Вечные ценности — это Красота, свет и просвещение, энергия, добро, простота и ясность, безопасность, предсказуемость, возможность общения, а вечные ценности внутреннего мира человека — это «любящая доброта», доброжелательство, милосердие, сострадание, терпение и терпимость, сердечная отзывчивость, великодушие, активная помощь («мы должны стараться, стараться и работать [1]»), и многие другие качества, помогающие людям жить, длить род, расти духовно.
Об одной из базовых внутренних ценностей говорят сибиряки: «…нам нужно быть проще. В простоте истина. И чем мы больше начинаем создавать какие-то надстройки, простота начинает уходить и покрываться пылью наших измышлений, и мы теряем именно истину. Нужно быть проще. В этом вся ценность» [1].
Потребность познавать себя, мир, иметь доступ к просвещению для более точного планирования — жизненно-важные познавательные потребности. Культура как синтез искусства, науки и религии охватывает все методы получать точные знания о мире: знания можно получать через анализ информации, а можно и прямым интуитивным погружением, восхищением и вдохновением. Остановимся подробнее на этих путях, но заметим, что любое знание должно быть применено в жизни.
Вечные ценности Искусства
Вечной ценностью любого искусства является красота. «Строить красотой – это священный указ, данный нам Великими Водителями эволюции. Красота – это Гармония, а Гармония – это то высокое состояние, которое для всех нас должно быть целью наших устремлений. Красота – это священный камень философов, превращающий простые металлы в чистое золото, Красота – это наиболее законченное выражение, Красота – это конечная цель. Давайте будем стремиться к тому, чтобы наши поиски прекрасного стали нашим каждодневным опытом. Давайте будем стараться находить красоту во всех наших повседневных обязанностях, ведь даже самую маленькую задачу можно выполнить красиво» [3]. Таким образом, художник Святослав Николаевич Рерих описывает сердечный путь познания мира через красоту, через непосредственное восприятие течения жизни, восприятие друг друга от сердца к сердцу.
Применять можно знания, а красоте? Красоте можно служить, «служить прекрасному»: «Лишь только тогда, когда мы переродимся в служении прекрасному, сможем мы понять великие слова «Красота спасет мир». Самым верным, самым простым путем является путь красоты. Ибо следуя им в поисках красоты, мы неизменно следуем путем, предложенным эволюцией» [3].
Вечные ценности Науки
Наука дает людям (а) точное описание картины мира, со своей стороны (б) обнаруживает красоту мироздания, а неотъемлемым следствием для исследователя является (в) развитие мышления и умение владеть мыслью, своим внутренним представлением о мире. Собственно сам (г) научный подход, как социокультурное явление также представляет значительную ценность для человечества. Более того, от (д) развития и особенностей собственно научной методологии напрямую зависит развитие нашего общества.
Ниже приведем несколько примеров из истории науки, изменившие мышление людей.
а) Озарение Коперника (гелиоцентрическая система [10]), открытия Галилео Галилея (при наблюдениях через телескоп развил астромеханику), Луи Пастера, Милликена (обнаружил элементарный неделимый заряд — электрон), Эйнштейна (относительность и очень многое другое), Комптона (о постоянной ионизации верхних слоев атмосферы космическими ионными излучениями).
б) С одной стороны нужно рассмотреть Красоту, как критерий научной истины: качество “красоты доказательства” или “красоты гипотезы” является часто решающим, при выборе опоры для мировоззрения даже именитых ученых. А с другой стороны через прикасание к Красоте может быть найдена истина, как бывало с Альбертом Эйнштейном: играя Баха на своей скрипке, он находил ответы на сложнейшие задачи из физики [цит. по 11].
в) Никола Тесла создавал свои устройства сначала в уме, продумывал все узлы электрогенераторов и их сочленения, и лишь затем в очень короткие сроки их собирал.
г) “Сущность науки состоит в ее способности к самокоррекции,” — пишет К.Саган. Возвращение снова и снова к нерешенным полностью загадкам природы, позволяют до бесконечности развивать и углублять понимание мира.
д) Самым значительным шагом науки было обнаружение, что человек — это часть космоса. «Земная наука сыграла свою роль и подвела человечество к вратам космических знаний» [5, п.276] Главную ценность науки составляет знание о нашей связанности друг с другом, с планетой Землею, с нашей звездой Солнцем и всем окружающим космосом и его законами. Например, доказано, что другой материи, кроме материи звезд, во Вселенной нет. Эта гипотеза была подтверждена, в частности, при наблюдении слияния двух нейтронных звезд 17 августа 2017 [13].
