Материал этого раздела — это анализ успешного опыта культурно-просветительских мероприятий, накопленного организациями — участницами I-II Съездов Рериховских организаций, а также общественными организациями России.
Проекты и идеи деятельности детей, описанные ниже, имеют целью приобщение к истинной культуре, а именно поэтапное практическое освоение идей Пакта Рериха и Знамени Мира.
Каждая из педагогических идей может быть использована для организации тематических мероприятий или масштабных проектов для соответствующей возрастной группы.
Список важных дат для организации мероприятий приведен в Календаре торжеств Культуры (перейти для планирования своего мероприятия). Среди важных дат Международный день Мира 21 сентября, Международный День Культуры и др.
…Если мы окружим наше молодое поколение, наших детей всем тем прекрасным, чем сами были окружены, это действительно не только повлияет на них, но будет ведущим началом во всей их жизни… Прекрасные образы так необходимы для зарождения красивых мыслей! Поэтому надо всем стремиться к тому, чтобы молодое поколение видело как можно больше всего красивого. Это поможет создать богатое красотой будущее…». С.Н.Рерих добавляет: «Всегда лучше путешествовать, бывать во всевозможных музеях, смотреть все, что вы можете увидеть, и накапливать внутреннее богатство«.
При реализации культурно-просветительских проектов мы помним, что перед нами «Дети нового сознания, которым предстоит создать на Земле Новую Эпоху, — мудрецы, великие ученые, выдающиеся философы, новые музыканты и новые художники, духовные учителя, подвижники, святые – словом, все те, кто в течение многих веков и тысячелетий готовил изменения, происходящие сейчас в пространстве космической эволюции». (Космический десант детей индиго. Л.В.Шапошникова).
Говоря словами Н.К.Рериха, здесь перечислены идеи по «сохранению объектов красоты и исторической ценности», по «защите культурного наследия планеты», по изучению и реализации идей «Пакта охраны памятников культуры и истории и их учреждений» (Н.К.Рерих. Новая эпоха).
науки, религии и искусстваКультура как пример
Вечных ценностейКультура как почитание
Света
Компоненты становления целостного рационально-интуитивного сердечного восприятия
Общественная работа
Проекты на общее благо
Было:
4-7 лет2. Доп.
4-7 лет3. Гос.
6-10 лет4. Доп.
6-14 лет5. Гос.
10-14 лет6. Доп.
14-17 лет7. Гос.
14-17 лет8. Взрослые
1. Муниципальные детские сады 4-7 лет
«Своя экологическая тропа» — дет.сад 4-7 лет.
Цель: знакомство с видами и особенностями роста деревьев; утверждение ценности и красоты природы, вовлекая членов семьи.
Пример: 2021. Красноярск. Воспитатель муниципального д/с В.А.Плешкова на территории вокруг детского садика организовала высадку аллейки, представляющей все известные сибирские породы хвойных деревьев — «Экологической тропы». Силами пап и детей старшей группы также было посажено и несколько саженцев лиственных деревьев. Дети видят пример родителей, делающих доброе дело, и много времени вспоминают, проходя по аллейке, как ее сажали вместе с папой. Дети вовлечены в круглогодичный цикл ухода за растениями. Возможные статьи расходов: выращивание или приобретение подрощенных саженцев деревьев, инструментов и средств для ухода за растениями. Подготовка к зимовке включает защиты от обильного снега, солнечных ожогов, промерзания почвы.
«Музей Н.К. Рериха в детском саду» — дет.сад 4-7 лет
Цель: сконцентрировать внимание детей на творчестве Н.К.Рериха через создание и пополнение мини-галереи.
Пример: 2022. Ростов-на-Дону, Д/с 251. В одном из коридоров детского сада создан мини-музей Н.К.Рериха. Его экспозиция рассказывает о Культуре, красоте и творчестве Н.К.Рериха. В мини-музей детей приводят подгруппами на общеэстетические развивающие занятия и беседы: 15 апреля — беседы о исторических культурных ценностях, об их сохранности, в другие дни — дети рисовали под музыку Вивальди «Времена года. Весна». Возможные статьи расходов: распечатка цветных репродукций, конструирование стендов для групп и для мини-музея, приобретение скоросшивателя для детских работ.
Возможное расширение: в детских образовательных учреждениях оформить уголок шедевров мировой живописи. Материалы развивающих занятий, посвященных искусству, могут накапливаться в группах, а затем переноситься в общий мини-музей. Регулярное обращение к уголку Прекрасного возможно на занятиях по ИЗО, под музыку, для музыкальных занятий.
«Виды искусств и творческих профессий» — дет.сад 4-7 лет
Цель: обобщение опыта детей от встреч с произведениями искусства, знание видов искусств и творческих.
Примеры:
- изучение архитектурных памятников своего района/города/села. Игровая деятельность с распечатанными фотографиями архитектурных шедевров, которые могут дети увидеть в их населенном пункте. После беседы фотографии стали материалом для дизайнерского оформления выставки в группе садика. 2022. Ростов-на-Дону, Д/с 251. На День Культуры: рассмотрели карточки с архитектурными памятниками своего города, на стенде из них создали мини-выставку. «Воспитание уважения к труду архитекторов, строителей, к национальному достоянию своей страны-является важной задачей дошкольного образования». Возможные статьи расходов: накопление и распечатка фотографий архитектурных памятников на обычной и плотной бумаге (карточек), конструирование стенда, приобретение скоросшивателя для детских работ.
- изучение звучания народных инструментов и приемов росписи традиционных русских музыкальных инструментов, с привлечением студентов педколледжа.
Потребность провести различные формы педагогической практики для выпускников очной и заочной форм обучения создает условия для сотрудничества. 2022. Ростов-на-Дону, Д/с 251. На День Культуры: Музыкальные занятия провели совместно со студентами Донского педагогического колледжа «Увлекательный мир музыкальных инструментов». Возможные статьи расходов: сбор или аренда народных музыкальных инструментов, распечатка цветных фотографий с примерами росписи, изготовление моделей музыкальных инструментов небольшие для эскизов росписи и в натуральную величину, приобретение скоросшивателя для детских работ.
