Накануне юбилейного ХХ съезда госорганов охраны памятников в Севастополе (пройдет 6–7 октября 2021 года) очень своевременно вспомнить о другом съезде, также приуроченном к юбилею. Это XII Съезд Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), прошедший в Москве 8–9 июня и отмечавший 55-летие организации (8 июня 1966 года в Москве состоялся первый, Учредительный съезд ВООПИК).
Очень интересно, совпадут ли оценки ситуации с наследием и его перспектив – у двух форумов: общественного и государственного? И если не совпадут – в чем будет разница подходов?
Преемственность и консолидация
В июне 2017 года, в репортаже о предыдущем XI съезде Общества, на котором менялось руководство организации, мы отмечали, что ВООПИК сознательно отказалось от призвания в лидеры «тяжеловеса» из действующих или бывших политиков или госчиновников, акцентируя именно общественный характер организации, а не ее связи во властных коридорах. Но при этом задавались вопросом: сможет ли ВООПИК стать платформой консолидации всех представителей гражданского общества, желающих участвовать в сохранении культурного наследия страны?
Судя по представительству на съезде 2021 года, проходившем в здании Российского Фонда культуры на Пречистенском бульваре, ВООПИК движется именно в этом направлении.
В работе съезда приняли участие 42 делегата от региональных отделений и приглашенные гости и соратники – всего около 100 человек.
С приветствиями к съезду выступили депутат Госдумы, координатор проекта «Историческая память» А.Е. Хинштейн; директор Департамента госохраны культурного наследия Минкультуры РФ Р.А. Рыбало; президент Союза архитекторов России Н.И. Шумаков; президент Союза художников России А.Н. Ковальчук; председатель правления Российского исторического общества К.И. Могилевский; член Общественной палаты РФ, управляющий директор Фонда Гуманитарных Проектов И.В. Есин; руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) А.В. Меньшов; академик РАСН, почетный Президент НК ИКОМОС, Россия А.П. Кудрявцев. Поздравления и приветствия съезду направили советник Президента РФ В.И. Толстой; помощник Президента РФ В.Р. Мединский; председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин; председатель Патриаршего совета по культуре, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).
Руководитель АУИПИК Алексей Меньшов, в частности, поздравил участников с юбилейным съездом, поблагодарив Общество за «бесценный вклад в сохранение национальной памяти». Он также отметил продуктивное сотрудничество Агентства и ВООПИК в совместном издательском проекте – выпуске журнала «Охраняется государством».
Можно, конечно, подумать, что это всего лишь формальный список имен и организаций. Но с другой стороны – съезд какой другой общественной организации смог бы собрать их вместе и позволить ощутить себя единомышленниками, работающими ради общей цели?
Устав и единство
Первый день июньского съезда ВООПИК был посвящен актуальным вопросам охраны наследия; второй – «стратегической сессии» на тему «Разработка основных элементов успешной стратегии развития организации».
Помимо предсказуемых голосований (утверждение отчета о работе Общества в 2017–2021 гг. по докладу председателя Центрального Совета Артема Демидова, признание удовлетворительной работы ВООПИК в этот период, утверждение отчета ревизионной комиссии и т.п.), в повестке дня были вопросы, вызвавшие серьезную дискуссию – и перед съездом, и на нем самом.
Одним из таких вопросов было принятие новой редакции Устава ВООПИК. В Устав, принятый еще на VI съезде ВООПИК в 1991 году, вносились затем изменения на съездах 1997, 2002, 2007, 2012 гг.
Устав в редакции 2021 года определяет ВООПИК как добровольную самоуправляемую общественную организацию.
При этом «целями Общества являются содействие государственной охране и сохранению, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Отметим акцент, сохраняющийся, видимо, со времен основания ВООПИК: не охрана наследия, а содействие госохране. Как быть, если госохраны не наблюдается или она имеет противоположный эффект – устав не объясняет.
Правда, уставные задачи Общества оставляют простор для любой общественной самодеятельности:
«1) объединение граждан для защиты и осуществления конституционных прав на участие в охране и сохранении историко-культурного наследия и доступ к культурным ценностям народов Российской Федерации, прав на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, организация и координация общественной инициативы и развитие общественного движения в этой области;
2) содействие органам государственной власти в реализации единой политики, в том числе государственной культурной политики, в совершенствовании законодательства, в государственной охране, в контроле и надзоре, в выполнении государственных программ, а также в развитии государственно-частного партнерства в сфере охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;
3) общественный контроль за соблюдением законодательства об объектах культурного наследия;
4) привлечение граждан Российской Федерации к выявлению, изучению, сохранению, возрождению и популяризации историко-культурного наследия; формирование у граждан, молодого поколения исторического и национального самосознания, патриотизма, чувства ответственности за сохранение памятников истории и культуры;
5) популяризация памятников истории и культуры, взаимодействие со средствами массовой информации».
Уставной новацией 2021 года стало введение института сторонников ВООПИК. Сторонником может быть гражданин России, не состоящий в Обществе, но разделяющий его цели и задачи, оказывающий помощь в его работе и «соблюдающий этические нормы Общества». Сторонником можно стать с 14 лет (членом ВООПИК – с 18-ти).
