К 85-летию Пакта Рериха
29 ноября 2020 года в Перми в онлайн-режиме состоялся Круглый стол «Культура и мир – священный оплот человечества». Организатор Круглого стола – Пермское региональное отделение Международной Лиги защиты культуры, при поддержке Международного Центра Рерихов и Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха.
В работе Круглого стола приняли участие представители культурной и научной интеллигенции, общественных организаций и государственных учреждений Пермского края, Москвы, Ярославля, Новокузнецка. В рамках Круглого стола обсуждались вопросы, связанные с существующими проблемами сохранения культуры и культурного наследия, в том числе характерные для Пермского края, а также возможные пути их решения.
Круглый стол был посвящен 85-летию Пакта Рериха – «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Активным популяризатором идей Пакта Рериха на российском и международном уровне является общественная организация «Международный Центр Рерихов» (МЦР). С докладом «Пакт Рериха – Мир через Культуру» на Круглом столе выступил вице-президент Международного Центра Рерихов А.В.Стеценко (Москва). Он подчеркнул, что рост напряжения мировой обстановки, начиная со второй половины ХХ века до сегодняшнего дня, привел к десятикратному увеличению войн. Объяснение этому явлению и выход из него докладчик находит в словах Н.К.Рериха: «Истинный мир может прийти лишь через культуру. Война может быть искореняема лишь культурою в полном ее понимании». Наличие войн свидетельствует о чрезвычайно низком уровне культуры современного человечества. Понимая наметившуюся тенденцию в обществе, Н.К.Рерих еще до начала Второй мировой войны предложил международный Договор об охране культурных сокровищ – Пакт Рериха, который был подписан 15 апреля 1935 года американскими государствами. Европейские страны и СССР не присоединились к нему и понесли большой урон в ходе развернувшейся войны. После ее окончания многие идеи Пакта Рериха были заложены в основу Гаагской конвенции 1954 года и других документов, направленных на сохранение культурного наследия. А.В.Стеценко отметил, что Пакт Рериха не потерял своей актуальности и в современном мире. Произведения искусства, памятники истории и культуры, созданные великими творцами, несут энергетику красоты, необходимую человечеству для дальнейшего развития. Разрушение их форм, в которых живет красота, приводит к уничтожению и жизненно важной энергетики уникальных памятников. Потому без культуры, без высокого искусства цивилизация лишается образа красоты и становится без-образной, бездуховной, что приводит к огрублению человечества и, как следствие, всевозможным конфликтам, кризисам и прочим бедствиям. В решении этой проблемы велико значение Пакта Рериха, отдающего приоритет именно культуре – единственно возможному пути к миру. Мир возможен только через культуру. Выступление А.В.Стеценко вызвало заинтересованность участников Круглого стола, которые задали ему много вопросов, касающихся работы международных проектов МЦР «Пакт Рериха. История и современность» и «Пакт Рериха – мир через Культуру», а также отношения к Пакту Рериха за рубежом, в частности в Индии.
Анализ основных особенностей Пакта Рериха представила в своем докладе О.Н.Калинкина (Пермь), кандидат социологических наук, председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры. Она отметила, что Пакт Рериха стал основой международной правовой системы для защиты ценностей культуры. Договор имеет целый ряд достоинств, которые далеко не в полной мере использованы в современном законодательстве. Прежде всего, Пакт Рериха устанавливает правила защиты культурного достояния без каких-либо ограничений и оговорок. Кроме этого, Пакт Рериха призывает сохранять культурные сокровища не только в военное, но и в мирное время, когда охрана культурного наследия не менее важна, поскольку недальновидная политика стран зачастую приводит к утрате культурно-исторических памятников в результате «тихих погромов», о которых Н.К.Рерих писал еще в начале ХХ века. Другая особенность Пакта Рериха заключается в том, что он охраняет не только культурное достояние, но и персонал культурных учреждений как носителей культуры. Важным преимуществом Пакта Рериха является и то, что Договор впервые ввел в международное право необходимость регистрации культурных объектов и включения их в специальный список. Порядок и условия для внесения в список, предусмотренные Пактом Рериха, остаются наиболее универсальными и гибкими. Еще одно преимущество Пакта Рериха заключается в том, что Договор ставит под защиту самый широкий круг ценностей культуры: исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения. Современная международная правовая система для защиты ценностей культуры предусматривает более узкий круг охраняемых объектов. Также отмечено, что идеи Пакта, как писал Н.К.Рерих, несут важный воспитательный и образовательный потенциал, но, к сожалению, в наши дни этой уникальной особенности Пакта уделяется недостаточно внимания. В ходе дискуссии участники Круглого стола интересовались работой Пермского отделения МЛЗК в сфере культуры, спрашивали – легко ли защищать культуру и существуют ли перспективы введения Пакта Рериха и его идей в культурно-образовательное пространство нашей страны.