Отношение науки к духовности, значение новейших открытий с точки зрения нравственного преображения Земли волновали Н.К. Рериха. Он высвечивает современную драму научного общества и ставит вечные вопросы: достойны ли мы научных открытий? Осознаем ли мы опасность самоуничтожения? Осознаем ли мы себя частью Живого Космоса?” [2].
Основы методологии нового направления науки были заложены и опробованы в деятельности Института гималайских исследований “Урусвати”. Приведем фрагмент из воспоминаний выдающегося деятеля мировой и русской культуры, индолога Л.В. Шапошниковой, выдающегося деятеля мировой и русской культуры, индолога, о диалоге со Святославом Николаевичем Рерихом:
“ – Вы должны знать, – говорил Святослав Николаевич, – что этот Институт – не просто очередное научное учреждение. В нем заложено будущее науки. Тогда, во время войны и после, судьба Института сложилась непросто, и прервались исследования и научная методология, заложенная в нем. <…> Вы знаете, все очень интересно было задумано и еще более интересно исполнялось. Во всех этих действиях, в которых мы участвовали, было не только будущее новой науки, но и будущее эволюции человечества, его преображения, его новых форм существования. <…> Святослав Николаевич попросил меня передать его предложение Академии наук СССР. Он хотел, чтобы группа советских ученых прибыла в Кулу и решила проблему совместного с Индией сотрудничества в Институте Гималайских исследований” [8].
Основатель Новосибирского Академгородка М.А. Лаврентьев и некоторые сибирские ученые, среди которых археолог и этнограф А.П. Окладников, побывали в Институте “Урусвати”, и затем внесли некоторые научные и методологические принципы и в работу институтов Новосибирского Академгородка.
Для России этот год назван годом науки и технологий (https://годнауки.рф/) — годом одного из трех компонентов Великой Культуры людей. В этом году в России появляются первые результаты исследований свойств сознания человека. Оказывается, по недавним материалам РИА-новости, при отсутствии сердечной деятельности и отсутствии активности на электроэнцефалограмме человек, опытный буддистский практик, может продолжать жить в состоянии медитации “несколько дней или недель” [12].
Религия указывает вечные ценности
Нематериальные духовные культурные ценности всегда называли религией, то есть новым (“re-” — повторно) воссоединением, объединением (“лига” — от лат. ligare — связывать). Сейчас наиболее актуально развивать в себе качества, которые позволят жить на планете в условиях растущего населения, в условиях нехватки ресурсов и в условиях постоянного изменения материального мира. При таких условиях уравновешенность, надежность, дружелюбие, быстрота и точность мышления, доверие интуиции, как наиболее быстрой реакции, жизненно необходимы. Все эти эволюционные качества человека создают красивый и жизненный образ человека будущего. Об эволюционной роли красоты говорит стихотворение Н.К.Рериха, изданное еще в 1929 году в Берлине:
В поэзии автор выражает интуитивное прозрение на сложившуюся вокруг него в то время ситуацию. Это ситуация непригодности методов традиционных религий и учений, ситуация появления людей с новым мышлением, гораздо более глубоким, чем ожидают традиционные религии. И ведущей ценностью для этих новых людей является Красота.
Подводя итоги, приведем высказывание А.Эйнштейна, которому удалось соединить в своей жизни и искусство, и науку, и религию. В 1937 году выдающийся физик, нобелевский лауреат пишет: “Наше время отмечено поразительными успехами научного познания и его технических приложений. Как не радоваться этому? Но нельзя забывать: знания и мастерство сами по себе не могут привести людей к счастливой и достойной жизни. У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей объективных истин. То, что сделали для человечества Будда, Моисей и Иисус, значит для меня неизмеримо больше всех достижений исследовательского и творческого ума. Наследие этих благословенных людей мы должны всеми силами сохранять и поддерживать, если человечество не хочет потерять свое достоинство, безопасность существования и радость жизни» [10].
Мы рассмотрели явление Культуры с позиции ее трех творческих аспектов — мыслительной деятельности людей, вдохновенно эстетического аспекта искусства и с духовно-нравственной позиции сознания.