Не все (даже до сих пор) обратили внимание, что на июньском съезде произошла корректировка титула руководителя организации (вместо председателя Центрального Совета введен пост Председателя Общества). Согласно уставу, теперь «Председатель Общества является единоличным исполнительным органом Общества и избирается Съездом сроком на пять лет».
Дискуссию и прения, как и положено, вызвало обсуждение уставных положений об иерархии полномочий и взаимоотношениях между центральными органами ВООПИК и региональными отделениями.
Президиум Центрального совета, например, имеет право приостанавливать полномочия председателей Советов региональных отделений «в случаях несоблюдения ими Устава Общества и (или) совершения указанными лицами действий, дискредитирующих Общество», а также приостанавливать «решения органов региональных отделений Общества, противоречащих законодательству Российской Федерации, положениям Устава, решениям Съезда и Председателя Общества».
Более того, Президиум ЦС теперь наделен правом согласовывать «кандидатуры для последующего избрания их на должности председателей Советов региональных отделений». Региональные и местные отделения, по Уставу, являются «структурными подразделениями» Общества. Собственником имущества ВООПИК «является Общество в целом», а «региональные, местные отделения имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником».
Таким образом, по всем направлениям налицо тенденция к единству и централизации. Съезд ВООПИК на эту тему подискутировал, но за централизацию с единством проголосовал.
Приоритеты деятельности. Оценка ситуации
Программный документ ВООПИК, принятый июньским съездом, – «Приоритетные направления деятельности Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры на период 2021–2026 гг.»
Оценка состояния дел в нем начинается на позитивной ноте: «За прошедшие четыре года по предложению Общества приняты важные государственные решения по поддержке добровольчества в сфере сохранения историко-культурного наследия, инициированы программы консервации архитектурных памятников и сохранения памятников деревянного зодчества, начата работа по формированию общенационального перечня объектов культурного наследия, требующих проведения полного комплекса научно-реставрационных работ в первоочередном порядке».
Но тут же документ возвращает к реальности:
«XII Съезд по-прежнему обращает внимание власти и общества на бедственное положение сферы государственной охраны и сохранения историко-культурного наследия. В частности, на нижеследующие наиболее актуальные проблемы:
— продолжают массово гибнуть памятники и другие исторические объекты, особенно объекты, удаленные от городских центров: усадьбы и сельские церкви, здания промышленной и гражданской архитектуры;
— неконтролируемая застройка повсеместно приводит к разрушению ценной исторической среды, искажению архитектурного облика исторических центров городов;
— не остановлены процессы разрушения памятников деревянного зодчества Русского Севера и других регионов страны;
— в отсутствие должного контроля продолжается разграбление и разрушение объектов археологического наследия, в результате нового строительства уничтожаются значимые культурные ландшафты;
— не решены проблемы охраны многих объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, прежде всего, исторических центров городов Ярославля и Санкт-Петербурга;
— требуют незамедлительного решения многочисленные проблемы реставрационной отрасли, в том числе вопросы профессионального образования и преемственности кадров».
Затем следует характеристика системы госохраны памятников, которой, согласно Уставу, ВООПИК должно «содействовать»:
«XII Съезд Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры вынужден констатировать, что кризис государственной системы охраны объектов культурного наследия как на региональном, так и на федеральном уровне, до сих пор не удалось преодолеть:
— отсутствует эффективный и достаточный государственный контроль и надзор на местах;
— не завершено формирование Единого государственного реестра памятников истории и культуры;
— практически повсеместно объекты культурного наследия не обеспечены предусмотренной законом охранной документацией;
— действующая модель государственной историко-культурной экспертизы дискредитирована деятельностью недобросовестных экспертов и требует реформирования;
— в большинстве субъектов Российской Федерации общественные советы по историко-культурному наследию являются формальностью и не выполняют возложенных на них задач;
— отсутствует полноценный открытый диалог уполномоченных органов власти с независимыми экспертами и гражданским обществом».
Приоритеты деятельности. Цели и задачи
Констатацией положения дел документ, естественно, не ограничивается:
«XII Съезд Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры требует поставить перед органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления задачи по первостепенному решению следующих вопросов:
— разработать совместно с Обществом и утвердить на федеральном уровне «Национальную стратегию государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» в качестве программного документа для всей отрасли на современном этапе, содержащий основные цели, задачи и направления развития, а также конкретные мероприятия, сроки и показатели достижения результатов;
— обеспечить в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации все объекты культурного наследия предусмотренной законом охранной документацией (предметами охраны, границами территорий, охранными зонами и т.д.);
— наделить исторический центр города Москвы статусом «историческое поселение федерального значения»;
— существенно расширить перечень исторических поселений федерального значения и увеличить количество исторических поселений регионального значения, обеспечить все исторические поселения предусмотренной законом охранной документацией, принять федеральную программу сохранения архитектурного облика исторических городов;
— обеспечить практический переход от крайне дорогостоящей и не всегда целесообразной реставрации отдельных объектов к массовой консервации гибнущего архитектурного наследия;
— разработать и утвердить специальные правовые механизмы защиты культурных ландшафтов, а также отдельную государственную программу по их сохранению;
— продолжить развивать государственно-частное партнерство в вопросах использования объектов культурного наследия, вовлекать памятники в культурно-познавательный туризм, развивать существующие и формировать новые культурно-познавательные туристические маршруты;
— продолжить развивать формы и механизмы обеспечения доступа граждан к памятникам истории и культуры;
— дополнить критерии оценки деятельности глав субъектов Российской Федерации показателями по обеспечению государственной охраны и сохранению объектов культурного наследия;
— создать эффективную систему государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия во главе со специально уполномоченным в этой сфере федеральным органом государственной власти».