Современным реалиям в деле охраны объектов культурного наследия в Пермском крае было посвящено выступление Л.В.Перескокова (Пермь), почетного председателя президиума Пермского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), заместителя председателя общественного совета при Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края. Он отметил, что проблемы сохранения культурного достояния одинаковы для всей России, есть и незначительные региональные особенности. Докладчик проанализировал подходы государства в законодательной практике к вопросу охраны памятников культуры и подчеркнул, что задача спасения историко-архитектурных памятников в наши дни осложняется стремлением отдельных лиц завладеть землей, на которой они размещены, отсутствием финансирования восстановительных и реставрационных работ и другими обстоятельствами. Были приведены многочисленные примеры памятников культуры, находящихся в поле зрения охранных организаций в современной городской и сельской среде Пермского края, среди которых самыми проблемными для сохранения являются деревянные объекты культурного наследия. Серьезной проблемой автор доклада считает снижение возможности общественного влияния на процессы охранения памятников культуры, несмотря на то что данная функция общественности оговаривается в «Основах государственной культурной политики». После выступления Л.В.Перескокова участники Круглого стола обсудили ряд вопросов, касающихся сохранения наследия Пермского края.
130-летию со дня образования Пермского краеведческого музея был посвящен доклад заведующего отделом истории Государственного краевого бюджетного учреждения культуры «Пермский краеведческий музей» С.Г.Негановой (Пермь) «Музей в культурном пространстве города: история и современность». Исторический экскурс в жизнь музея с момента его образования показал важнейшую роль музеев в развитии культуры города, региона, страны. Пермский краеведческий музей стал родоначальником всей музейной сети Пермского края. На современном этапе развития он продолжает заложенные традиции: историческое краеведение, исследовательскую деятельность, научно-образовательные лектории, музыкальные гостиные, и др. программы. С.Г.Неганова подчеркнула, что без внимания не остаются и дети. Для них создан Детский музейный центр, виртуальный Детский литературный музей, организуются детские научно-практические палеонтологические конференции. Также активно действуют сравнительно новые подразделения музея – Дом Мешкова, Музей пермских древностей и др. В настоящее время на стадии воплощения в жизнь находится совершенно новый проект – музей «Пермский период». В вопросах к докладчику от участников Круглого стола прозвучала озабоченность крайне незначительным разнообразием музеев в Перми и крае. Насущно необходимо решать этот вопрос за счет образования музеев разных форм и видов собственности, что будет способствовать повышению уровня культуры населения.
О наболевших проблемах, сложностях работы и содержания частного Музея-квартиры М.М.Потапова в г. Соликамске Пермского края рассказал его директор С.И.Лапин (Соликамск), доверенное лицо и ученик известного художника. Михаил Михайлович Потапов больше известен современникам как художник-«египтянин». Египтологические исследования М.М.Потапова привели его к созданию уникального живописного цикла «Эхнатониана», куда вошли портреты фараонов XVIII династии, композиции древнеегипетских фресок. Эти работы имеют не только научное значение, но и являются шедеврами живописи мирового уровня. Многие из картин серии «Эхнатониана» представлены в разных музеях мира. М.М.Потапов известен также своей уникальной техникой иконописи и монументальной живописи, которую он использовал в православных храмах Украины. Его работы представляют собой высокохудожественные памятники, часть которых является археологически точной реконструкцией византийского стиля VI–VII и XI–XIII вв. В 1954 году Патриарх Всея Руси Алексий I пригласил М.М.Потапова в Троице-Сергиеву лавру для составления проекта росписи Покровской церкви при Московской Духовной академии и открытия при Лавре иконописной мастерской. Однако по состоянию здоровья М.М.Потапов вынужден был отклонить предложение Патриарха. Российские и зарубежные деятели искусства и служители Церкви давали самые высокие оценки работам М.М.Потапова. В настоящее время вопрос сохранности произведений известного художника стоит чрезвычайно остро. Помимо традиционных финансовых проблем Музей-квартира страдает от неурядиц в работе коммунальной системы, что не дает возможности соблюдения необходимого температурно-влажностного режима для сохранения живописного слоя картин. В ходе обсуждения существующих сложностей Пермское отделение МЛЗК и С.И.Лапин обозначили новые направления дальнейшего сотрудничества и помощи Музею-квартире М.М.Потапова в Соликамске.