Возможное расширение: архитектура и монументальное искусство — это первые произведения искусства, которые видит ребенок, проходя по городу. Если распечатать фотографии зданий парами на плотной бумаге, то можно организовать настольную игру «Мемори» (исходно все карточки перевернуты, задача найти пару). Здания — это крупные привлекательные объекты, о которых рассказывают ребенку родители, даже если семья не является ценителями других видов искусств. О видах и звучании музыкальных инструментов в современных семьях говорят реже.
При обучении в детском саду может быть обобщен этот опыт семейного эстетического воспитания. Наглядные пособия позволят напомнить и удержать внимание. На следующем этапе, с детьми старшей и подготовительной групп, может быть обобщен опыт приобщения к искусствам, приобретенный за годы обучения в детском саду.
«Краеведческий проект «Мой край»» — дет.сад 4-7 лет
Цель: знакомство и воссоздание традиционных элементов жизни своего края на прогулочных участках территории детского сада.
Пример: 2021-2022. Красноярск. Группы д/с оформили свои участки в стиле традиционного уклада Красноярского края: участок №1 с огородиком и традиционными видами овощей, участок №2 «подворье» с телегой, колодцем, участок №3 туристов на Красноярские Столбы. Воспитатель запросила материалы в музее-заповеднике «Красноярские Столбы». Созданы 2-метровые модели отдельных скал, установлены туристические палатки, на ограде распечатанный баннер с обзорным фото Красноярских столбов. Сотрудники музея передали книгу Е.А.Крутовской «Дикси». Возможные статьи расходов: пенополистерол и распечатанные фотографии каждой скалы для изготовления схожих моделей, расходы на печать баннера, овощи и сладости для туристического пикника в палатках.
2. Дополнительное образование и подготовка к школе 4-7 лет
Возможное расширение: к вечным ценностям, оберегаемым Знаменем Мира, также относятся такие положительные качества людей, как доброта, любознательность, честность и др. Провести встречи о положительных качествах можно в различных возрастных категориях. Задачей организаторов является обнаружить, как через искусство привлекается внимание к положительным качествам, как в окружающей природе и повседневной жизни проявляются положительные качества. Возможно, дети привлекут и опыт семейного этического воспитания. Для проведения в неспециализированных группах в основу сценария может быть положено стихотворение В.Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо». Для юношества задача этого проекта может звучать как осознание социальной и духовно-нравственной роли искусства.
«Качества духа» — дети 4-7 лет.
Цель: активное вовлечение всех детей группы эстетического воспитания дошкольников через деятельность к осмыслению этических норм и положительных качеств.
Примеры:
3. Муниципальная начальная школа 6-10 лет
«Рерих детям. Первое знакомство» — школа 6-10 лет
Цель: во время карантина знакомство детей всех классов школы с коллекцией полноразмерных полноцветных репродукций картин Н.К.Рериха в стенах школы.
Пример: 2022. Село Троицк, Заларинский Район, Иркутской области. Педагог создала выставку о творчестве Н.К.Рериха, провела беседу на День Культуры. Согласована с администрацией школы и проведена беседа в Международный День Культуры рядом с выставкой репродукций как первичное знакомство с идеей Пакта Рериха и Знамени Мира. Возможные статьи расходов: распечатка названия выставки, цветных репродукций, конструирование стендов.
Возможное расширение: без поддержки администрации один педагог школы создала выставку репродукций картин Н.К.Рериха как наглядный материал для проведения беседы в День Культуры. Во время карантина все экскурсии в музеи были под запретом. Экскурсия может быть организована и на территории школы — в уголок Красоты с репродукциями великих русских и зарубежных художников.
«Качества духа» — школа 6-10 лет
Цель: удержание внимания класса общеобразовательной школы на теме положительных качеств человека.
Примеры:
- Урок «Человек, будь человечней» Иркутская область: распечатаны качества духа крупным шрифтом, дети обсуждают нравственные ценности (терпимость, совесть, честность) на предметном уровне. Удерживать внимание на нематериальных культурных ценностях помогают наглядные осязаемые карточки. После предварительного тактильного знакомства, беседы, ребенку будет легче услышать в речи или распознать в жизни проработанное качество характера, обнаружить в жизни его антиподы. Возможные статьи расходов: накопление и распечатка качеств на обычной и плотной бумаге (карточек), приобретение скоросшивателя для детских работ.
- «Цветок качеств» сайта «Этика во мне». В Барнауле психолог Ольга Ивановна Безущенко активно выступала в школах и рассказывала о Пакте и «Цветке». На фото — старшеклассники во время беседы.
Возможные статьи расходов: приобретение «Цветка качеств», скоросшивателя для детских работ.
Возможное расширение: провести встречу о положительных качествах человека в полном классе поможет деятельностный подход. Удерживать внимание на нематериальных культурных ценностях помогают наглядные осязаемые карточки. В основу сценария может быть положено стихотворение В.Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо». Проект апробирован на классах начальной школы и старших классах.
«Детский школьный театр / костюмированные исторические реставрации» — школа 6-10 лет
Цель: создание среды для полнокультурной деятельности детей в соответствии со значением Символа Знамени Мира через организацию пришкольной театральной секции.
Примеры:
- 2018-2021. Харьковское областное объединение «Культурный центр им.Рериха» детский школьный театр. Работа с родителями детей, работа детского школьного театра. Доверительные беседы о качествах духа у камеры. Возможные статьи расходов: проект долговременный, требует постоянных вливаний, приобретения расходных материалов. Это возможно сделать за счет поддержки заинтересованных родителей. Для торжественного проведения премьеры спектакля расходные материалы могут быть компенсированы сбором на «входными билетами».
