«Также приложите всю находчивость и сердечную энергию к распространению и утверждению идеи Пакта и Знамени, все это ковка будущего». 25 мая 1932 «Урусвати», Е.И.Рерих американским сотрудникам |
Одним из важнейших эволюционных действий Н.К. Рериха является Пакт по защите культурных и исторических ценностей во время войны и в мирное время, получивший название Пакт Рериха и Знамени Мира. Николай Константинович начал работать над ним ещё за 10 лет до Второй мировой войны, зная о её неизбежности.
В 1929 году Н.К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г.Г. Шклявером подготавливает проект Пакта о защите культурных ценностей и вместе с Пактом предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны—Знамя Мира.
Николай Константинович пишет: «Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения»:
В том же году, в США, в газете «Нью-Йорк Таймс» был опубликован призыв Н.К.Рериха ко всем государствам, в котором он предложил всем державам присоединиться к Пакту об охране художественных и научных мировых сокровищ.
Вскоре текст был опубликован на различных языках. Идея Рериха получила большую поддержку и резонанс во всем мире. Многие видные деятели науки и культуры поддержали начинания Николая Константиновича. Среди них были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Альберт Эйнштейн и другие. Рабиндранат Тагор, являющийся одним из наиболее просвещённых покровителей культуры, писал Н.К. Рериху по поводу Пакта Мира: «Я зорко следил за вашими замечательными достижениями в области искусства и за вашею великою гуманитарною работою во благо всех народов, для которых ваш Пакт Мира, с его Знаменем для защиты всех культурных сокровищ, будет исключительно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот Пакт принят Музейным Комитетом Лиги Наций, и я чувствую глубоко, что он будет иметь огромные последствия на культурную гармонию народов» [1].
В 1930 году проект Пакта Рериха и Знамени Мира был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций.
В том же году были основаны постоянные «Комитеты Пакта Рериха» в Нью-Йорке и Париже для распространения идей Знамени Мира. В разных странах образовались многочисленные общества имени Н.К. Рериха, которые поддерживали многие организации и деятели культуры. Королевские дворы Бельгии, Дании, Югославии, Норвегии ответили на призыв художника.
В 1931 году в городе Брюгге (Бельгия) был создан Международный союз Пакта Рериха под председательством члена Королевской Археологической комиссии Камилла Тюльпинка, находящийся под Почетным покровительством председателя Гаагского Международного суда М. Адачи. Н.К. Рерих был избран Почетным председателем этих организаций.
В сентябре 1931 года в бельгийском городе Брюгге, прошла Первая Международная конференция Пакта Рериха, в которой принимали участие представители ряда европейских государств. На конференции был разработан план пропаганды идей Пакта в учебных заведениях, были установлены контакты с Международным комитетом по делам искусства и с оргкомитетом конференции по ограничению вооружений. Специально, к открытию первой конференции в Брюгге, Николай Константинович пишет письмо господину К. Тюльпинку, в котором благодарит его за инициативу проведения конференции в Брюгге. «Не случайно Конференция собирается в Брюгге. Ваш город, этот живописный памятник старины, сущностью своею уже молит о культуре. Знаменитые колокола Брюгге, которые вдохновляли меня во время посещения вашей прекрасной сокровищницы; пусть эти колокола будут колоколами победы Конференции Знамени Мира…
Во имя Мира всего Мира, во имя Культуры и светоносной творческой мощи, во имя подвига и облагораживания человечества я шлю мой сердечный привет вам, дорогой собрат, всем членам Конференции и героическому народу Бельгии» [2].
В это же время, в Брюгге, в соборе Святой Крови произошло освящение Знамени Мира.
На этой конференции Н.К. Рерих выдвинул идею о создании Лиги Защиты Культуры и Дня Культуры.
В 1932 году в Брюгге созывается Вторая международная конференция, посвящённая Пакту Рериха. В работе конференции приняли участие 22 страны. Во время её работы была устроена выставка фотографий древних городов и памятников, которые в первую очередь подлежат охране.
Конференция постановила основать в Брюгге специальное учреждение — Фонд имени Рериха для всемирного содействия проведения в жизнь идей Пакта Рериха и приняла решение об обращении ко всем странам с призывом признать за Пактом силу международного правового документа.
По инициативе Камилла Тюльпинка, в Брюгге был основан музей имени Н.К. Рериха, посвящённый Миру, Искусству, Науке и Труду. Николай Константинович подарил вновь образованному музею 18 своих новых картин, среди, которых были: «Мадонна Орифламма» (1932 г.) и «София —Премудрость» (1932 г.).
15 ноября 1933 года состоялся визит оргкомитета Третьей международной конференции , посвящённой Пакту Рериха , к президенту США Ф. Рузвельту.
17-18 ноября 1933 года в Вашингтоне проводится Третья международная конференция, посвящённая Пакту Рериха. Она была поддержана 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствам всех стран.
11 августа 1934 года Президент США Ф. Рузвельт уполномочил министра сельского хозяйства США Г. Уоллеса подписать Пакт Рериха от имени США.
2 сентября 1934 года был создан Комитет Пакта и Знамени Мира в Харбине (Маньчжурия).
В этом же году в Болгарии образован Комитет по продвижению Пакта Рериха.
15 апреля 1935 года в Вашингтоне, в Белом Доме, в присутствии президента Франклина Рузвельта, в торжественной обстановке был подписан Международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Документ подписали США и представители 20 стран Центральной и Южной Америки, члены Панамериканского Союза.
