Название | Победа (Змей Горыныч) |
Год | 1942 |
Где находится | Дом Ученых СО РАН, Академгородок, г. Новосибирск, Россия |
Материалы, размеры | Xолст, темпера, 76,2 х 122 см. |
Источник | Источник информации о Картине: Соколовский В.В. Каталог художественных произведений Н.К. Рериха. 1978 |
|
|||
Немногие, наверное, знают, что в Новосибирске кроме 60 полотен Рериха в картинной галерее есть ещё одна его большая картина «Победа». Она находится в Доме Учёных СО АН СССР и была подарена сибирским учёным сыном художника ― Святославом Николаевичем Рерихом. Эта картина, как и другие произведения Героической сюиты, была написана Николаем Константиновичем во время Второй мировой войны и несёт на себе печать его глубоких раздумий и переживаний. В картине «Победа» изображён богатырь, отрубивший голову Змею Горынычу. Традиционный сюжет, известный у многих народов мира, художник наполнил острым современным звучанием. Напряжённо сияет светоносная палитра Рериха: голубовато-сиреневые тона скал и снегов, розовато-фиолетовые краски восхода. Устойчивым линиям гор противостоят колючие очертания дракона. В образе богатыря предстаёт воин в древнерусских доспехах, а грязно-зелёный цвет дракона недвусмысленно указывает на цвет нацистской военной формы. Фоном в картине служит высшая точка Сибири ― двуглавая Белуха. В произведениях Рериха никогда не бывает ничего случайного. Конкретные, казалось бы, мало заметные детали помогают разглядеть значительное, вызывают целый спектр богатых ассоциаций. Картина датирована 1942 годом и, надо полагать, была создана не без воздействия впечатляющей битвы под Москвой, может статься, была посвящена этой победе. Ведь именно тогда впервые героически проявили себя сибирские дивизии. Не об этом ли говорит немного восточный облик богатыря и голубые кристаллические формы священной Белухи, ставшей символом непобедимости Родины, её оплотом и твердыней. Вспомним, в какое время создавалась картина. Деспотический гнёт сталинской диктатуры, трагедия миллионов, уничтоженный в лагерях цвет нации, гибель русской национальной культуры, фашисты у стен Москвы, всеохватное, армагеддоново пожарище над страной. Быть может, никогда ещё Россия не была в такой беде, никогда ещё роковые события не сталкивали её до столь низкой черты. Один шаг до гибели… И вот ― отражение фашистских орд от столицы. Это была первая в этой войне важная победа русского оружия. Именно она, наконец-то, стала переломной точкой в судьбе нашей Родины. Точкой подъёма нации, началом возрождения страны. Превозмогши все беды и несчастия, Иван стотысячный расправил плечи и совершил почти невозможное. Впереди ещё будут и Сталинград, и Берлин, и развенчание культа, и осознание ошибок прошлого. Но эта первая, долгожданная победа навсегда останется поворотным пунктом в анналах нашей истории. Ещё далеко до ликования, ещё многое предстоит, ещё свежа память о неисчислимых жертвах; наверное, поэтому так печален облик рериховского героя. И всё же общий мажорный лад произведения вселяет уверенность в будущем. «Победа! Победа! И сколько побед впереди!» ― так, пророчествуя, писал в те годы Н.К.Рерих… |
|||
|
|||
Сибирякам особенно близка картина «Победа (Змей Горыныч)», подаренная Сибирскому отделению Академии наук младшим сыном Рериха Святославом Николаевичем в 1975 году. На ней изображена священная вершина Алтая Белуха, а рядом древнерусский воин, отрубивший голову страшному дракону, зелёный цвет которого напоминает нацистскую форму. Во всём этом (тем более что картина написана в 1942 году) видится символ ратных подвигов сибирских дивизий, отстоявших Москву от фашистских полчищ. Святослав Николаевич в своей дарственной отметил, что в этой картине отца «сочетались его непоколебимая вера в Родину и прогноз великого будущего». |
|||
|
|||
…Рерих нередко прибегал даже к некоторому цитированию или определённой стилизации, считая, что кажущееся повторение произойдёт обязательно в новых очертаниях и «каждое напоминание будет в особом тоне» 8. …В древнерусском воине в картине «Победа (Змей Горыныч)» (1942) нельзя не узнать кондотьера Андреа дель Кастаньо. 8.Рерих Н.К. Из литературного наследия. С. 253 |
|||
|
|||
«Подарена в 1975 году в год тридцатилетия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Картину эту Н.К. Рерих написал, когда гитлеровским планам молниеносной войны был нанесен сокрушительный удар. В битве под Москвой наступление врага было приостановлено. Героические подвиги сибиряков и всего советского народа, вера в его силу вдохновили художника на создание этого произведения. Он изобразил русского воина, сразившего фашистского дракона. На заднем плане композиции сверкает своей нетронутой чистотой вершина Сибири — Белуха. Она стала у художника символом непобедимости Родины. «Победа! Победа! И сколько побед впереди», — писал Рерих в 1945 году. В Сибири Николай Константинович был в 1926 году во время своей Центрально-Азиатской экспедиции. Тогда и был написан этюд Белухи, хранящийся ныне в Лувре, в Париже. А картина «Победа» вошла в «Богатырскую серию», созданную Рерихом в военные годы». ЕЛ. Маточкин «Вечерний Новосибирск», 21.05.1985 г. |