- С 2008 г. Новосибирск. «Росток». Костюмированная «Новогодняя елка» детей и родителей одного класса проходит как погружение в изучаемую историческую эпоху. Историческая реставрация атрибутов костюмов, украшение помещения в стиле эпохи. Точное и красивое воспроизведение элементов костюма. В программе поэтический конкурс «Буримэ», интеллектуальная викторина, хороводные исторические танцы. Рисование и крепление силуэтов для фотозоны (гость может добавить свое лицо в рисунок исторического костюма героя) — это художественная и плотническая деятельность совместно с родителями. Стол для чаепития сервируется строго в стиле времени. Эпохи, изучаемые в школе и значительно изменившие мир, — это Эллада, империя Александра Македонского, двор Ричарда Львиное Сердце, Константинополь — Второй Рим, эпоха Возрождения и двор Козимо Медичи, эпоха Просвещения и Великих географических открытий, научно-техническая революция в Европе и др. Возможные статьи расходов: аренда помещения, где можно украсить и провести праздник с чаепитием на 5-6 часов, профессиональная видео и фотосъемка, аренда проекционного оборудования для викторин и просмотра детьми изготовленных видеороликов об эпохе, грузоперевозка электропианино и других музыкальных инструментов для живой музыки до места проведения праздника, равные затраты на приготовление стилизованных блюд, изготовление и тиражирование фотоальбома о мероприятиях класса за предыдущий год.
- Пример изготовления реквизита к сценке — роспись музыкальных инструментов: «Колчеданская ДШИ» Свердловской области. 2022. 15 апреля о Пакте Рериха и Знамени Мира, роспись музыкальных инструментов — гармони и балалайки. Возможные статьи расходов: гуашь, картон, кисти, распечатанные цветные фотографии приемов традиционной русской росписи.
Возможное расширение: детский школьный театр как детская деятельность, а также важный инструмент для вовлечения родителей и учителей в культурное развитие детей. Работа детского театра объединяет целый спектр искусств — это и украшение сцены, и изготовление уменьшенных архитектурных моделей для декораций, изготовление точных и красивых моделей для реквизита, это среда для наработки качеств характера. При изготовлении реквизита и декораций возникнут вопросы, и школьникам понадобятся консультации учителей-предметников. Этот запрос создает мотивацию к обучению. Измеряемым результатом деятельности является итоговая постановка, социальное принятие спектакля. Важна организация работы театра: не на коммерческой основе, а как стабильно-работающий пришкольный театр с многолетней историей, с устоявшимся составом участников, накопленным реквизитом, отдельным своим помещением.
4. Дополнительное образование детей 6-14 лет (Музыкальные и художественные школы, ДШИ, кружки и развивающие секции)
«Торжественное открытие выставки о Пакте Рериха и Знамени Мира» — дети 6-14 лет. Возможное расширение: задачи церемонии открытия — 1) рассказать учащимся о красоте, как одной из важнейших граней культуры и ее роли в преображении человека, 2) показать космическую основу красоты, 3) рассказать о том, что хрупкость красоты нужно понимать, защищать и охранять не только в системе образования, но и всем неравнодушным людям. 4) Показать важнейшую и глобальную роль Пакта Рериха по защите ценностей Культуры. При организации выставки полезно учесть, что знакомство с культурным наследием через искусство великих живописцев, через детские рисунки и видео-музыкальный ряд оставляет наиболее глубокий след (судя по отзывам зрителей). Видеофильм об актуальности Пакта Рериха, «Пакт Рериха. Мир через культуру», снятый МЦР, успешно прошел апробацию на различных возрастных категориях, например, в Новосибирской области. Видеоматериалы по теме «Пакт Рериха». «Знамя Мира-защита Культуры». «Красный Крест Культуры». «Зов красоты». Эти короткие ролики можно взять с Ютуб-канала «Наследие Рерихов и Россия» Комитета защиты общественного музея имени Н.К.Рериха МЦР https://www.youtube.com/channel/UCLVc24VhVzx8TcNiF_EGIDA. «Программа для учеников ДШИ «Беседы под Знаменем Мира»» — дети 6-14 лет. Возможное расширение: освоение искусств делает восприятие человека более утонченным. Сеть муниципальных детских школ искусств в России создает возможность значительному количеству детей России приобщиться к красоте и ее созиданию. Тема красоты близка любому сердцу, особенно тема красоты родного края, культурного наследия своего района. На базе ДШИ созданы все условия для обучения через деятельность. Проведение бесед регулярно, как цикл встреч, позволяет накопить эффект, создать условия для самоподготовки, напитать красотой и устремить детей к изучению культурного наследия. Любая из встреч может быть приурочена к Международному Дню Культуры. Возможные статьи расходов: проезд к ДШИ, подготовка выставки из лучших оригиналов работ учащихся ДШИ, выставки репродукций и онлайн выставки всех работ, подготовка презентации/наглядного материала/раздаточного материала по Пакту Рериха и Знамени Мира над памятниками культуры, формирование походного чемоданчика расходных материалов для группового рисования. «Фестиваль детско-юношеского творчества «От сердца к сердцу»» — дети 6-14 лет Возможное расширение: деятельность детей может включать ситуации международного сотрудничества. Например, в СССР пионеры писали письма о дружбе иностранным школьникам, в школах иностранных языков создаются международные телемосты и партнерства, в школе общеэстетического развития может быть организована творческая встреча и обмен опытом с мастерами различных стран. В Воскресной Академии искусств имени Елены Ивановны Рерих в долине Куллу созданы условия для культурного обмена, и на протяжении многих лет обучения детям задается тема дружбы, дружелюбия к гостям, говорящим на иностранном языке. Гости прибывают с сувенирами, выполненными в своих народных традициях. Так естественным образом поднимается тема сохранения культурного наследия всех народов. Цель осознать, что ценности, общие для всех народов, составляют основу общечеловеческих вечных ценностей, основу мира. Выставки детских работ на тему дружбы народов с радостью принимают многие учреждения культуры, а детям становится понятным ценность культурного обмена, дружелюбия. Идею фестиваля «От сердца к сердцу» расширяют сегодняшние государственные культурные проекты, среди которых «Качества духа» — дети 6-14 лет. Возможное расширение: детский театр, театр кукол или студия анимации — это комплексная художественно-научная деятельность, включающая обсуждение этических вопросов сценария и этических вопросов совместной творческой деятельности. В Институте объединенных искусств г. Нью-Йорка под руководством Н.К.Рериха был учреждён театр наряду с другими творческими направлениями. Возможное расширение: по примеру Института объединенных искусств (Master Institute of United Arts, США), учрежденного Н.К.Рерихом, обучение проводится как по общекультурным, общеэстетическим направлениям, так и углубленно в направлении наук и искусств. Для современного мира очень важно предоставить возможность участия как для самых маленьких детей — с 1.5 лет, так и для готовящихся к школе и для школьников-подростков. Юноши и девушки могут принимать участие в деятельности школы как вожатые и организаторы досуга для детских коллективов. Возможные статьи расходов: аренда и оборудование помещений, подходящих по СанПиН для данной возрастной категории, получение образовательной лицензии для зарегистрированного образовательного учреждения (или оформление клубной деятельности), закупка расходных материалов, обучение и организация работы педагогического коллектива.
