о согласовании подготовленной ООО «СНРПМ» проектной документации, включая «Раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия», «Проект демонтажа конструкций» и «Проект организации работ по демонтажу стены в грунте». Получив согласование, МЦР начал длительные поиски организации, способной провести работы, предусмотренные проектной документацией. Однако эти поиски и последующие переговоры осложнялись тем, что МЦР находился в предбанкротном состоянии и все банковские счета организации были арестованы. Кроме того, подрядная организация должна обладать реставрационной лицензией Минкульта и определенной смелостью, чтобы взяться за работы, проведение которых сильно зависело от взаимоотношений с ГМВ и ГМИИ имени А.С.Пушкина. МЦР надлежащим образом информировал судебного пристава-исполнителя о разработке и согласовании в Мосгорнаследии проектной документации по демонтажу «стены в грунте», а также о последующих действиях, связанных с исполнением решения суда. Как выяснилось позже, Государственному музею Востока, несмотря на то, что он являлся взыскателем в этом исполнительном производстве и в любой момент мог ознакомиться с его материалами, об этих действиях МЦР почему-то было неизвестно.
Возвращаясь к полученному нами 1 сентября 2020 года требованию судебного пристава-исполнителя в 5-дневный срок исполнить решение суда о сносе «стены в грунте», необходимо пояснить, что к тому времени строительная площадка воссоздания каретного корпуса усадьбы Лопухиных активно использовалась подрядной организацией ГМИИ имени А.С.Пушкина для проведения строительных работ по соседней усадьбе Вяземских и складирования различных материалов и оборудования. В связи с этим сразу после получения требования судебного пристава Международный Центр Рерихов направил письмо руководству ГМИИ имени А.С.Пушкина с просьбой незамедлительно освободить территорию стройплощадки и передать ее Международному Центру Рерихов для исполнения решения суда. Буквально на следующий день мы получили ответ ГМИИ имени А.С.Пушкина за подписью заместителя директора И.А.Погребинского с просьбой отсрочить освобождение территории на полтора года в связи с необходимостью проведения строительных работ на объекте «Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление домовладения 3/5 (г. Москва, Малый Знаменский пер.) под Картинную галерею искусства старых мастеров» (имелась в виду усадьба Вяземских). Одновременно с этим ГМИИ направил письмо в Государственный музей Востока с предложением обратиться в службу судебных приставов с просьбой о переносе сроков исполнения решения суда на полтора года.
В конечном итоге ГМИИ имени А.С.Пушкина стал инициатором проведения совещания с участием руководства отдела Федеральной службы судебных приставов по г. Москве и представителей ГМВ, ГМИИ и МЦР по вопросу переноса сроков исполнения решения суда. На этом совещании представители ГМИИ объяснили, что освобождение стройплощадки частично парализует работы по усадьбе Вяземских и может привести к срыву сроков исполнения государственных контрактов. Представители Международного Центра Рерихов, в свою очередь, не возражали против переноса сроков проведения работ по демонтажу «стены в грунте». Заместитель руководителя отдела службы судебных приставов пояснил, что перенос сроков возможен только в случае соответствующего заявления взыскателя, то есть Государственного музея Востока. И вот тогда-то заместитель генерального директора ГМВ А.А.Лемещук и заявил, что Музей Востока против, потому что у него имеется прямое указание, полученное на совещании в министерстве. В свою очередь заместитель директора ГМИИ И.А.Погребинский высказал мнение о том, что Министерство культуры является сложной структурой и бывает так, что интересы разных департаментов могут не совпадать. После этого он попросил у заместителя руководителя отдела службы судебных приставов несколько дней для решения данного вопроса в министерстве. В ходе последовавшего за совещанием осмотра строительной площадки представители Управления капитального строительства ГМИИ прямо заявили судебному приставу, что считают демонтаж бетонного покрытия строительной площадки бессмысленным, поскольку, как только площадка будет демонтирована и решение суда будет исполнено, они будут вынуждены на следующий день опять ее забетонировать для продолжения строительных работ.
