МВП «Пакт Рериха. История и современность»
Раздел «Культурное наследие Новосибирской области»
Полная экскурсия
Наш раздел «Культурное наследие Новосибирской области» несет четкую воспитательную и просветительскую направленность. Его экспонаты показывают, какие культурные ценности призывает охранять и защищать Пакт Рериха, в чем состоит духовное богатство человечества.
В преамбуле проекта Пакта было написано:
1) О «Священном долге» договаривающихся сторон «содействовать моральному благосостоянию своих Наций и успеху Искусств и Наук общественного изучения Человечества».
2) «Учреждения, предназначенные образованию Юношества Искусствам и Наукам, составляют общественное сокровище всех Наций Мира».
Культура есть духовное содержание творческой деятельности человека. Цивилизация (обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах) есть материя этой деятельности. Культура – это духотворчество, цивилизация – рукотворчество.
Культурное достояние человечества
это исторические памятники, музеи и их наполнение;
это художественные и музыкальные произведения;
это учреждения науки и культуры;
это духовные традиции народа;
это творцы культурных и научных ценностей;
это накопленное веками педагогическое наследие;
это персонал учреждений культуры.
И об этих достижениях человеческого духа мы рассказываем на своей выставке.
Фотография «Бессмертный полк в Новосибирске» сопровождается стихотворением сибирского поэта Ивана Краснова, и в нем строчки – «из ста ушедших на войну всего лишь трое возвращались». Это пример священной духовной традиции русского народа. И молодые люди понимают, что, оплаченное такой ценой, нужно свято помнить и хранить.
Сузунский район, Черепановский район, Тогучинский район, Мошковский район, Болотнинский район, Коченевский район, Каргатский район, Здвинский район, Краснозёрский район.
Стенд, посвященный подвижникам духа, которые на протяжении десятков веков способствовали развитию человечества.
Способы и методы воспитания человека, накопленные в классическом педагогическом наследии, являются важнейшим культурным достоянием. Воспитание молодого поколения,
раскрытие его творческого потенциала невозможно без кропотливой работы наставников – носителей опыта и знаний, готовых и умеющих его передать. Н.К.Рерих приводил слова Г.Уэллса: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей и способностей того поколения взрослых, с которым он имеет дело. Но учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле – может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».
Стенд «Школы А.Д.Крячкова в Новониколаевске»
Андрей Дмитриевич Крячков – «архитектор всея Сибири». В 1893 году царь подписал указ о строительстве моста через Обь. Поселение, а потом и город развивались столь огромными темпами, что уже в 1908 году около 1160 детей школьного возраста (около 35%) не могли посещать школу из-за нехватки помещений. Газета «Сибирская жизнь» в 1906 году писала: «Впереди отчаянная школьная голодовка».
Пожар в 1909 году уничтожил треть деревянного Новониколаевска. Правительство выделило «на восстановление» ссуду 580 тыс. руб. Городская управа решила направить эти
деньги на проектирование и строительство 12 школ, училища и городского торгового корпуса. Во главе с А.Д. Крячковым за 1910-1912 г.г. было спроектировано и построено 12 каменных двухэтажных школ, училище и торговый корпус — с канализацией и водопроводом. Первым в стране город разработал и осуществил программу строительства начальных школ за счет средств городского бюджета.
В 1912 году в городе введено всеобщее начальное образование – в одном из первых городов Российской империи.
Стенды, посвященные новосибирским ученым и их открытиям:
— Владимиру Елиферьевичу Накарякову, на протяжении многих лет бывшему директором Института теплофизики Сибирского отделения РАН;
— Михаилу Алексеевичу Лаврентьеву, директору Института гидродинамики СО РАН, основателю Новосибирского Академгородка;
— Василию Леонтьевичу Кузнецову – крупному ученому-практику, доктору геолого-минералогических наук;
— Борису Степановичу Елепову, в течение 36 лет возглавлявшему Государственную публичную научно-техническую библиотеку (ГПНТБ) СО РАН – одну из крупнейших библиотек мира, собравшую «несметные богатства на малом пространстве».
Б.С.Елепов, руководитель библиотеки ГПНТБ
Стенды: «Редкие книги в ГПНТБ СО РАН» и «Редкие книги в Новосибирской государственной областной научной библиотеке»
Великий подвижник духа Михаил Васильевич Ломоносов говорил: «Блаженство рода человеческого коль много от слова зависит, всяк довольно усмотреть может. Собраться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие дела производить как бы возможно было, если бы они способа не имели сообщить свои мысли друг другу?»
А наш поэт Б.А.Слуцкий сказал:
«Пока библиотечный институт
работает,
на полки книги ставят,
нас никакие бомбы не сметут,
нас никакие орды не раздавят».
Новосибирская государственная областная научная библиотека (НГОНБ):
Новосибирская государственная областная научная библиотека основана в 1929 году как Западносибирская краевая научная библиотека. В настоящее время является ведущей универсальной библиотекой Новосибирской области со статусом центральной государственной библиотеки субъекта федерации.
Стенды, посвященные коллекциям Новосибирского государственного художественного музея и Новосибирского государственного краеведческого музея
Стенды, представляющие восстановление Храма Святой Живоначальной Троицы в Колывани
Стенды об организациях, осуществляющих сохранение культурного наследия НСО (НПЦ и ВООПИиК)
Перейти к странице НПЦ и ВООПИиК.
Планшет «В мире чудесных разрядов. Эффект Кирлиан»
Врач психиатр-психотерапевт С.Л.Лопатин рассказывает, что все сущее во Вселенной имеет электро-магнитное излучение, и на фотографиях, сделанных на созданном им приборе,
показывает эти излучения – излучения цветов, излучения пальцев человека. Излучения человека — его аура -зависят от духовного, душевного и физического состояния человека, а также от внешних условий.
Планшет с фотографиями кристаллов замороженной воды по работам японского ученого М.Эмото
Фотографии отражают воздействие мысли-энергии человека на структуру воды. Красивые добрые мысли сохраняют структуру – форму изящной 6-угольной снежинки; плохие мысли
разрушают структуру воды – снежинка превращается в бесформенную массу. Организм человека состоит на 70% из воды, и вода задействована в организме в миллионах химических реакций в секунду. И когда частички воды теряют свою структуру, нарушаются жизненно важные обменные процессы в организме, что ведет к возникновению болезней.
И таким образом человек своими мыслями, чувствами, действиями, т.е. своей психической энергией, влияет на здоровье окружающих людей, родных, детей, на окружающее пространство.
Все предметы духовного творчества человека несут на себе энергии творца – его надежды, его мечты, его устремления в будущее. Они составляют положительную энергетику планеты.
В.И.Вернадский называл эту энергию энергией человеческой культуры, создающей ноосферу планеты Земля.
Н.К.Рерих говорил: «Без прошлого нет будущего. Разрушая прошлое, его культурные и исторические памятники, уничтожая их энергетику, мы уничтожаем свое будущее».
Человек становится человеком, находясь в пространстве культуры, постигая культурное наследие и приобщаясь к нему
Всякое небрежение к культуре уже непростительно и недопустимо во всевозможных обстоятельствах. Если человек любит культуру и, естественно, свою родную культуру, то он отнесется со всевозможною бережностью к носителям этой культуры.