Цель: знакомство и приобщение сотрудников и учащихся ДШИ и их родителей к идеям Пакта Рериха и Знамени Мира.
Пример:
Цель: деятельностное знакомство учеников и педагогов ДШИ с мировым и местным культурным наследием для принятия идей Пакта Рериха и Знамени Мира.
Пример: 2022. Село Прокудское, Коченевский район, Новосибирская область. Проводятся тематические беседы цикла «Беседы о красоте», «Беседы о Пакте Рериха», «Пленэр-исследование объекта культурного наследия». Цель бесед — это изучение, выявление, сохранение, популяризация и защита культурного наследия. В данном селе уроки общеэстетического направления кадетского корпуса проходят в ДШИ, поэтому возникла возможность провести беседы о Красоте и с кадетами 1-4 класса (соответствуют начальным классам общеобразовательной школы).
В небольшом селе школы, учреждения дополнительного образования и частные кружки часто объединены в одном помещении, поэтому программа после адаптации может быть проведена и для общеобразовательных классов и других кружков. Может быть предложен договор о сотрудничестве краеведческому музею. Экскурсии в музей часто составляют программу летних пришкольных площадок (лагеря). Изучение и сохранение культурного наследия близко назначению краеведческих музеев, и пленэр может быть заменен на рисование экспонатов краеведческого музея.
Цель: привитие детям, принимающим участие в международной деятельности, идеи о ценности сотрудничества с человеком любой культуры.
Примеры:
Возможные статьи расходов: расходные художественные материалы, награды для победителей, материалы для оформления детских работ для выставки, транспортировка выставки, организация торжественной церемонии открытия.
Цель: изучить, ощутить и примерить на себя и сверстника положительные качества.
Примеры:
«Проект: детская школа объединенных искусств» — дети 6-14 лет. Этот проект также должен быть занесен в категорию «Взрослые».
Цель: реализация идеи Н.К.Рериха о создании школ/институтов/академий объединенных искусств по всему миру.
Примеры:
5. Муниципальная средняя школа 10 -14 лет
«Уроки труда в селах Венгеровского района Новосибирской области» — школа 10-14 лет «Международный День Культуры под девизом «Пылайте сердцами, творите любовью!» » — школа 10-14 лет Пусто
Цель: привитие навыка ручного труда, процессуальности труда.
Пример: 2022. Сёла Венгеровского района Новосибирской области. Восстановлены уроки труда: ручная шлифовка дерева. Для заинтересованных детей во внеурочное время в одном из сел доступен класс работы с деревообрабатывающими инструментами. Сверлильный станок и электролобзик дети используют при изготовлении украшений для наличников окон, декора для мебели. Возможные статьи расходов: оборудование помещения учебного класса по требованиям СанПИН и по требованиям электробезопасности, получение разрешений, приобретение исправных станков, наборов ручных инструментов, расходных материалов — просушенных досок из сосны, березы, изготовление верстаков.
Цель: предоставление возможности ученикам средних и старших классов принять участие в подготовке Международного Дня Культуры в активной форме через подготовку праздника для младших классов.
Пример: 15.04.2018. ГБОУ школа № 555 с углубленным изучением английского языка «Белогорье» г. Санкт-Петербурга. Учащиеся 11-х классов провели в пятых классах урок-мастерскую «Дорогою добра» на тему морали, ответственности за свои поступки и дела. Организовала старшеклассников классный руководитель. Совместный проект по помощи ветеранам придумали учащиеся 6 «В» и 8 «Б» классов «Сделаем мир краше»: ребята мастерили своими руками открытки для ветеранов ко Дню Победы, вручили на праздничном концерте для ветеранов ВОВ. Творческие мастерские проведены 8-классниками в начальных классах, – ребята смотрели мультфильмы о добре, изготовили цветок с добрыми делами и сделали коллаж на общую тему Дня Культуры «Пылайте сердцами, творите любовью!». 10-классники подготовили самое масштабное мероприятие для 6-х и всей параллели 7-х классов о волонтерстве, добровольчестве и милосердии. Старшеклассники поделились своим опытом из своей практики Российского движения школьников (РДШ). 7-классникам предложили написать совместный проект милосердия для людей пожилого возраста, для приютов с животными, для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В спортивном зале учащиеся 10 «Б» класса подготовили и провели спортивный праздник – соревнования и эстафеты для 6 классов. В 11 «А» классе происходило совместное с 6 «А» классом мероприятие под названием «Письма о Добре», в основу которого легли письма Д.С. Лихачёва «О Добром». Подробнее здесь.
Выражаем свое восхищение администрации и пед.коллективу 555 школы Санкт-Петербурга.
6. Волонтерские объединения, вожатская подготовка, дополнительное образование 14-17 лет
Возможное расширение: современные дети воспринимают информацию из фильмов и мультфильмов. Хочется верить, что останутся в прошлом бесплатные показы бессмысленных, жестоких или развращающих мультиков. Сотрудники Домов культуры заинтересованы в пополнении коллекции полезных, глубоких по смыслу, развивающих фильмов, в том числе фильмов о Пакте Рериха, об искусстве. Поднимать тему о Прекрасном на 1 июня рекомендовал С.Н.Рерих (Интервью со С.Н.Рерихом в день защиты детей 1 июня.). Также открытые интересные детям тематические мероприятия могут быть организованы на базе библиотек, но требуется освещение будущего мероприятия по каналам связи жителей района, по соцсетям жилых домов, по подъездам. Возможные статьи расходов: возможно, оплата за прокат фильма. Приглашаем читателей дополнить список художественных и научно-просветительских роликов, мультфильмов и фильмов для детей, раскрывающих суть Пакта Рериха и Знамени Мира (перейти к форме обратной связи):
«Кинопоказ — детям о серьезном» — дети 14-17 лет.
