4 октября 2023 года белорусский город Вилейка принял выставку Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха – Мир через Культуру».
Вилейка (белор. Вілейка) – административный центр Вилейского района Минской области. Считается, что Вилейка появилась около пяти столетий назад, однако археологические находки свидетельствуют о том, что люди основали постоянное поселение в этих местах намного раньше. Первое письменное упоминание о Вилейке относится к 1460 году. Местечко раскинулось вдоль берега извилистой реки и славилось своими ремесленниками и торговцами, переправлявшими по Вилии товары в Балтику. Вилейщина побывала в составе Полоцкого княжества, Великого княжества Литовского и Российской империи после 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 году. В 1795 году Вилейка получила статус города – центра Вилейского уезда Минской губернии. После разрушений во время войны 1812 года началась крупная реконструкция города. С 1845 года Вилейка стала центром Виленской губернии.
В ноябре 1917 года в районе была установлена Советская власть. Продержалась она чуть более года – с декабря 1918 года Вилейку оккупировали германские войска, в 1919 году – польские, а с 1921 года она отошла в состав Польши, оставаясь провинциальным местечком на ее окраине вплоть до 1939 года, когда наконец вошла в состав БССР.
С начала Великой Отечественной войны до 2 июля 1944 года Вилейский район был занят немецко-фашистскими захватчиками, которые уничтожили более 15 тысяч мирных жителей, сожгли дотла вместе с населением 5 деревень. Сопротивление оккупантам оказывали Вилейское антифашистское подполье и партизанские отряды.
Не единожды меняя своих владельцев, Вилейка сохранила множество старинных легенд и преданий о них. В краеведческом музее собрана значительная коллекция экспонатов и представлен найденный клад XVII века. Уникальность району придают и загадочные культовые камни. Их в Вилейском районе около двух десятков. Известны исторические факты, связывающие Вилейку с Россией и Украиной. Так, к работе по росписи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге был приглашен вилейчанин – художник Никодим Силиванович, признанный за мозаику «Тайная вечеря» главным мозаистом с присвоением звания академика живописи. Теперь на родине Силивановича в городе Вилейке действует выставочный зал его имени. Первую Конституцию Украины написал уроженец д. Косута Вилейского района Пилип Орлик, политический деятель Войска Запорожского, ближайший соратник небезызвестного гетмана Ивана Мазепы, вероломно перешедшего на сторону шведского короля Карла XII. По одной из версий, первый книгопечатник Иван Федоров происходил из вилейского шляхетного рода Рогоз (Рагоз).
Выставку в Вилейском краеведческом музее открыли председатель Отделения Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь Георгий Васильевич Шестиреков, его первый заместитель Людмила Михайловна Шестирекова и старший научный сотрудник музея Мария Ивановна Мячковская.
Обращаясь к собравшимся гостям – школьникам 7-х и 10-х классов и педагогам местной школы, Мария Ивановна представила выставку и предложила посмотреть небольшой видеофильм о Пакте Рериха и Знамени Мира.
Георгий Васильевич Шестиреков рассказал о сути выставочного проекта Международного Центра Рерихов и провел экскурсию, в ходе которой познакомил участников с жизнью и деятельностью Николая Константиновича Рериха, выдающегося художника, философа, ученого, археолога и общественного деятеля мирового масштаба.
В 1903–1904 годах Николай Константинович вместе со своей супругой Еленой Ивановной Рерих совершил поездку «По старине», посетив десятки древнерусских городов, в том числе город Гродно и расположенные в нем старинный замок и Свято-Борисо-Глебскую Коложскую церковь XII века. Эта архитектурная жемчужина Гродно – одна из древнейших действующих церквей на территории Беларуси. Ее строительство связано с именами князей Бориса и Глеба, сыновьями гродненского князя Всеволода. Церковь возвели в урочище Коложань, что по народному преданию означало место, где били многочисленные ключи. Отсюда ее второе название – Коложская.
