16 января 2024 года в Доме культуры «Приморский» состоялось торжественное открытие выставки «Пакт Рериха. История и современность». Это важное событие ознаменовало начало юбилейного года великой семьи Рерихов в Новосибирске. Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» был организован в 2012 году Международным Центром Рерихов (МЦР) совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов. Проект получил поддержку Министерства иностранных дел РФ и ЮНЕСКО. В Новосибирской области выставка проводится при активном содействии Министерства культуры, Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска.
«Приморский» – старейший дом культуры Советского района Новосибирска, построенный в 1956 году. Он стоит на улице Молодости как память о героических молодых строителях Новосибирской ГЭС. Это нарядное монументальное здание расположено на возвышенности, его хорошо видно издалека. На коньке крыши возвышается скульптурная композиция в форме лиры как символ искусства и культуры. В середине семидесятых годов архитектурный комплекс «Новосибирская ГЭС» признан объектом охраняемых архитектурных памятников истории и культуры России.
На открытие выставки пришли работники и участники творческих коллективов Дома Культуры во главе с директором Л.В.Фишер, а также жители Советского района г.Новосибирска. Сотрудник Бердского Рериховского общества Е.Л.Широкова поздравила всех присутствующих с открытием выставки, зачитала приветствие от вице-президента Международного Центра Рерихов А.В.Стеценко в адрес директора ДК «Приморский» Ларисы Васильевны Фишер. Елизавета Леонидовна подчеркнула, что 2024 год – это год 150-летия со дня рождения Н.К.Рериха, великого русского художника, писателя, ученого, мыслителя, миротворца, 145-летия со дня рождения Е.И.Рерих, жены художника, выдающегося подвижника, философа, писателя, и 120-летия со дня рождения младшего сына Рерихов – Святослава Николаевича, художника, искусствоведа, просветителя и общественного деятеля. С.Н.Рерих в 1989 году основал Международный Центр Рерихов и его общественный Музей имени Н.К.Рериха в Москве и передал в дар России бесценное наследие своих родителей.
Ознакомительную экскурсию для гостей выставки провела Любовь Леонидовна Михайлова, сотрудник Бердского Рериховского общества. Она подробно познакомила гостей с историей зарождения идеи Пакта Рериха во время экспедиции Н.К. и Е.И.Рерихов по древним городам России в 1903-1904 гг. В очерке «Чутким сердцам» Николай Константинович с любовью и восхищением писал: «Сколько глав! Сколько золоченых, и синих, и зеленых, и со звездами, с прописью! Сколько крестов! Сколько башен и стен воздвигалось вокруг сокровища русского! Для всего мира это сокровище благовестит и вызывает почитание». Художника радуют и восхищают «белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями домовыми и богатыми книгохранилищами». В то же время Н.К.Рериха волновала мысль о сохранности святынь народных и необходимости их защиты на государственном уровне. Он писал статьи и доклады в защиту сокровищ искусства, обращался к общественности. Идеи первого международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакта Рериха – получили оформление в 1930-е годы, когда в Европе и Америке работали комитеты Пакта и Знамени Мира, которые проводили международные конференции по продвижению Пакта. В залах выставки картин Н.К.Рериха, организованной во время второй конференции в Брюгге, были также представлены фотографии уникальных архитектурных памятников, требовавших охраны. Благодаря выставке возникла идея объявить старинные города Европы – Рим, Венецию, Брюгге неприкосновенными городами-музеями.
Пакт Рериха был подписан 15 апреля 1935 года в Белом доме в присутствии президента США Д.Ф.Рузвельта представителями двадцати одной страны американского континента. В 1954 году была принята Гаагская конвенция ООН, основу которой составил Пакт Рериха по защите памятников культуры и истории. Советский Союз подписал эту конвенцию в 1968 году. Символом Пакта Рериха является Знамя Мира. В договоре отмечается, что Знамя должно водружаться над охраняемыми объектами культуры. Почему именно знак триединства выбрал Рерих как символ Знамени Мира? Николай Константинович считал: «Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. …Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: “noli me tangere” – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира».
И с этим невозможно не согласиться. Проводя выставку по районам Новосибирской области, мы убедились в ее актуальности и востребованности у самой широкой аудитории. Н.К.Рерих писал, что Культура – это выражение души всех народов, которые населяет страну. И для настоящего преуспеяния в деле культуры необходимо сотрудничество общества и государственных структур, их тесное взаимодействие в вопросах сохранения национального культурного достояния.
Выставка в ДК «Приморский» успешно работала до 26 января 2024 года и собрала множество добрых откликов и пожеланий зрителей.
Новосибирское Рериховское общество
Бердское Рериховское общество
Группа ученых Новосибирского Академгородка
НОКПРО «Культурное Единение» г. Новосибирск
Источник: МСРО