Во многих центральных газетах Америки и по всему миру были опубликованы материалы, освещающие это историческое событие.
При подписании Пакта, Президент Рузвельт сказал: «Весьма примечательно, что в день, отмеченный главами правительств всех государств Американского континента, членов Пан-Американского Союза, как Всеамериканский день, будет подписан договор, означающий шаг вперёд в охране культурных достижений наций этого полушария. В строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов — сохранение современной цивилизации.
Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте. Он является также выражением основной доктрины континентальной ответственности и континентальной солидарности, имеющих столь большое значение для республик Америки…» [3]
Во время подписания Договора Н.К. и Ю.Н. Рерихи находились с экспедицией в районах Внутренней Монголии.
В торжественный день, 15 апреля, Николай Константинович напомнил всем об эволюционной сути Знамени Мира, символа Пакта. В своём дневнике он писал: «В Белом Доме сегодня с участием Президента Рузвельта подписывается Пакт. Над нашим байшином уже водрузилось Знамя. Во многих странах оно будет развиваться сегодня. Во многих концах мира соберутся друзья и сотрудники в торжественном общении и наметят следующие пути охранения Культурных ценностей.
Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми.
Сколько бы стран ни подписало Пакт сегодня, все равно этот день сохранится в истории как памятное культурное достижение. Начало государственное уже приложило свою мощную руку, и тем самым открылись многие новые пути для всех подвижников Культуры….
Пусть Знамя развевается над очагами света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни.
Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнём сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!
Свет побеждает тьму!» [4]
Также об эволюционной роли Знамени Мира Е.И. Рерих писала своим американским сотрудникам 17 июня 1931 года: «Не может быть международного соглашения и взаимопонимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа! Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению , то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре! Так Знамя Мира несёт лучшее будущее».
«Конечно, боевое время требует и меры боевые, потому Знамя Мира будем проводить всеми способами. Ведь не знают малые величия действий! Потому на Знамени Мира основана победа Наша. Так пусть считают каждую неудачу видимую лишь заблуждением, ибо на Щите Ассургины начертано: «Победа»! [5]
Советский Союз Пакт Рериха не подписывал. Н.К.Рерих в письме американским сотрудникам 1.12.1945 года писал по этому поводу: «При беседах о Знамени Мира помните, что наш французский Комитет через полпредство в Париже писал о Пакте Верховному Совету СССР. Я сопроводил это представление письмом Председателю Верховного Совета Калинину. Отказа не было. Все такие подробности забываются, особенно в силу военного времени. На Вашингтонской конференции СССР не участвовал только потому, что СССР был признан Америкой лишь в последний день конференции. Всё это забывается, а потом люди могут клеветать о неучастии СССР в Пакте. Получил ли Молотов в своё время моё письмо, посланное через парижское полпредство? Шклявер передавал его. У Вас могут запрашивать, и потому не мешает освежать память» [6].
В 1954 году была принята Гаагская конвенция ООН, основой, которой, стал Пакт Рериха по защите памятников культуры и истории. Конвенцию подписали многие страны, Советский Союз подписал в 1968 году.
Литература:
- ЗНАМЯ МИРА. Знамя Мира. Сборник. М.: МЦР, 1995. Стр.71.
- там же, «Конференция в Брюгге. Письмо г-ну Тюльпинку. Стр. 67.
- там же, «Добрые вести». Стр. 145.
- там же, «Знамя». Стр. 142-144.
- РЕРИХ Е.И. ПИСЬМА том I, (1919-1933). МЦР, 2011г. 17 июня 1931 г. Стр 256.
- РЕРИХ Н.К. ПИСЬМА В АМЕРИКУ. (1923 –1947).– М., 1998г., стр. 145 Письмо Н.К. Рериха. 1.12.1945.
Дополнительные материалы:
ПАКТ РЕРИХА. Знак Триединости. СПб, 2005.
ПАКТ РЕРИХА. История и современность. Каталог выставки. МЦР, Москва, 2014.
ШАПОШНИКОВА Л.В. УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ, ХУДОЖНИК. МЦР, 2006.
РЕРИХ Н.К. ЛИСТЫ ДНЕВНИКА. Том первый, МЦР, 1999.
Перейти к другим разделам статьи:
1. О культуре.
- 1.1. Культура как синтез науки, религии и искусства.
- 1.2. Культура как явление вне времени, Культура как пример Вечных ценностей.
- 1.3. Культура как почитание Света.
- 1.4. Культура как Прошлое, Настоящее и Будущее в кольце Вечности.
2. Рождение идеи Пакта Рериха и Знамени Мира.
3. Актуальность Пакта Рериха и Знамени Мира.
4. Знак Знамени Мира в Мировой культуре.
5. История подписания Пакта Рериха и Знамени Мира.
6. О деятельности МЦР по реализации идеи Пакта Рериха.
7. Картины Рерихов о Культуре, картины о знаке Знамени Мира.
8. О Николае Константиновиче Рерихе — инициаторе подписания Пакта Рериха и Знамени Мира.
9. Примеры выдающихся объектов культурного наследия Сибирского федерального округа / России/ Мира.
10. Общественные движения в защиту культурного наследия.
11. Культура — Путь к лучшему Будущему. О ценности Культуры через призму ближайших задач космической эволюции.
12. Культура и Будущее (Культура как начало Пути духовного развития).
13. Становимся носителями Культуры.
- 13.1. Художественное творчество участников.
- 13.2. Поэтическое творчество участников.
- 13.3. Педагогическая работа.
14. Знаменосцы (поднимающие Знамя Мира).