85 лет назад был подписан Пакт Рериха – документ, призванный защитить мировое культурное наследие.
По оценкам ученых, не более двух процентов людей на планете способны создавать абсолютно новые концепции. Но даже среди этих творческих личностей воплотить свои идеи в жизнь способны менее одного процента. К последним, несомненно, относится наш соотечественник, русский художник Николай Константинович Рерих. Автор более 7000 картин, нескольких десятков литературных трудов, археолог, историк, этнограф, мыслитель, путешественник-исследователь Центральной Азии.
По масштабу достижений и многогранности таланта его сравнивали с титанами эпохи Возрождения. Но особое признание и всемирную известность Николаю Рериху принесла общественная деятельность. 15 апреля исполняется 85 лет со дня подписания Пакта Рериха – уникальной общественной инициативы представителя русской культуры. Эта дата традиционно отмечается во всем мире как Международный день культуры.
В середине 30-х годов XX века, предчувствуя неотвратимость Второй мировой войны, Н.К.Рерих смог совершить, казалось бы, невозможное – объединить прогрессивную мировую общественность вокруг идеи создания специального пакта – международного договора, который бы брал под охрану и защищал от разрушений культурные достижения человечества: памятники, образовательные и научные учреждения, библиотеки. Под защиту предполагалось брать и персонал этих учреждений. В XX веке Николай Рерих был одним из тех, кто глубоко понимал ведущую роль культуры в формировании духовной жизни человека, нравственных ценностей и моральных устоев общества. Разрушение культуры, по его мнению, есть путь деградации, противостояний, конфликтов, кризисов и войн: «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык».
Неотъемлемой частью Пакта Рериха стало Знамя Мира – отличительный флаг, предназначенный для обозначения объектов культуры, взятых под защиту этого договора, указывающий на их неприкосновенность от бомбардировок, разрушений и вандализма. В центре белого полотнища в красной окружности пирамида из трех красных кругов – символ культурной преемственности поколений Прошлого, Настоящего и Будущего в круге Вечности.
«Мир через Культуру» – эта простая, но глубокая идея Рериха стала концепцией нового мироустройства. В обществе, уставшем от бедствий Первой мировой войны и всемирного экономического кризиса 1930-х годов, эта идея получила горячее одобрение. Инициативу русского художника поддержали тысячи представителей общественности из разных стран, в том числе, крупнейшие политические, общественные и духовные лидеры того времени: король Бельгии, король Югославии, Папа Римский, физик Альберт Эйнштейн, писатели Герберт Уэллс, Рабиндранат Тагор, Томас Манн. По всему миру стали создаваться комитеты в поддержку Пакта Рериха и Знамени Мира. Прошли три международных конференции. Сформировалось международное культурно-просветительское рериховское движение в защиту памятников культуры. Русский художник-миротворец смог изменить мир.
15 апреля 1935 года Пакт Рериха – Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был подписан в Вашингтоне. В присутствии президента США Ф.Д.Рузвельта подписи под документом поставили представители двадцати одной страны – США и латиноамериканских стран – это четверть государств того времени. Договор обеспечивал всеобъемлющую защиту объектам культуры не только во время войн, но и в мирное время. Он провозглашал безусловный приоритет сохранения культурных ценностей перед военной необходимостью, тем самым, обеспечивая максимальную степень защиты мирового культурного наследия. В этом плане Пакт до сих пор не имеет себе равных. Вторая мировая война показала, насколько востребованными и актуальными оказались идеи Николая Рериха. СССР и Европа, не подписавшие этот Пакт, понесли огромные потери культурного наследия. Именно этим странам было суждено понести самые большие культурные потери в этой войне.
Однако Пакт Рериха не остался только намерением на бумаге. В 1945 году, при разработке США планов применения ядерного оружия в Японии, первым в списке стоял Киото – древняя столица этого государства. Город-музей должен был разделить страшную участь Хиросимы и Нагасаки. По некоторым сведениям, в последний момент советник президента Трумэна напомнил об обязательствах США, взятых при подписании Пакта Рериха, и Киото вычеркнули из списка военных целей.
После катастрофических культурных потерь Второй мировой войны мир снова обратил свое внимание на Пакт Рериха. Этот юридический документ положил начало новой эпохе в отношении человечества к своей культуре. Его принципы и нормы нашли отражение в Конвенциях и протоколах, направленных на охрану объектов мировой культуры, в том числе, легли в основу Гаагской конвенции 1954 г. Основополагающая идея Николая Рериха о Мире через Культуру нашла отражение в Преамбуле Устава ЮНЕСКО. Пакт стал выдающимся вкладом России в развитие мировой цивилизации и формирования системы международного права в области сохранения культурного наследия.
