Европа, совсем недавно опустошенная страшной войной и над которой нависла угроза еще одной войны (наступление которой может положить конец цивилизации), сразу осознала полезность этой инициативы. Нет сомнения, что, как только действенность этого проекта станет очевидной, все государства примут его, точно так же, как всеми странами были приняты флаг и организация Красного Креста.
Несмотря на то что эта идея представляется совершенно новой и требующей тщательной проработки, а также соглашения между правительствами, необходимо, чтобы она получила огласку и произвела впечатление на общественное мнение, которое, в свою очередь, будет рекомендовать ее ответственным руководителям государств.
Конференция в Брюгге начала эту пропагандистскую работу в 1931 году, но это только начало кампании, которая должна осуществляться методично и неуклонно. Второй стадией этой работы, направленной на обеспечение международной охраны ценностей культуры, является выставка искусства старинных городов, которую г-н Тюльпинк хочет организовать в Брюгге в 1932 году.
На этой выставке будут представлены фотографии главных достопримечательностей, благодаря которым старинные города являются общим сокровищем человечества. Она позволит немедленно и остро осознать весь ужас новой войны, способной превратить в груду пепла множество почитаемых на протяжении веков шедевров, которые уже никакими человеческими силами невозможно будет восстановить.
Таким образом, каждый народ и каждое правительство должны осознать, что бесценные сокровища, которыми они обладают и за которые они несут ответственность перед будущими поколениями, принадлежат не только их собственным странам, но и всему миру.
Эта выставка может стать решительным шагом на пути к всеобщему сотрудничеству.
Соединенные Штаты хорошо поняли те благородные идеи, которыми руководствуется профессор Рерих, когда он настоятельно советует принять Знамя Мира, которое могло бы охранить памятники искусства в случае войны. Однако склонный к обобщениям склад ума американцев, а также географические условия, в которых находятся Соединенные Штаты, очень скоро стали причинами отклонения от первоначального проекта.
Фактически, термин «Знамя Мира» стал в понимании американцев синонимом выступления за всеобщий и постоянный мир. При этом была упущена из виду главная цель этого Знамени – сохранение художественных шедевров и научных центров во время войны. Эта цель обладает первостепенной важностью для Европы, где имеется большое количество памятников искусства и где нет страны, которая в то или другое время не пострадала бы от разрушительных войн. Но в Соединенных Штатах, защищенных своим географическим положением от всех угроз при конфликтах с другими государствами, за исключением угрозы с моря, которая не несет опасности для национальной территории, эта цель отошла на задний план.
Это и объясняет, почему конкретная идея Пакта Рериха претерпела в Америке такую быструю трансформацию в абстрактную идею крестового похода за мир, из которой родилось предложение о том, чтобы в один день вознести молитвы в церквах всех вероисповеданий и всех стран, а также проект паломничества, согласно которому Знамя Мира должно переезжать из одной страны в другую. При этом на каждом этапе к нему будет присоединяться флаг той страны, по территории которой оно перемещается. Наконец Знамя Мира должно вернуться в Нью-Йорк, сопровождаемое флагами всех стран.
Это предложение – хотя и выглядит привлекательно, благодаря своему благородному характеру и грандиозности – является чрезвычайно опасным, поскольку с большой долей вероятности вызовет неудовольствие большинства европейских правительств и станет причиной их противодействия всему проекту, который может показаться им нарушением их суверенитета.
Так, например, предложение, которое было сделано по срочному запросу членов правления Музея Рериха в Нью-Йорке, о том, чтобы уже сейчас вывешивать Знамя Мира над музеями, библиотеками и т.п., было объявлено неприемлемым хранителями музеев и национальных коллекций, посетивших Конференцию в Брюгге. Их обязательства в качестве государственных должностных лиц не позволяют им вывешивать какие-либо флаги, за исключением своего национального.
между Соединенными Штатами и Европой
В Соединенных Штатах все, что имеет отношение к искусству, народному образованию и т.п., не зависит от правительства. Музеи, университеты, больницы, детские приюты основываются здесь частными лицами и поддерживаются по личной инициативе. Таким образом, эти учреждения имеют возможность свободно вывешивать у себя любой флаг. В европейских странах наоборот – музеи, университеты, больницы и т.п. зависят от правительств и находятся под их контролем. Даже частные лица не имеют права вывешивать на своих домах другие флаги, кроме государственного или той страны, с которой поддерживаются дипломатические отношения.
Следовательно, в Европе Знамя Мира может вывешиваться над общественными зданиями только при условии одобрения национальных правительств. При нынешней американской кампании возможность получения такого одобрения выглядит чрезвычайно сомнительной.
Фактически, начавшись со знамени для охраны в военное время, т.е. с вполне определенной и великолепно изложенной идеи, первоначальный проект все время расширялся, пока не превратился в выступление за мир во всем мире, которое, в известном смысле, выходит за рамки всех правительств. Но правительства, по крайней мере, в Европе, будут возмущены инициативой, которая может вызвать подозрение в желании создать супердержаву, основанную на частной американской инициативе, не принимающей во внимание суверенитет европейских государств и верховный закон национальной безопасности.
Некоторые главы правительств уже выразили свое недоумение по поводу таких независимых мероприятий, настолько чуждых дипломатической практике.
Такой образ действий, хотя и является вполне естественным для Соединенных Штатов и может дать прекрасные результаты в этой стране, является совершенно неприемлемым в Европе, где принятие Знамени Мира различными государствами проходит без спешки и где он может сделать такое принятие почти невозможным.
Уже имеются опасения, что определенные государства, которые поначалу были вполне благоприятно настроены к Пакту Рериха, не разрешат своим старинным городам – центрам искусства принимать участие в выставке, которая должна пройти в Брюгге в 1932 г.
Ф. 1. Вр. № 7274. Л. 7–9