Эмоционально насыщенным было выступление художника В.И.Посохина (Пермь), члена Союза художников России, председателя Пермского городского творческого объединения «Серебряный ковш». Рассуждая на тему «Живопись как особый пласт культуры», В.И.Посохин обратил внимание на роль живописи в жизни человека, в становлении его внутренней культуры. Он отметил, что живопись несет неистощимый культурный потенциал – дает эстетическое удовольствие, улучшает психоэмоциональное состояние, побуждает к нравственному сопереживанию. Докладчик опирался на личную практику общения во время передвижных выставок своих работ по городам и селам Пермского края. Учитывая безусловное воздействие живописи на сознание людей, Владимир Иванович считает чрезвычайно опасным негативное влияние произведений, лишенных красоты, потворствующих низменному вкусу, несущих в себе грубые энергии хаоса. Такая живопись разрушает культурные основы в изобразительном искусстве. По его мнению, сохранение высоких культурных традиций в живописи жизненно необходимо.
Ю.Н.Сальникова (Ярославль), кандидат педагогических наук, доцент Центра образовательного менеджмента Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», в докладе «Социокультурные реалии и тенденции развития личности современного ребенка» поделилась размышлениями о возможных угрозах, с которыми сталкиваются дети. Докладчик развеяла основные мифы, связанные с проблемой внимания, подросткового индивидуализма, тяги к негативным поведенческим проявлениям, агрессивности. Эти мифы порождают образ циничного, самолюбивого, индивидуализированного онлайн-поколения, не готового к сохранению общечеловеческих ценностей. Однако, как показывают исследования, именно современное поколение наиболее склонно к участию в волонтерском движении, заботе о природе, к альтруизму, оно ценит здоровый образ жизни, свободу и толерантность. Но детям не хватает культурной составляющей в досуге, и причина этого в недостаточности культурной среды, ее доступности и понимании. Ю.Н.Сальниковой задавали вопросы о методах нахождения взаимопонимания между родителями и детьми, в частности когда ребенок целыми днями погружен в компьютер.
Большой интерес участников Круглого стола вызвало выступление Т.И.Бобыкиной (Пермь), преподавателя русского языка и литературы гимназии № 3, Заслуженного учителя Российской Федерации, Отличника народного просвещения. Не сохранить культуру во всей полноте ее смысла, если не прилагать усилий к развитию всех ее составляющих, если не воспитывать культурного человека с детства – это основная мысль доклада. Апеллируя к словам Н.К.Рериха о том, что «само слово “воспитание” показывает глубокий возвышающий смысл напитания сознания», Т.И.Бобыкина рассказала о личном опыте преподавания литературы, который убеждает в возможности раскрыть в детях их лучшие качества через постижение авторского замысла, соотнесение с ним своего внутреннего мира, своих помыслов и поступков. Проведение подобных параллелей, обращение к «вечным» проблемам на уроках литературы, свободный обмен мнениями заставляет ребят задуматься и пересмотреть многие взгляды. В целом весь комплекс подобных педагогических методов создает условия для духовного взросления подрастающего поколения. Во время дискуссии Т.И.Бобыкина ответила на вопросы участников Круглого стола, в частности о своем отношении к бытующему мнению, что книги потеряли актуальность, их заменили кино и телевидение. Т.И.Бобыкина подчеркнула, что ее личная практика показывает несостоятельность подобной позиции, интерес к книге возрастает, только читая, мы развиваем мышление, особенно образное. Литература как вид искусства никогда не потеряет актуальности.
В ходе работы Круглого стола и активной дискуссии был рассмотрен широкий спектр вопросов, в результате участники пришли к выводам, отраженным в Итогах Круглого стола.
Лариса Воронова