Н.К. Рерих в очерке «Оборона культуры» писал: «Если знак Красного Креста всем напоминает о гуманитарности, то такого же смысла знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных».
15 апреля 1935 года в Вашингтоне был подписан Международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, получивший название «Пакт Мира», или «Пакт Рериха и Знамени Мира». Этот Пакт устанавливал особое Знамя для защиты всех культурных сокровищ, как во время войны, так и в мирное время. Н. К. Рерих писал в «Листах Дневника»: «Знамя есть знак, как символ общечеловеческих сокровищ. Знак объединяет и ведёт к следующим мерам» [1]. На Знамени был изображён особый знак – древнейший символ человечества – знак Триединости, предложенный Н. К. Рерихом: «…Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы, как символ Вечности и Единения» [2]. К выбору символа знака для Знамени Мира Николая Рериха вдохновило гениальное произведение А. Рублёва «Святая Живоначальная Троица».
«…Именно этот символ – символ древнейшего Христианства, освящённый для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак…» – писал Николай Константинович в письме к барону М. А. Таубе [3].
«Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно – одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения…» [4].
Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. Этот знак можно увидеть в Храме Неба в Китае и на гербах тамплиеров. На Тамге Тамерлана и на гербе Самарканда, на буддийских знамёнах и на щитах античных воинов. На амфорах древней Греции, посуде народов майя, старинных тканях и украшениях многих народов.
Этот знак находим на камнях Монголии. Его же несёт Конь Счастья на скалах гималайских перевалов.
Этот же знак находим как на православных, так и на католических Храмах, и на мусульманских Мечетях.
И очень много изображений этого символа на старинных Иконах (Христа, Св. Сергия, Николая Чудотворца и др.), и на картинах знаменитых живописцев (так, на картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот знак, он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны).
|
«Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если соберем вместе все отпечатки того же самого знака, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит одному верованию или основан на одном фольклоре» [5] – писал Н. К. Рерих.
В своих статьях Николай Константинович приводит ещё много примеров объяснения Знака Знамени Мира. Но самое близкое ему (и нам – тоже), и самое широко применяемое в настоящее время, это – Искусство, Наука, Религия как выражение Культуры. Всего Три способа познания Мироздания имеются у человека – либо постигать мир мыслью — через науку и философию, либо чувствовать Вселенную и Красоту мира через искусство, либо напрямую постигать мироустройство с верой и любовью к Высшему. Лишь синтез этих трех способов сможет полную картину истинного положения вещей. Прав был Н. К. Рерих, когда писал, что «…воспитание всех народов в истинной культуре совершится под Знаменем Мира, ибо Мир и Культура – нераздельны»[6].
В книге «Иерархия» говорится: «Так в Эпоху Огня, когда Свет борется с тьмою, явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся – Красота, Знание, Искусство и все народы» [5].
Прошло уже более 85 лет со дня подписания Пакта Рериха и Знамени Мира, символ Знамени Мира знают. Знамя Мира – живёт и работает:
— В 1994 году Знамя Мира было установлено в Фойе Государственной Думы и находилось там четыре года.
— Знамя Мира было поднято альпинистами на высочайшие вершины Земли (Эверест, Эльбрус, Белуху и другие).
— Знамя побывало на Северном и Южном полюсах.
— 13 апреля 2021 г. Международный Центр Рериха провёл церемонию Вручения знамени Мира историко-поисковой экспедиции в Арктику под руководством В. С. Чукова.
Знамя Мира побывало в Космосе в 1990 и 1997-99 годах.
— В 1990 году, во время полёта космонавтов Баландина и Соловьёва, Знамя Мира находилось на борту космического комплекса «Мир» в течение полугода, в том числе 9 суток в открытом космосе, совершив 144 витка вокруг Земли. Со Знаменем Мира, находящемся на борту космической станции «Мир», работали многие международные экипажи. «Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды, – сказал космонавт Павел Виноградов. – Мы призываем к строительству нового духовного, научного и художественного сотрудничества всех людей и народов Земли». По окончании проекта космонавты передали Знамя на вечное хранение в Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха.
— Когда, после выработки ресурса, станцию «Мир» утопили в океане, Знамя находилось внутри станции. Так что и под водой есть Знамя Мира. Т.е. на земле, под водой, в воздухе и в Космосе.
Интересно, что в день подписания «Пакта Рериха» над палатками в пустыне Гоби Н. К. Рерих поднял Знамя с символом Триединости.
- Рерих 1Н. К. Договор //Знамя Мира. М.: МЦР, 1995. С.167.Н.к.
- Рерих Н. К. Знамя Мира // Знамя Мира. М.:МЦР, 1995.С.105.
- Рерих Н. К. Письмо барону Таубе М. А. 13.02.1932. //Знамя Мира. М.: МЦР, 1995. С. 207.
- Рерих Н. К. Знамя Мира.24.05.39 // Знамя Мира. М.: МЦР, 1995. С.266.
- Рерих Н. К. Знамя Мира // Знамя Мира. М.: МЦР,1995. С.166.
- Рерих Н. К. Стража Матери Мира. //Знамя Мира. М.: МЦР, 1995. С.78.
Дополнительные материалы:
Знак Триединства также представлен и в других культурах мира: https://xn—-7sbbtpj7albq2b.xn--p1ai/znamya-mira/znak-triedinstva-v-vekah-i-kulturah/
Перейти к другим разделам статьи:
1. О культуре.
- 1.1. Культура как синтез науки, религии и искусства.
- 1.2. Культура как явление вне времени, Культура как пример Вечных ценностей.
- 1.3. Культура как почитание Света.
- 1.4. Культура как Прошлое, Настоящее и Будущее в кольце Вечности.
2. Рождение идеи Пакта Рериха и Знамени Мира.
3. Актуальность Пакта Рериха и Знамени Мира.
4. Знак Знамени Мира в Мировой культуре.
5. История подписания Пакта Рериха и Знамени Мира.
6. О деятельности МЦР по реализации идеи Пакта Рериха.
7. Картины Рерихов о Культуре, картины о знаке Знамени Мира.
8. О Николае Константиновиче Рерихе — инициаторе подписания Пакта Рериха и Знамени Мира.
9. Примеры выдающихся объектов культурного наследия Сибирского федерального округа / России/ Мира.
10. Общественные движения в защиту культурного наследия.
11. Культура — Путь к лучшему Будущему. О ценности Культуры через призму ближайших задач космической эволюции.
12. Культура и Будущее (Культура как начало Пути духовного развития).
13. Становимся носителями Культуры.
- 13.1. Художественное творчество участников.
- 13.2. Поэтическое творчество участников.
- 13.3. Педагогическая работа.
14. Знаменосцы (поднимающие Знамя Мира).