Этот документ июньский съезд ВООПИК постановил определить «в качестве руководства к деятельности для всех структурных подразделений, членов и сторонников Общества на период 2021–2026 гг., а также направить его уполномоченным органам государственной власти».
Кадры
На предстоящие пять лет Председателем ВООПИК избран Артем Демидов. Галина Ивановна Маланичева, которую он сменил на посту руководителя Общества на съезде 2107 года, остается Почетным председателем ВООПИК.
Съездом 2021 года избраны члены Центрального Совета ВООПИК в составе 86 человек, члены Президиума ЦС ВООПИК в составе 14 человек, члены Центральной ревизионной комиссии ВООПИК.
Заместителями Председателя ВООПИК стали: Денис Юдин; Антон Иванов (зампредседателя Совета Санкт-Петербургского городского отделения); Александр Кудрявцев (Почетный президент НК ИКОМОС, Россия); Виктор Ливцов (Почетный председатель Орловского регионального отделения); Евгений Соседов.
Для «Хранителей Наследия» – комментарий Председателя ВООПИК Артема Демидова:
– Съездом утверждена новая редакция Устава ВООПИК. Помимо различных технических поправок, вызванных изменениями законодательства, основные нововведения следующие.
Появляется институт сторонников Общества. Сторонники — широкий круг людей, разделяющих наши цели и задачи, участвующих в наших мероприятиях, но по различным причинам не связывающих себя членством с организацией. Это позволит вовлекать в нашу работу дополнительно большое число людей.
При сохранении сложившейся структуры управления Обществом, перераспределяются полномочия между Центральным Советом – Советом регионального отделения и Президиумом Центрального Совета – Президиумом регионального отделения. Именно Президиумы наделяются полномочиями коллегиального исполнительного органа — утверждают годовые отчеты, финансовый план, созывают съезды/конференции, осуществляют общее руководство, принимают решения о приеме и исключении из Общества и т.п. Практика показала, что созываемые раз в год Советы не могут полноценно выполнять такой большой объем задач и фактически Президиумы уже давно выполняют эти функции. Таким образом, речь идет о закреплении фактически сложившейся практики. Центральный Совет или Совет регионального отделения же будет определять соответствующие основные стратегические программы и планы.
Для сохранения баланса, устойчивости развития организации, максимальной демократизации избрание лидеров — председателя Общества, председателей Советов региональных отделений и их заместителей отнесено к компетенции Съезда Общества/Конференции регионального отделения. Т.е. руководителей организации предлагается избирать на общем собрании, а не кулуарно. В связи с отнесением вопроса избрания председателя на Съезд/Конференцию по требованию законодательства для этого требуется квалифицированное большинство т.е. 2/3 делегатов.
Председатели региональных отделений избираются конференцией регионального отделения из числа кандидатур, предложенных Председателем Общества и согласованных Президиумом Центрального Совета. Это делается для формирования единой общероссийской команды Общества, в которой все региональные отделения работают слаженно и нацелены на общий результат.
Единоличным исполнительным органом становится Председатель Общества (в регионах сохраняется должность Председателя Совета регионального отделения).
Создание местных (районных) отделений теперь утверждается Президиумом Центрального совета. Это сделано во избежание создания фиктивных местных отделений и упорядочивания структуры Общества. Более подробно в Уставе расписано все, что касается управления местными отделениями.
От съезда – съезду
Стоит отметить, что XII съезд ВООПИК был организован при поддержке и Министерства культуры РФ, за что, кстати, Общество письменно поблагодарило министра Ольгу Любимову.
Однако за прошедшие с июньского форума почти четыре месяца – оценки ситуации с госохраной памятников и стратегические предложения ВООПИК, изложенные в программном документе съезда, так и не получили, насколько можно судить, публичного отклика со стороны органов государственной власти.
Кстати, по части создания специального федерального госоргана охраны культурного наследия у Минкультуры, по нашей информации, противоположное мнение.
Будем надеяться, что дискуссия на эту и другие темы, обозначенные в программном документе ВООПИК, начнется на октябрьском съезде госорганов охраны памятников в Севастополе. И продолжится затем от Москвы до самых до окраин.
Источник: Хранители Наследия