По всей видимости, при рассмотрении этого вопроса в Министерстве культуры одержали верх те силы, что стояли за Государственным музеем Востока (который на протяжении многих лет стремился разрушить общественный Музей имени Н.К.Рериха), потому что уже через день после совещания мы получили письмо за подписью директора ГМИИ имени А.С.Пушкина о том, что строительная площадка будет освобождена в недельный срок. Таким образом, ради причинения вреда Международному Центру Рерихов (потому что иной причины для отказа в переносе сроков демонтажа «стены в грунте» не было) Министерство культуры пошло на явное нарушение интересов ГМИИ имени А.С.Пушкина и большие убытки при реализации проекта «Музейного городка». Одновременно с письмом из ГМИИ последовал телефонный звонок из службы судебных приставов, и нас уведомили, что ровно через неделю состоится рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении на МЦР в связи с неисполнением решения суда. Стало понятно, что уже запущенный маховик государственной машины вопреки логике и здравому смыслу продолжает свое неумолимое движение…
В этой ситуации единственной возможностью избежать возбуждения административного производства и дальнейших негативных последствий для МЦР могло быть заключение договора и начало производства работ по демонтажу «стены в грунте». К этому времени у нас была достигнута предварительная договоренность с одной строительной организацией, готовой выполнить работы по демонтажу в соответствии с согласованным проектом. При этом нам было понятно, что Государственный музей Востока как официальный пользователь земельного участка может создать большие проблемы для допуска и начала работы подрядной организации. Кроме того, оставались открытыми вопросы подключения к источникам электро- и водоснабжения и организации охраны строительной площадки. В этой ситуации Международный Центр Рерихов пошел на большой риск и обратился с предложением о проведении предусмотренных проектом работ к генеральному подрядчику ГМИИ имени А.С.Пушкина – фирме «Баварский дом». С одной стороны, эта организация фактически уже находилась на строительной площадке, и все вопросы снабжения необходимыми ресурсами и охраны территории были решены. К тому же «Баварский дом» заинтересован в скорейшем исполнении решения суда для возобновления строительных работ по усадьбе Вяземских, временно приостановленных на этом участке. С другой стороны, эта организация как генеральный подрядчик по «Музейному городку» полностью зависела от ГМИИ имени А.С.Пушкина, а следовательно, и от его кураторов в Министерстве культуры. Но в данной ситуации наши интересы временно совпали, и «Баварский дом» дал свое согласие заключить договор и провести работы на условиях, предложенных МЦР, за что мы искренне благодарны руководству этой организации. В назначенную дату на приеме в Управлении Федеральной службы судебных приставов по г. Москве представители МЦР передали судебному приставу документы, подтверждающие заключение договора и фактическое начало работ по демонтажу «стены в грунте», так что вопрос о составлении протокола об административном правонарушении в отношении МЦР был снят.
