В.Б. Моргачев,
заместитель директора Музея имени Н.К.Рериха,
ученый секретарь Российского комитета ИКОМОС
Москва
В отечественной литературе отсутствует обобщенное рассмотрение современной системы международной охраны культурного наследия, а также общедоступная публикация самих текстов международно-правовых актов в этой сфере. Отметим лишь специальные малотиражные издания: «Конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по вопросам охраны культурного наследия» (М., 1990) и «Акты Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест и Совета Европы о сохранении культурного наследия» (М., 1994 / составитель В.Б.Моргачев).
Поэтому уместно хотя бы кратко охарактеризовать некоторые историко-правовые аспекты Пакта Рериха и действующие международные правовые акты и институты по охране культурных ценностей.
Сегодня с удовлетворением можно констатировать, что международное сообщество (в особенности Европы) имеет хорошо отлаженную, сформировавшуюся за последние пятьдесят лет юридическо-организационную систему сотрудничества в области сохранения культурного наследия. Эта система включает в себя развитые правовые, административные, финансовые структуры.
Впервые же юридический принцип защиты культурных ценностей появился в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов, предметом которых явилось регулирование военных действий.
Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанный в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями двадцати одной американской республики, получил известность в международно-правовой литературе как Пакт Рериха.
Этот документ стал первым международно-правовым актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до второй мировой войны. Однако под названием Пакта Рериха в более широком смысле подразумевается не только этот конкретный договор, но и весь проект по защите культурных ценностей, предложенный Н.К.Рерихом в 1929 году.
Архивные документы свидетельствуют, что Пакт был задуман Н.К.Рерихом как международно-правовой акт универсального характера.
Универсальность Пакта состоит в том, что в нем содержатся общие, принципиальные положения об охране культурных ценностей, а также в том, что он мог быть воплощен в действие посредством заключения как всемирного, так и регионального договоров.
Принципы и положения Пакта сыграли важную роль в дальнейшем формировании международно-правовых норм в области охраны культурного наследия. К их числу можно отнести:
- – положение о защите и уважении, которые следует оказывать культурным ценностям; причем это положение носит безусловный характер и не ослабляется оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность их охраны в условиях вооруженных конфликтов; и в этом большое преимущество Пакта по сравнению с Гаагскими конвенциями 1907 и 1954 годов;
- – принцип регистрации культурных ценностей посредством составления специальных списков;
- – обязательство государств принимать в национальном законодательстве нормы, соответствующие требованиям международного законодательства охраны культурных ценностей;
- – принцип национального режима охраны в отношении иностранных культурных ценностей.
Следует отметить конкретность предмета регулирования Пакта – недвижимые культурные ценности, а также регламент применения акта – как во время мира, так и в случаях вооруженных конфликтов.
Особо надо подчеркнуть, что Пакт предусматривает (как отмечал сам Н.К.Рерих) общественную охрану культурного наследия.
Историческое значение Пакта состоит в том, что он явился основополагающим элементом юридическо-организационной системы международной охраны культурного наследия, которая стала формироваться после второй мировой войны.
Правовую основу современного международного сотрудничества в области охраны культурного наследия составляют соответствующие конвенции и рекомендации ЮНЕСКО, а также акты других международных организаций.
Главнейшими в этом перечне являются следующие акты ЮНЕСКО: «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятая в Гааге 14 мая 1954 года межправительственной конференцией государств-членов ЮНЕСКО, «Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности», принятая в Париже 14 ноября 1970 года шестнадцатой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, и «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия», принятая в Париже 16 ноября 1972 года семнадцатой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Важное значение имеют принятые в 50―70-х годах рекомендации ЮНЕСКО: о регламентации археологических раскопок; мерах обеспечения общедоступности музеев, сохранении красоты и характера пейзажей и местностей; запрещении и предупреждении незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности; сохранении культурных ценностей, подвергшихся опасности в результате проведения общественных или частных работ; охране в национальном плане культурного и природного наследия; международном обмене культурными ценностями; сохранении и современной роли ансамблей; охране движимых культурных ценностей; охране и сохранении движущихся изображений.
Указанные акты ЮНЕСКО обладают исключительным авторитетом и призваны оказывать влияние на развитие национальных законодательств, а также деятельность стран по сохранению культурного наследия.
Как известно, вместе с Пактом Н.К.Рерих предложил и Знамя Мира – белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. Этот отличительный знак для идентификации объектов охраны был учрежден в рамках самого Пакта Рериха.
Отличительный знак Гаагской конвенции – щит, заостренный снизу, разделенный на четыре части синего и белого цвета. Эмблема «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» – соединенные снизу квадрат (символ рукотворного) и очерчивающий его круг (символ природного). Эти два отличительных изображения подлежат применению к объектам культурного наследия в соответствие с указанными конвенциями.
Особый общественный интерес имеют «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» и «Список всемирного наследия», включающий недвижимые объекты: уникальные памятники природы и величайшие рукотворные достижения человечества.