Применение и самосовершенствование
О применении знаний в национальном масштабе Н.К. Рерих писал: “Если вас спросят, в какой стране вам бы хотелось жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете, с достоинством вы можете ответить: «Мы хотели бы жить в стране великой Культуры». И тогда вы поймете, что мир будет там, где почитание красоты и знания” [7]. Эту мысль до практического приложения в России доводит уже Л.В. Шапошникова, возглавлявшая Международный Центр Рерихов и его общественный Музей. «Культура может и должна стать национальной идеей», – сказала она в 2015 году. Чтобы культура стала национальной идеей, эта идея должна стать руководящим принципом каждого члена общества. Значит важнее других произведений наши ежесекундные практические мысли. Приложение знаний о жизни к ежедневному труду и сердечному общению — наша наипервейшая задача.
О применении красоты в жизни и преобразовании себя красотой и через красоту пишет С.Н. Рерих: “Мы должны стараться привносить красоту и гармонию во все наши действия. Когда наши мысли будут вполне уравновешены, тогда и наше внешнее поведение и действия станут вполне гармоничными. А когда наше и внутреннее и внешнее поведение будет вполне гармонично, тогда через нас проявятся высшие вибрации”. [3]
Б.А. Данилов выделял признаки практического претворения Учения в своей жизни, признаки любви и преданности к Иерархии:
- “искоренение дурных привычек”,
- “сердцем излучает в пространство дружелюбие, терпение и терпимость”,
- “не свойственны самовлюбленность и вера в свою непогрешимость” [4].
Человек, собравший знания и красоту мира, применивший в своей жизни, создает гармоничную семью, сплоченные трудовые коллективы, формирует ядро Новой национальной идеи, объединяет разрозненные страны в единое Человечество с мощной культурой.
Составитель Голомолзина Д.Р., НРОО «Культурное единение»
- Воспоминания Б.А. Данилова о Борисе Николаевиче Абрамове // Режим доступа https://roerich-lib.ru/index.php/abramov/danilova-ob-abramove.
- А.М. Миллер. Служение длиною в жизнь // Журнал “Культура и время”, 2(40), 2011.
- С.Н. Рерих. Искусство и жизнь.
- Б.А. Данилов. Сборник “И Борис принесет кирпич на построение Нового Храма…”
- Грани Агни-Йоги, 1953 год.
- Письма Елены Рерих. Т. II, Рига, 1940. С. 277-278
- Н.К. Рерих. Культурное единение. Очерк.
- Институт «Урусвати». Материалы Международного центра Рериха // Режим доступа https://icr.su/rus/evolution/urusvati/03.php
- Коперник. Википедия.
- К. Саган. Космос: Эволюция Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации.
- Фрагменты из книги «Альберт Эйнштейн как человек», перевод с английского А.Н. Лука. Albert Einstein: the Human Side, Selected and edited by H, Dukas & B, Hoffmann, Princeton University Press, 1979) журнал «Вопросы философии» 1, 1991г., Москва, изд. «Наука». Сайт: http://izbrannoe.com/news/mysli/eynshteyn-kak-chelovek/
- Российские ученые получили научные подтверждения «посмертной медитации» // РИА-новости,5 мая 2021. Сайт: https://ria.ru/20210505/buddizm-1731246353.html
- А.А. Лутовинов. Как Вселенная создавала элементы? Сайт: https://scientificrussia.ru/articles/kak-vselennaya-sozdaet-elementy
Перейти к другим разделам статьи:
1. О культуре.
- 1.1. Культура как синтез науки, религии и искусства.
- 1.2. Культура как явление вне времени, Культура как пример Вечных ценностей.
- 1.3. Культура как почитание Света.
- 1.4. Культура как Прошлое, Настоящее и Будущее в кольце Вечности.
2. Рождение идеи Пакта Рериха и Знамени Мира.
3. Актуальность Пакта Рериха и Знамени Мира.
4. Знак Знамени Мира в Мировой культуре.
5. История подписания Пакта Рериха и Знамени Мира.
6. О деятельности МЦР по реализации идеи Пакта Рериха.
7. Картины Рерихов о Культуре, картины о знаке Знамени Мира.
8. О Николае Константиновиче Рерихе — инициаторе подписания Пакта Рериха и Знамени Мира.
9. Примеры выдающихся объектов культурного наследия Сибирского федерального округа / России/ Мира.
10. Общественные движения в защиту культурного наследия.
11. Культура — Путь к лучшему Будущему. О ценности Культуры через призму ближайших задач космической эволюции.
12. Культура и Будущее (Культура как начало Пути духовного развития).
13. Становимся носителями Культуры.
- 13.1. Художественное творчество участников.
- 13.2. Поэтическое творчество участников.
- 13.3. Педагогическая работа.
14. Знаменосцы (поднимающие Знамя Мира).
15. Космологический аспект Знака Знамени Мира.