Необходимо отметить профессиональный подход и четкость работы генерального подрядчика ГМИИ. Уже к концу октября основной объем работ в соответствии с согласованным проектом был исполнен: бетонное покрытие площадки и форшахта демонтированы, проведена засыпка песком с послойным трамбованием и последующим покрытием площадки плодородным грунтом. Оставался недемонтированным только небольшой фрагмент форшахты на границе усадьбы Вяземских и усадьбы Лопухиных, к которому, как выяснилось, примыкали подземные высоковольтные кабельные линии, принадлежащие ГМИИ имени А.С.Пушкина, временно уложенные еще в 2015 году и являющиеся основными питающими линиями действующего здания «Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков», а также четырех зданий усадьбы Голицыных, находящихся на реконструкции. По мнению специалистов ГМИИ, работы по демонтажу оставшейся части форшахты привели бы к повреждению этих кабелей. В связи с этим ГМИИ имени А.С.Пушкина официально обратился к «Баварскому дому», а тот, в свою очередь, обратился к МЦР с просьбой отложить демонтаж участка форшахты до окончания работ по реконструкции усадьбы Вяземских. Поскольку Международный Центр Рерихов был не в состоянии решить этот вопрос самостоятельно без согласия Государственного музея Востока как взыскателя по исполнительному производству, то мы обратились в ГМВ с предложением о совместном осмотре с целью приемки выполненных работ. В ответ мы получили письмо за подписью заместителя гендиректора Музея Востока Т.К.Мкртычева, в котором ГМВ соглашался на проведение осмотра только в присутствии судебного пристава-исполнителя. В результате длительных переговоров с приставом осмотр строительной площадки был назначен на 20 ноября. Но и эта встреча не дала никакого результата, поскольку представители ГМВ заявили, что не видели согласованную проектную документацию (которая, на самом деле, имелась в материалах исполнительного производства) и не могут оценить, соответствуют ли проведенные работы проекту. В конце концов для осмотра выполненных работ благодаря содействию «Баварского дома» были привлечены представители Мосгорнаследия и проектной организации, которые 23 ноября составили акт осмотра, где отметили, что «работы по демонтажу «стены в грунте» и восстановлению территории строительства выполнены в соответствии с согласованной Департаментом культурного наследия г. Москвы проектной документацией, строительными нормами и правилами, в технологически допустимом с учетом расположения принадлежащих ГМИИ им. А.С.Пушкина кабельных линий объеме». И уже 24 ноября сопроводительным письмом в ГМВ был направлен весь пакет согласованной Мосгорнаследием проектной документации ООО «СНРПМ», исполнительной документации АО «Баварский дом», переписки МЦР с Мосгорнаследием и Акт осмотра работ от 23 ноября 2020 года. Копию сопроводительного письма МЦР с отметкой ГМВ о получении мы в тот же день направили судебному приставу-исполнителю.
Следует отметить, что к этому времени прошло около месяца с момента окончания работ по демонтажу «стены в грунте». Но в связи с отказом Государственного музея Востока принимать исполнение решения суда, «Баварский дом» как генеральный подрядчик по «Музейному городку» так и не мог использовать строительную площадку и возобновить приостановленные работы по усадьбе Вяземских. Градус напряжения возрастал, и к решению проблемы опять подключилось руководство ГМИИ имени А.С.Пушкина. По его инициативе 27 ноября для осмотра и принятия работ снова пригласили представителей ГМВ. Поскольку все претензии ГМВ уже были сняты, проектная и исполнительная документация переданы, а специалисты Мосгорнаследия и проектной организации подтвердили соответствие проведенных работ ранее согласованному проекту, то представителям ГМВ не оставалось ничего иного, как подписать соответствующий акт. В итоговом пункте этого документа сказано, что МЦР и ГМВ «совместно уведомляют судебного пристава-исполнителя о фактическом исполнении требований, содержащихся в исполнительном листе, и совместно обращаются с заявлением (ходатайством) о вынесении постановления об окончании исполнительного производства».
Казалось бы, на этом история с делом о «стене в грунте» должна закончиться, поскольку копия данного акта с ходатайством об окончании исполнительного производства на следующий день была направлена нами в Управление Федеральной службы судебных приставов по г. Москве. Однако еще в течение месяца мы не могли получить хоть какую-то реакцию судебного пристава. И только в последний приемный день 2020 года нам удалось встретиться с нашим приставом, и именно в этот день к нему поступило письмо из ГМВ с заверенной копией совместного акта от 27 ноября. В результате 29 декабря 2020 года судебный пристав-исполнитель выпустил постановление об окончании исполнительного производства.
На этом печальное дело о «стене в грунте» можно считать закрытым. Остался нереализованным прекрасный Проект воссоздания и приспособления исторического каретного корпуса усадьбы Лопухиных, который прошел все мыслимые согласования на федеральном и московском уровнях, где должны были получить свое развитие культурно-просветительские направления работы общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. А под землей, как символ «Клада захороненного», осталась стена будущего Храма науки и искусства.
В.В.Байда
Источник: МЦР