В нашей стране эта конвенция была ратифицирована в 1988 году. С тех пор в «Список всемирного наследия» включены следующие российские объекты (их названия приводятся так, как они даны в «Списке»): Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним ансамбли памятников, Кижский погост, Московский кремль и Красная площадь, Исторические памятники Новгорода и их окружение, Культурный, исторический и природный ансамбль Соловецких островов, Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде, Церковь Вознесения в Коломенском, Девственные леса Коми.
Ключевым моментом в решении вопроса о включении объекта культурного наследия в «Список всемирного наследия» являются экспертиза и заключение Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), неправительственной профессиональной организации при ЮНЕСКО.
Отправными положениями деятельности ИКОМОС стали принципы принятой в 1964 году «Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест» (Венецианская хартия). Наряду с конвенциями и рекомендациями ЮНЕСКО, ИКОМОС самостоятельно подготовил и принял ряд международных документов в области сохранения культурного достояния, – хартии о культурном туризме, охране исторических садов, исторических городов, археологического наследия, народной архитектуры, декларация о восстановлении памятников, разрушенных войной. Эти акты определяют принципы охраны культурного наследия, имеют исключительный международный авторитет и оказывают реальное воздействие на деятельность государств и специалистов по сохранению памятников и исторических мест.
ИКОМОС, объединяющий национальные комитеты многих стран мира, осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с другими международными организациями, среди которых Международный исследовательский центр консервации и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ), Международный совет музеев (ИКОМ), Комитет всемирного культурного и природного наследия, Международный союз охраны природы и естественных ресурсов. ИКОМОС принимает участие во многих международных проектах, направленных на сохранение уникальных памятников, в частности, по линии программ ЮНЕСКО, Совета Европы, других международных организаций. Центр документации ИКОМОС-ЮНЕСКО объединен с международной информационной сетью по проблемам сохранения культурного наследия Института консервации Поля Гетти (США) и другими международными информационными сетями.
Российский комитет ИКОМОС – самоуправляемая, независимая от правительственных органов структура Международного комитета ИКОМОС при ЮНЕСКО, объединяющая региональные и профильные подкомитеты, специалистов, организации и граждан России, проводит свою деятельность в сотрудничестве с общественными, государственными, частными организациями по всему комплексу исследований, независимой экспертизы, проектированию, реставрации, использованию памятников, исторических мест и связанных с ними культурных ценностей.
Возвращаясь к Пакту Рериха, следует отметить, что содержащееся в нем положение о возможности заключения международных региональных договоров по охране культурного наследия также плодотворно развивается в наше время.
Наиболее развитую форму такое сотрудничество получило в рамках Совета Европы. Отправным документом его деятельности в этой сфере является «Европейская конвенция по культурному наследию», принятая 19 декабря 1954 года. Совет Европы принял также следующие международные правовые акты: «Европейская конвенция об охране археологического наследия» (1969, 1992), «Европейская хартия по охране архитектурного наследия» (1975), «Европейская конвенция о правонарушениях, связанных с культурной собственностью» (1985),
«Конвенция об охране архитектурного наследия Европы» (1985), «Документ по культурному наследию государств – участников СБСЕ» (1991). Советом Европы и его комитетами принято дополнительно около двухсот рекомендаций и резолюций по вопросам культурного наследия.
Остается актуальным также положение Пакта Рериха о необходимости принятия государствами в рамках национального законодательства правовых норм, соответствующих требованиям международных соглашений. В настоящее время наиболее развиты законодательные системы в сфере охраны культурного наследия в странах Европы, Нового Света, ряда других стран.
Система правовой охраны культурного наследия в России еще далека от полноты, совершенства и своего реального воплощения. Действующий базовый «Закон об охране и использовании памятников истории и культуры» принят двадцать лет тому назад. Начатая еще в конце 1980-х годов разработка пакета правовых актов о сохранении культурного наследия не завершена до настоящего времени. Учитывая важность для России этих документов, следовало бы осуществить публикацию, всенародное обсуждение и независимую неправительственную экспертизу их проектов.
Сегодня, когда на нашей планете происходит безвозвратная утрата памятников культуры как в случаях вооруженных конфликтов, так и в мирное время, стало очевидным, что для решения задачи сохранения и использования культурного наследия народов мира необходима глобальная ответственность и консолидация усилий международной общественности, правительственных и негосударственных организаций, активизация личностной инициативы среди всех групп населения. Тенденции развития мирового сообщества подтверждают факт возрастания роли и непосредственного участия народов, общественных организаций и граждан в решении вопросов сохранения и преумножения культурного богатства человечества.
В 60-ю годовщину Пакта Рериха мы с благодарностью вспоминаем нашего великого соотечественника, чье имя увековечено в названии этого исторического международного документа, человека, сделавшего столь много для развития международного культурного сотрудничества, сохранения культурного наследия.
Источник: Рериховская библиотека