Цель: предоставить возможность широким слоям населения, в том числе детям, посетить бесплатно развлекательно-просветительскую кинопрограмму в ДК, школах, музеях, библиотеках, ДШИ на тему культуры.
Примеры:
«Качества духа — самосовершенствование» — дети 14-17 лет. Возможное расширение: к вечным ценностям, оберегаемым Знаменем Мира, относятся положительные качества людей — доброта, любознательность, честность и др. Ритмичная многолетняя деятельность с группой подростков по вопросам этики, по самовоспитанию, по наблюдению за измеряемыми критериями прогресса позволяет воспитать надежного ответственного молодого человека, способного взять ответственность за младшие отряды во время летнего лагеря. Вариаций задачи этого проекта для старших подростков ДШИ может быть и осознание социальной и духовно-нравственной роли искусства. «Игровая программа для детей «Страна моей мечты»/»Город будущего» — дети 14-17 лет. Возможное расширение: поддержка мотивации учеников в игровой форме возможна, например, при изучении иностранных языков, изучения мировой экономики, мировой художественной культуры, по предмету «Право». Ролевая игра может быть итогом годового системного изучения культуры данной страны (или данной эпохи), она помогает соединять отдельные предметы и темы школьной программы в единое. В отдельных случаях можно упомянуть о книге «Напутствие Вождю». «Любителям и знатокам компьютеров и соцсетей — создание сайта-карты» — дети 14-17 лет «Вести Ютуб-канал» — дети 14-17 лет. Другие видео-каналы по Пакту Рериха:
«Волонтерские субботники у объектов культурного наследия» — дети 14-17 лет.
Цель: организовать и принять участие в волонтерском субботнике по сохранению, консервации или реставрации ОКН силами общественности.
Пример: 18.10.2021 Студенты привели в порядок территорию рядом с кампусом ПсковГУ, г.Псков.
Возможное расширение: привнести свою лепту в дело сохранение объекта культурного наследия, приумножить/спасти его красоту, помочь донести до потомков озарение, любовь и мастерство, заложенные автором при его создании — это благородное дело. Еще Н.К.Рерих подчеркивал роль общественности в этом деле. Ничто не может сохранить и оберечь памятник так, как народное почитание. Молодежь имела возможность провести субботник, и тем помочь общему делу сохранения ОКН. Возможные статьи расходов: прочные мешки для мусора, перчатки, аренда самосвала, ведер, носилок, лопат и грабель для вывоза строительного мусора.
Цель: формирование понимания, как происходит воспитание положительных качеств в себе.
Примеры:
Цель: выявление общечеловеческих ценностей.
Примеры:
Цель: предоставление старшеклассникам и студентам проектной исследовательской работы в направлении краеведения, истории, культурологии. Применение ГИС-технологий.
Пример: 2019. Новосибирск. НГУ. Историко-просветительский студенческий проект с использованием ГИС-технологий Новосибирского государственного университета о Пакте Рериха и поездке по старинным городам молодой семьи Рерихов. Перейти к карте путешествия Рериха ( >> ). Странички о Пакте Рериха, разработанные студентами: https://sibro.ru/pax/.
Возможное расширение: особенности размещения изучаемых недвижимых объектов культурного наследия удобно визуализировать на карте. Гео-информационные технологии позволяют каждому описанному объекту сопоставить географические координаты (долготу и широты), а затем в удобном формате визуализировать их сразу все. Для этой цели подходят бесплатные сервисы Гугл под названием «Мои карты» и Яндекс Конструктор карт. В отдельных случаях дополнительно также необходимо отразить последовательность и временную «привязку» обнаружения объектов . Материалы об экспедициях и путешествиях могут быть представлены в https://storymap.knightlab.com/. Возможные статьи расходов: приобретение лицензий на использование коммерческого программного обеспечения.
Цель: ведение Youtube канала о проводимой культурно-просветительской деятельности по Пакту Рериха и Знамени Мира.
Пример: Харьковский Культурный Центр им. Н.К. Рериха. Youtube канал Харьковский Культурный Центр им. Н.К. Рериха . Виртуальная экскурсия, рассказ о выдающихся культурных деятелях Харькова, лекции, подготовленные председателем Харьковского Культурного Центра имени Н.К. Рериха, писателем, публицистом, членом Всеукраинского творческого союза «Конгресс Литераторов Украины» Т.Л. Надточий. Лекция о первой возможности передачи Наследия семьи Рерихов в Россию, о становлении востоковедения в науке советского Союза, о Юрие и Святославе Рерихах — первых хранителях наследия семьи Рерихов в России. В ролике «Мир через Культуру. Опыт сотрудничества» рассказано о совместных проектах общественных и государственных культурных организаций Харькова. В видеозаписях отражена работа с детьми и, что ОЧЕНЬ важно, с подростками.
Возможное расширение: видеозаписи в помещениях на фоне стендов выставки о Пакте Рериха, посвященные различным ярким событиям культуры и охранения культурного наследия. Зритель может подписаться на канал, отмечать понравившиеся видео-лекции и ролики. Виртуальные экскурсии сопровождаются классической музыкой (подложка в видео).
