Лама Тондуп. 1930-е
1.2.26. Лама Тондуп. 1930-е Lama Tondup. 1930s
Холст, темпера. 64,7 х 57,0
КП 485
в 1990-2008 гг. как: «Лама. Тондуп» (1932).
Литература:
Баркова А.Л. Портретная галерея Святослава Рериха // Культура и время. 2004. № 3/4 (13/14). С. 140 (воспр. с названием: «Лама»).
Крамп Э.р. Зал Святослава Рериха // Музей имени Н.К.Рериха: Путеводитель. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. С. 378-379, 390 (воспр. с названием и датой: «Лама Тондуп». 1932 ?).
Целую галерею портретов лам создал С.Н.Рерих в середине 1920-х гг. и позднее, в начале 1930-х гг. [1, с. 45; 2, с. 72]. В этих произведениях сочетаются высокая этнографическая точность, глубокий психо логический реализм и сложная символика тибетско го буддизма. К ряду таких произведений относится «Лама Тондуп».
«Лама (тибет. «высший») собирательное название учителя в тибето-монгольском, в том числе российском буддизме, прошедшего обучение и обряды посвящения» [5, с. 682]. Лама Тондуп в 1930-е гг. сотрудничал с Институтом Гималайских исследований «Урусвати>> и участвовал в археологических и этнографических экспедициях в высокогорные долины Гималаев, в том числе и в Лахул. Индийский буддолог Тсеринг Доржде, глядя на этот портрет, сказал: «…Вы можете видеть изображение ламы, который помогал Ю.Н. Рериху в различных раскопках в Лахуле. Это был мой дядя» [4, с. 166]. На портрете на сине-зеленом фоне изображен лама в одежде коричневых тонов с лило вой накидкой. Его головной убор — высокая золотая шапка. В руках он держит ритуальные предметы: в правой руке барабанчик-дамару, звучание которого символизирует первый звук Вселенной, в левой-колокольчик [3. с. 194].
Таким образом символический ряд картины усиливает психологическую характеристику ламы мудрого человека с пристальным взглядом. Это портрет духовного лица. И для его создания Святослав Рерих использует как средства психологической живописи, так и символику, свойственную восточному искусству.
А.Л.Баркова
Примечания:
1. Письмо С.Н.Рериха Б.Сену от 11 сентября 1933 г.
Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004. 2. Письмо С.Н.Рериха Н.К. и Ю.Н. Рерихам от 18-20 сентября 1934 г.] // Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 1. М: МЦР. Мастер-Банк, 2004. 3. Баркова А.Л. Буддийская живопись в собрании
Международного центра Рерихов // Рерих Ю.Н. Тибет ская живопись. М.: МЦР. Мастер-Банк, 2000. С. 194
4. Тсеринг Дороже. Исследования д-ром Юрием Рерихом тибетских диалектов Лахула и обряда разбивания камня // 100 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха. Материалы Международн. научн.-обществен. конф. 2002. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003.
5. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма // Андросов В.П. Учение Нагарджуны о срединности. М.: Изд. фирма «Восточная литература» PAH, 2006.