Видя, в каком небрежении и как разрушаются памятники культуры, Н.К.Рерих пришел к мысли о необходимости всемерной защиты памятников старины и ценностей культуры. По мнению Николая Константиновича, только культура, положенная в основу любого государства, может способствовать эволюции человеческой цивилизации. Эта идея нашла свое воплощение в создании международного Договора об охране художественных и научных учреждений и памятников культуры – Пакта Рериха, который был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне в присутствии Президента США Франклина Рузвельта.
На выставке также представлены материалы о Знамени Мира, предложенном Н.К.Рерихом в качестве символа для объектов науки и культуры, подлежащих охране. Почему Н.К.Рерих так болел за культуру, что такое культура, в чем ее смысл и зачем нужно охранять, подробно рассказал ведущий мероприятия Г.В.Шестиреков.
Экскурсию по представленным на выставке репродукциям художественных произведений Н.К.Рериха провела Людмила Михайловна Шестирекова. Особое внимание слушателей она обратила на работы Николая Константиновича, созданные в 1912–1914 годах, так называемый пророческий цикл картин, предупреждающих человечество о грядущей катастрофе – Первой мировой войне. Образы этих картин многозначительны, насыщены зловещими предчувствиями и тревогой.
В картине «Меч мужества» мы видим стражников, уснувших у врат старого замка. Ангел приносит огненный меч, чтобы пробудить их для предстоящей битвы и вдохнуть в них дух мужества. Рерих призывает хранить мужество и быть готовыми к опасностям и бедствиям.
В 1914 году он написал картину «Короны». Три короля стоят на земле, скрестив мечи, – ведут войну между собой. Над ними в небе возникают три облачные короны, улетающие куда-то вдаль. Смысл картины станет ясным несколько лет спустя, когда мировая война сметет три монархии –Гогенцоллернов, Габсбургов и Романовых.
О картине «Зарево» (1914) Н.К.Рерих писал так: «На фоне бельгийского замка около изваяния бельгийского льва на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Все небо уже было залито кровавым огневым заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своем несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Альберт, охранивший достоинство бельгийского льва».
Здесь Николай Константинович имел в виду события, связанные с началом Первой мировой войны, когда Германия, объявив ультиматум нейтральной Бельгии, потребовала пропустить свои войска через ее территорию к границам Франции. Получив отказ, 4 августа 1914 года Германия вторглась в пределы Бельгии и атаковала пограничную крепость Льеж. Бельгийская армия, возглавляемая королем Альбертом, оказала ожесточенное сопротивление, но ей пришлось отступить перед более сильным врагом. Вскоре почти вся территория Бельгии и Франции была оккупирована германскими войсками.
Накануне гражданской войны и фашистского мятежа в Испании Н.К.Рерих создает символическое полотно «Армагеддон» (1936). Потоки адского феерического пламени поглотили землю, неприкосновенна лишь Обитель – твердыня духа, расположенная на вершине горы. Внизу – женщины, старики и дети, устремившиеся прочь от всепожирающего огня. Темные силуэты людей на фоне зловещих облаков невольно рождают воспоминания о человеческих тенях, оставшихся после атомного взрыва на мостовых японских городов Хиросимы и Нагасаки.
Истоки и причины мировой катастрофы Н.К.Рерих видит в духовной деградации современников, равнодушии «тепленьких», «пассивных вандалов», при попустительстве которых творится вселенское зло, совершаются непоправимые разрушения. «Что же получится? Одни криводушничают. Другие промолчат. Третьи изобретут компромисс! Точно бы зло и добро могут в компромиссе ужиться», – негодует художник.
В заключение экскурсии ведущая от музея М.И.Мячковская вручила Белорусскому отделению МЦР в качестве подарка за сотрудничество книгу «Память», представляющую собой специализированную региональную энциклопедию, которая рассказывает обо всех важнейших этапах истории Вилейского района через конкретные события и судьбы людей.
В свою очередь Г.В.Шестиреков от имени Отделения вручил музею журнал «Культура и время» и две брошюры «Музей, который нужен миру» и «Мир через Культуру», а также благодарственные письма всем, кто принимал участие в подготовке и организации данной выставки в музее Вилейки.
Источник: МЦР