7. Муниципальная школа, юношество 14-17 лет
«Акция #АЛЛЕЯ ЗНАМЕНИ МИРА» — школа 14-17 лет Возможное расширение: закладка новых аллей, улиц, скверов, посвященных Знамени Мира, высадка деревьев с целью утверждения мира на планете, заботы о культурном наследии, борьбы с изменением климата. «Прожить идею Знака Знамени Мира — флешмоб» — школа 14-17 лет. «Каталогизация объектов культурного наследия» — школа 14-17 лет. Возможное расширение: проект рассчитан на широкий охват детей средних и старших классов (дети 4-5 кл., 6-8 кл., 9-11 классов) в глубинке и крупных городах в среднеобразовательных и специализированных школах. При поддержке в различные годы Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга, Академии постдипломного педагогического образования, а сегодня Ассоциации школьных библиотекарей Русского мира, Информационно-библиотечного центра Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и Международного Центра Рерихов, ежегодное проведение 15 апреля Дня Культуры находит признание и широкую поддержку среди школьных педагогов и общественности далеко за пределами Санкт-Петербурга. Все большее количество педагогов откликается на эту форму сотрудничества и все ярче выявляется их творческий потенциал. Цели организаторов проекта следующие: 1) Объединение социально активных и ответственных, творческих, позитивно-созидательных сил общества и представителей системы образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. 2) Способствовать утверждению в сознании молодежи активной жизненной позиции, оптимизма в преобразовании окружающего мира на основе высоконравственных духовных принципов. «Любителям и знатокам компьютеров и соцсетей» — школа 14-17 лет Возможное расширение: волонтерская помощь молодых людей необходима работникам образования, общественным деятелям, занимающимся культурно-просветительской работой в детьми. Замысел рисунков происходит в детской среде, но необходима техническая помощь старших, например, для оформления онлайн-сопровождения выставок, для публикации репродукций. Молодые люди, имеющие богатый опыт в использовании социальных сетей, могут взять на себя и этап продвижения web-галереи в сети Интернет. В помещении, где рисуют дети, иногда можно услышать классическую музыку. Большинство молодых людей имеют возможность оперативно разыскать и поставить на проигрывание необходимую музыку. Галерею могут вести учащиеся. «Эффективная подготовка к поступлению в языковой вуз» — школа 14-17 лет
«Беседа о культуре со старшеклассниками» — школа 14-17 лет.
Цель: обобщение своего опыта старшеклассников в размышлениях о культуре, о свободе, о духовности и самосовершенствовании, и обмен мнениями.
Пример: 17.12.2019. Тверь, школа №42. Во время выставки «Красота есть гимн Беспредельности» состоялась встреча со старшеклассниками. Прошла беседа о культуре, о свободе, о духовности и самосовершенствовании.
Цель: Закладка аллеи Знамени Мира.
Пример:
Цель: осознать, какие из путей познания мира уже находятся в личном опыте.
Пример: 2022. Школа №9. Усть-Кут. Иркутская область. О Н.К.Рерихе, его живописи, о Знамени Мира. Дети составили Знак Знамени Мира своими телами — три группы детей в вершинах равностороннего треугольника и круг-хоровод вокруг. Рисовали пейзажи, применяли принцип теплохолодности.
Возможное расширение: провести научно-художественную встречу по изобразительным методам. Рассказать об изобразительных приемах, применяемых Николаем Константиновичем (графика, живопись различными студийными и походными материалами), продолжить линию до «живых панно» из карточек разного цвета, которые держат специально подготовленные люди в нужных местах, а также до масштабного флешмоба людей в костюмах разного цвета, как болельщики на трибунах стадионов, или рисунка танца балетной сцены или народных танцев. Для закрепления смысла Знака Знамени Мира дети могут собраться по группам интересов и успехов в группы «Наука», «Искусство» и «Вечные ценности», составить живой Знак Знамени Мира.
«Пакт Рериха. История и современность» проводит «Молодежный форум» для старшеклассников в Красноярском крае — школа 14-17 лет.
Цель: первичное знакомство старшеклассников с культуроохранным международным правом, историей и сутью Пакта Рериха и Знамени Мира, знакомство с творчеством Н.К.Рериха.
Пример: 21.06.2016. Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Красноярском крае. В городе Красноярске и в поселках Кедровый, Емельяново проходили мероприятия для молодёжной аудитории, «Молодежный форум» для студентов вузов, курсантов Кадетского училища и учащихся старших классов. По словам его участников, фотодокументы и репродукции, представленные на выставке, совершенно по-новому – интересно и значительно – открыли для них Мир Культуры.
Цель: выявление, изучение, сохранение, популяризация объектов культурного наследия своего района через создание многофункциональных галерей и через ГИС-технологии.
Пример: совместно с ВООПИиК проводится областной фотоконкурс «Культурное наследие. Новый взгляд — 2022» с авторской оценкой состояния культурного наследия. В проекте «Наследие Новосибирской области. Сибнаследие.РФ» представлены следующие формы: табличная форма с данными о постановке на учет, форма «Фотопутешествия», форма фрагментов научного исследования, фотохудожественная и живописная формы, туристическая GIS — форма (нанесено на карту местности).
Возможное расширение: знать, что сохраняли люди в течение веков, предпринимать путешествия по историческим местам, вести учет объектов культуры, заново переоценивать красоту и значимость народного достояния — это советы Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов.
«Фестиваль детской творческой мысли «День Культуры 15 апреля в школах»» — школа 14-17 лет.
Цель: приобретение детьми опыта исследования и размышления на темы Культуры, гуманизма, вечных ценностей, единства всего человеческого, зафиксированного в форме эссе.
Примеры, подобные проекты:
Цель: принять участие в создании и наполнении web-галереи для публикации результатов проектов, выставок рисунков и фотографий в качестве волонтера.
Примеры:
Цель: в короткие сроки выучить английский язык, приобрести навык самообучения.
Пример: 1965-1967. Город Венев Тульской области. Б.Н.Абрамов обучил английскому языку 9-тиклассницу Татьяну Бургасову. Из воспоминаний Татьяны: «…в укор нашим учителям (я потом и сама стала учителем), они не готовятся к занятиям так, как готовился он. Я была одна. Спрос был какой? Что родители могли спросить? Он знал – он меня научит. Он готовился, каждый раз писал план занятий,.. мелким почерком было написано, что следующее, подпунктами». «Он заставлял меня много работать со словарем. На скорость мы с ним отрабатывали поиски слова, знание алфавита должно было быть. Засекал время, и я должна была быстро найти слово. Он говорил, что это очень понадобится. И действительно, в дальнейшем это оказалось очень полезным… Переводы прямые, обратные с языка, упражнения. Он понял, что базы-то нет в моих знаниях, и попутно немножко мы коснулись латинского языка. Оказалось, что это очень полезно для занятия языком».
Отзыв ученицы об эффективности подготовки: «…2 года занимались. Потом я поступила, причем поступила без напряжения. Я сдавала экзамен преподавательнице, такой требовательной женщине, она была какая-то, я бы сказала, капризная, придирчивая».
Возможное расширение: по методике, подсказкам и заданиям Б.Н.Абрамова самостоятельно выучить язык/предмет.