Инициатор Пакта придавал этому документу огромное просветительское значение, так как этот исторический договор воспитывал у подрастающих поколений уважение к сокровищам культуры не только своего народа, но и других народов. Ведущую роль в деле защиты памятников культуры Николай Рерих отводил общественности, а не правительствам. «Не устанем твердить, что кроме государственного признания нужно детальное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми…»
Со дня подписания Пакта Рериха прошло 85-лет. Но и сегодня, в XXI веке его идеи по-прежнему актуальны и востребованы. В начале третьего тысячелетия человечество стало свидетелем невиданных потерь мирового культурного наследия. В пожарах войн и вооруженных конфликтов, в результате террористических актов и вандализма гибнут созданные предшествующими поколениями бесценные памятники культуры, составляющие духовно-историческую память развития человеческой цивилизации. Размеры ущерба, нанесенного мировой культуре за последние десятилетия, огромны. Афганистан, Египет, Ирак, Сирия, Тунис, Ливия, Мали. Этот скорбный список стран неумолимо растет с каждым днем. На наших глазах преступно уничтожаются духовные святыни, очаги культуры и знания вне зависимости от их религиозной и национальной принадлежности. Дикое невежество и религиозный фанатизм подрубают древнейшие культурные корни мировой истории, ведут к гибели бесценные сокровища человеческого гения, несущие миру свет просвещения, духовности, знания и красоты. Это общая боль и трагедия для всего человечества. Охваченный пламенем Собор Парижской Богоматери стал в 2019 году своеобразным символом безвозвратных утрат духовной культуры прошлого не только Европы, но и всего человечества.
Напоминающим набатом звучат слова Николая Рериха: «Если с одной стороны будут призывы к разрушению храмов, музеев и всех культурных сокровищ; если темная рать будет призывать к разрушению всех Рафаэлей, то насколько сильнее и звонче должны звучать голоса, понимающие, что лишь духовными ценностями будет живо человечество».
На фоне 85-летнего Юбилея со дня принятия Пакта совсем не праздничной выглядит ситуация с наследием Николая Рериха на родине, в России. В 2017 году при участии Министерства культуры РФ в Москве был ликвидирован общественный музей имени Н.К.Рериха, созданный Международным Центром Рерихов на пожертвования общественности и меценатов. Музей был основан в 1989 году в московской усадьбе Лопухиных младшим сыном Рериха – Святославом. Для создания музея он передал в Россию творческое наследие своих родителей – сотни картин, уникальный семейный архив, ценные коллекции предметов искусства. После закрытия общественного музея более 18 тысяч музейных предметов из его фондов были вывезены, и судьба их остается неизвестной. Все обращения российской и международной общественности с просьбой создать государственно-общественную комиссию по установлению местонахождения наследия семьи Рерихов, проверки его целостности и условий хранения игнорируются.
Не меньшую тревогу вызывают условия хранения картин Н.К.Рериха в государственном музее Востока. В результате несоблюдения условий хранения бесценные шедевры оказались на грани утраты. Только массовое возмущение общественности способствовало привлечению внимания к этой проблеме органов прокуратуры и государственных структур.
В октябре 2019 года, в канун 140-летия со дня рождения Н.К. Рериха, чиновники потребовали снести в Москве единственный в мире мемориал с прахом художника-миротворца, установленный по завещанию его младшего сына.
Разрушается в Пскове Анастасиевская часовня – уникальный памятник культуры федерального значения. Этот архитектурный шедевр, созданный в 1911 году выдающимся архитектором А.Щусевым, расписан по эскизам Н.Рериха. Двадцать лет сотрудники Псковско-Изборского заповедника безуспешно добиваются от государства выделения средства на реставрацию и сохранение памятника, который без срочной помощи может быть утрачен уже в этом году.
Международный Центр Рерихов – крупнейший в мире культурно-просветительский и научный центр по изучению, сохранению и популяризации наследия Рерихов также может прекратить свое существование в ближайшее время из-за угрозы принудительного банкротства.
В преддверии юбилея Пакта Рериха, отмечаемого в мире как Международный день культуры, складывается совсем не радостная картина уничтожения наследия и забвения памяти великого сына России, который вошел в историю человечества как Водитель Культуры.
В 1935 году, за несколько дней до подписания Пакта, Николай Константинович записал в своем экспедиционном дневнике: «Сейчас наш стан среди пустыни. Кто-то когда-то по неведению уничтожил обширные леса, остатки которых мы видели. За лесами ушли и травы. И воды скрылись под землю. Пустыня! Так же точно по невежеству и по злобе можно все разрушить. И кому же нужна будет эта пустыня, вещественная или духовная. <…> Власть имущие, скажите решительно! Повторите и твердите о мире и созидании».