«Если знак Красного Креста всем напоминает о гуманитарности, то такого же смысла знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных. От начальной школы и до всех общественных проявлений человек должен усваивать ясное представление о значении искусства и знания. Как Тебе ведомо, такое пикториальное[1] воздействие является одним из самых убедительных и запоминаемых.»
Знак Триединства в веках и культурах
Предложенное Н.К.Рерихом Знамя Мира имеет на белом фоне три малых красных круга в большом, знаменующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности, или синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры.
Знак Знамени Мира – знак Триединcтва – один из древнейших символов человечества. Н.К.Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, проводимых в различных регионах планеты, в результате изучения памятников искусства разных времен и народов он обнаружил, что этот знак прошел через историю и культуру многих народов мира.
«Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак, — пишет Рерих в очерке «Знамя Мира». – В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. <…> Он же и на буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак. Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия».
Символ Знамени Мира никогда не обозначал принадлежность к какой-либо нации или религии. «Этот Международный Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересов, — отмечал Н.К.Рерих. — Наоборот, он подымает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своем ведет к великому понятию Прогресса и Мира».
Дополнительные материалы:
- Картины Н.К.Рериха о Знамени Мира
- Символика Триединства в живописи Н.К.Рериха
- Лекция А.А. Лебеденко. «Знак Триединства в архитектуре и в художественных памятниках России и зарубежья» 7 февраля 2016 г. Продолжительность 1 ч. 30 мин.
Прекрасные храмы, соборы, величественные Башни духа человеческого несут энергетику красоты и символизируют мироздание. Эти пространственные архитектурные метаобразы из высших миров посланы на планету Земля через внутренний мир художников и творцов; эти эволюционные Образы воплотились в лучшие творения человеческого гения, содержащие величественные вечные символы. Одним из таких символов, запечатлённых в архитектуре, является Знак Триединства, который встречается во многих архитектурных и художественных памятниках России и зарубежья.
- Лекция Н. Баженовой. «Символика Триединства в народном искусстве казахов и народов Азии» (видео, статья).
Символика Триединства в народном прикладном искусстве казахов и других народов Азии. Лекция Наталии Баженовой, старшего научного сотрудника Государственного музея искусств Казахстана им. А. Кастеева, члена Союза художников РК.
Перейти к другим разделам статьи:
1. О культуре.
- 1.1. Культура как синтез науки, религии и искусства.
- 1.2. Культура как явление вне времени, Культура как пример Вечных ценностей.
- 1.3. Культура как почитание Света.
- 1.4. Культура как Прошлое, Настоящее и Будущее в кольце Вечности.
2. Рождение идеи Пакта Рериха и Знамени Мира.
3. Актуальность Пакта Рериха и Знамени Мира.
4. Знак Знамени Мира в Мировой культуре. Символика Триединства.
5. История подписания Пакта Рериха и Знамени Мира.
6. О деятельности МЦР по реализации идеи Пакта Рериха.
7. Картины Рерихов о Культуре, картины о знаке Знамени Мира.
8. О Николае Константиновиче Рерихе — инициаторе подписания Пакта Рериха и Знамени Мира.
9. Примеры выдающихся объектов культурного наследия Сибирского федерального округа / России/ Мира.
10. Общественные движения в защиту культурного наследия.
11. Культура — Путь к лучшему Будущему. О ценности Культуры через призму ближайших задач космической эволюции.
12. Культура и Будущее (Культура как начало Пути духовного развития).
13. Становимся носителями Культуры.
- 13.1. Художественное творчество участников.
- 13.2. Поэтическое творчество участников.
- 13.3. Педагогическая работа.
14. Знаменосцы (поднимающие Знамя Мира).