8. Примеры общественного сотрудничества
При любой форме сотрудничества с администрациями возникает задача совместного построения будущего: «Предпослать мысль действию». Возможное расширение: соединить Всемирный день Земли, планетарный праздник День солнечного равноденствия, День Учителя. Может быть запланирована беседа о единстве всех людей, «всего, чем жив дух человеческий». Продолжение беседы может быть в Международный День Культуры 15 апреля. Дополнительно, может быть организовано торжество в День Мира. По версии ООН это 21 сентября. Для организации масштабных мероприятий необходимо провести планомерную работу по налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с сотрудниками администрации, выяснить и учесть ограничения, регламент. «Международный фестиваль День Культуры под Знаменем Мира» — взрослые. «Запрос государственного образовательного учреждения к общественной организации на организацию выставки полноразмерных репродукций картин Н.К.Рериха» — взрослые. Возможное расширение: использование красивых иллюстрированных отчетов/буклетов, представляющих организацию. При поддержке администрации школы имеют возможность проводить мероприятия более масштабно, например, организовать еще и концерт для жителей района. «Некоммерческие выставки и концерты» — взрослые. Возможное расширение: выставки репродукций картин русских художников в средних общеобразовательных учреждениях, в детских больницах, детских домах, на площадках летних лагерей. Выставки могут быть как репродукций, так и мультимедиа-презентацией шедевров мировой живописи, музыки, научных достижений. В открытии торжественного мероприятия могут принять участие и ответственные сотрудники администраций. «Неделя Культуры» — взрослые Возможное расширение: сотрудничество с краеведческими музеями, библиотеками, историками и реставраторами, людьми искусства и учеными. «После отмены стандартов Болонского процесса? Системная коррекция недочетов системы образования при формировании личности» — взрослые С 2012 по странам мира проводится Международный культурно-просветительский выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность«. Выставка «Пакт Рериха. История и современность» впервые проведена в 2012 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже под патронатом ЮНЕСКО, Министерства культуры РФ (министр культуры А.А. Авдеев), а также при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федераци и Международным Центром Рерихов. Он был приурочен к 80‑летнему юбилею Пакта. Цели проекта: напомнить о выдающейся антивоенной общественной инициативе великого русского художника, ученого и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, связанной с подписанием первого международного договора об охране мирового культурного наследия во время войн и в мирное время (Пакт Рериха), заложившего основы международной правовой системы охраны культурного наследия человечества; и способствовать консолидации усилий международной общественности в защиту культуры и мира на основе главной антивоенной идеи Пакта Рериха – «Мир через Культуру». Выставки состоялись в 20 странах мира. В Новосибирской области организаторами проводится согласование плана проведения передвижной выставки, ее целей с администрациями и департаментами, вовлечение отделов культуры в проведение открытия, организации логистической помощи, организации экскурсий. Ожидаемый результат — широкое первичное знакомство администраций, жителей и учащихся региона/области с идеями Пакта Рериха и Знамени Мира, а в целом привлечение внимания к проблемам сохранения культурного наследия своего района. В некоторых регионах России удается и вовлечение краеведческих музеев и ДШИ к проведению экскурсий. «Благоустройство своего района» — взрослые. Центрально-Азиатская экспедиция под руководством проф. Н.К.Рериха. 20-е годы XX столетия. Центрально-Азиатская экспедиция прошла по уникальному маршруту: Сикким, Индия, Китай, Сибирь, Алтай, Монголия, Тибет, Сикким. Рерихов интересовала прежде всего культура народов, то непреходящее, что объединяет разные страны и народы в их движении от прошлого к настоящему и в будущее. Памятники культуры выступают символами единства духовного и материального. Н.К. Рерихом было написано огромное количество художественных полотен, дополнивших ее научные результаты. Это яркое международное событие привлекло внимание правительств многих стран. На маршруте экспедиции, на территориях России и Индии заложены идеи для будущего развития, значительные начинания, следующие из богатого исторического прошлого («Великое будущее предназначено этому замечательному сосредоточию»). Научное значение экспедиции трудно переоценить. Следуя через г. Барнаул в 1926 году Н.К.Рерих выступил с лекцией-беседой перед художниками города об искусстве в старинном здании, где устраивались выставки картин, была изостудия, собирались художники. Возможное расширение: С.Н.Рерих и Н.К.Рерих в своих трудах (например, С.Н.Рерих «Как я стал художником») приветствуют всевозможные путешествия с малых лет. В наши дни необходима поддержка корпоративного и семейного туризма, организация школьных экскурсий и экспедиций, подготовка исследовательских культурно-краеведческих маршрутов для изучения и популяризации культурного наследия края. Организация выставочных площадок для представления результатов на сайтах администраций и министерства культуры. «Защита Культуры» — взрослые. Возможное расширение: в юбилейные годы открываются всевозможные дополнительные формы сотрудничества, не только по благоустройству территорий. Актуальны на сегодня «Археолог в годы рождения науки археологии — это есть сегодняшний краевед» — взрослые «Читаем Николая Рериха» — дети, взрослые. «Изучение и передача духовной сути Пакта Рериха и Знамени Мира и практических аспектов» — взрослые «Разработка методического обеспечения Международного Дня Культуры» — взрослые Возможное расширение: разработка методических материалов и материалов для организации и проведения Международного Дня Культуры. Апробация и совершенствование методик. В Празднование Дня Культуры вовлекается все большее количество образовательных организаций различных федеральных округов России и различных стран. «Возможность детям учиться по Рериху» — взрослые 25.05.2011. В Индии вышел из печати школьный учебник, содержащий главу, рассказывающую о жизни и творчестве Николая Рериха. Раздел о русском мыслителе занимает почти полтора десятка страниц. Это пособие включено в обязательную программу обучения учащихся 11 класса общеобразовательных государственных школ северного штата Химачал-Прадеш, Индия. Возможное расширение: для российских школ учебники могут содержать главы о культуре, культурном наследии, о концепции культуры Николая Константиновича Рериха с иллюстрациями и цитатами из очерков художника. Россия — страна высокой культуры. «Усиление практической направленности МВП «Пакт Рериха. История и современность через сотрудничество с градоохранительными организациями» — взрослые. Возможное расширение: экспозиция выставки без слов убеждает зрителей и полноразмерными репродукциями картин Н.К.Рериха, и качественными информационными материалами. При проведении торжественного открытия Выставки можно предусмотреть и участие градозащитных организаций, защитников культуры. Другие общественные организации, сотрудничество с которыми может быть инициировано: общественное движение в защиту культурного наследия. «Общественный музей» — взрослые Возможное расширение: Н.К.Рерих приветствует общественные формы культуры. Только общественность и сформированное общественное мнение может сохранять памятники культурного наследия. Возможное расширение: привлечение внимания общественности к проблеме — написание писем, статей, запись роликов для соцсетей, формирование общественного мнения и общественного движения для решения проблемной ситуации. На грани разрушения находятся памятники Культуры, жизненные уклады, способствующие успешному творческому труду и мирной жизни, шедевры творчества. Перейти в раздел «4 . Дополнительное образование. Дети 6-14 лет. Знамя Мира» к описанию проекта:
«Всемирный день Земли 21 марта» — взрослые.
Цель: организовать Всемирный день Земли 21 марта, акцию «Колокол Мира» совместно с государственными общеобразовательными и культурными учреждениями.
Примеры:
Цель: согласовать работу многих образовательных и культурных учреждений для одновременного проведения Международного Дня Культуры под Знаменем Мира; координировать проводимые мероприятия.
Пример: Ежегодно. Иркутск. Празднование Дня Культуры под Знаменем Мира проводится одновременно во многих учреждениях силами воспитателей, учителей, сотрудников библиотек. Директора школ сами запрашивают выставки для проведения на их территории.
Возможное расширение: Международный День Культуры по замыслу Н.К.Рериха, изложенному в очерках (например, «Новая эпоха»), должен стать Всемирным.
Цель: подготовка представлений своих организаций и планирующихся проектов, оповещение о деятельности своей рериховской организации местных культурных учреждений.
Примеры:
Цель: организовать некоммерческие выставки или концерты в социально-значимых учреждениях.
Примеры:
Цель: Ежегодное мероприятие «Неделя культуры» в Кузбассе.
Примеры:
Цель: собирать и публиковать успешные методики по педагогике — «факты здорового духа»
Пример: Международным Центром Рерихов собран каталог изданий о гуманной педагогике различных авторов, проведены конференции «Дети Нового сознания».
Возможное расширение: создавать «каталоги истинных шедевров и творений человеческого гения» и других учебных пособий для учителей. Главным недочетом при развитии отдельных компетенций было отсутствие внимания к ребенку как к целостному человеку, Человеку Высокой Культуры, Носителю Нового сознания.
«Идеи Пакта Рериха и Знамени Мира каждому» — взрослые
Цель: организовать многолетнюю передвижную выставку о Пакте Рериха и Знамени Мира в своем Федеральном округе для реализации мощного объединяющего потенциала Знамени Мира в России и за рубежом.
Примеры:
Цель: принять участие в государственных или муниципальных проектах по благоустройству с целью популяризации культурного наследия, повышения уровня культуры и привития любви к своему краю в обществе.
Некоторым рериховским и общественным организациям удалось встроиться в краеведческие и общекультурные мероприятия, проводимые муниципальными администрациями, узнав о планах, а также удалось предложить организаторам идеи по повышению эффективности таких мероприятий.
Примеры:
«Исследовательские экспедиции для изучения культурного наследия своего края» — взрослые.
Цель: привлечь внимание общественности к поиску, исследованиям и популяризации объектов культурного наследия своим примером.
Примеры:
Цель: сохранить культуру и культурное наследие.
Цель: поиск, изучение, сохранение и популяризация культурно-археологического наследия на государственном уровне и уровне общественных организаций.
Пример: 1859-1917. Деятельность Императорской Археологической Комиссии и Н.К.Рериха в ее составе. Материалы выставки к 150-летию со дня учреждения этой комиссии представлены на этом сайте. Археология понималась широко: как обнаружение материалов и описание прошедших времен, включая краеведческую информацию ближайшего прошлого. Н.К.Рерих представлял идеи о необходимости сохранения памятников старины в мирное и военное время перед Императором Николаем Вторым и военным руководством Империи.
Цель: глубокое осмысление очерков Н.К.Рериха о Культуре путем подготовки к съемкам и съемок чтения очерков Н.К.Рериха на видео.
Пример: Марафон «Читаем статьи Николая Рериха о Культуре».
Цель: выявление этапов практического освоения идей Пакта Рериха и Знамени Мира, и применение идей в жизни.
Примеры:
Наций по вопросам образования, науки и культуры, 2003.
Штробль Л. Охрана культурного достояния и международное право // Культура и время. № 2 (36). 2010: Общественно-научный и художественный журнал.
Цель: разработка методических материалов общественными и муниципальными учреждениями по практическому применению Концепции Культуры Н.К.Рериха.
Примеры:
Цель: включение в учебники материалов о жизни и творчестве Н.К.Рериха.
Примеры:
Цель: сотрудничество с общественными градоохранительными организациями (ВООПИиК, ИКОМОС и др.) в рамках МВП «Пакт Рериха. История и современность» трансформирует проект из информационного в деятельностный.
Примеры:
Цель: согласование, подготовка и создание общественного музея для очных выставок и лекториев.
Примеры:
«Развитие практики применения международного культуросохраняющего права» — взрослые
Цель: Сохранение культурного достояния планеты. Проведение международных, общероссийских и региональных SOS-акций для спасения ОКН.
Примеры:
«Проект: детская школа объединенных искусств» — дети 6-14 лет. Этот проект также должен быть занесен в категорию «Взрослые».
Цель: реализация идеи Н.К.Рериха о создании школ/институтов/академий объединенных искусств по всему миру.
Запрос коллегам Вятской области через ОГ съезда:
1. Вятская область, команда МВП «Пакт Рериха. История и современность». Совместно с государственным университетом были разработаны программы «Уроков мира» и «Уроков культуры». Просим поделиться программами, о которых поминается в видео: 2:16:40 — 2:18:14. https://youtu.be/waQem27Opa4?t=8294