Заклинатель змей. 1937
The Snake-charmer
Холст, темпера. 138,0 х 122,5
Справа внизу синей краской инициалы и дата:
3 S.R.7
КП 502
Литература:
Святослав Рерих. Из коллекции Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Вып. 2: Живопись С.Н.Рериха. [Откр.] / Авт. текста Л.В.Шапошникова. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.
В своем творчестве С.Н.Рерих многократно обращался к традиционным обычаям и ритуалам народов Индии, показывая их глубинное значение.
Среди индийских культов особое место занимает почитание змей. В Индии змеи символизируют мудрость, и ритуал заклинания их становится особой формой священнодейства, формой почитания бога Шивы, которому змея служит ожерельем [2, с. 60]. Во время ритуала, требующего серьезной концентрации, устанавливается связь между Богом и миром людей.
В дневниках Святослав Рерих писал о значении высокой концентрации мысли, о напряжении внутренних сил, необходимых на пути совершенствования: «Трудность в случае с человеческой натурой заключается в том, что очень немногие люди способны на длительное усилие. Обычно это бывает кратковременная вспышка, за которой следует период расслабления. Поддержание неослабного усилия является секретом достижения. Чем мощнее усилие,
тем больше энергии при этом порождается, тем продолжительнее контакты с еще более мощными энергетическими вихрями» [1, с. 19].
«Полностью контролировать все свои физические и умственные способности — вот то состояние, к которому мы должны стремиться — со всей силой своей решимости. Поддерживая внимательность ума и полностью осознавая все свои действия, мы приобретаем огромную силу. Происходит громадная экономия энергии, а контроль над нашими усилиями дает нам дополнительную мощь сосредоточенности» [1, с. 30]. Эти идеи в его творчестве были проиллюстрированы через образы людей, посвятивших свою жизнь духовным практикам и ритуалам.
На картине, где среди гор на широкой тропе изображен заклинатель, перед которым поднялись на хвосты шесть змей, С.Н.Рерих передает не только внешнюю сторону обряда, но и то колоссальное напряжение воли, которое требуется для подчинения священных кобр.
Колорит картины напряжен, оранжевый цвет одеяний заклинателя отблесками отражается на чешуе змей; мазки стремительны и динамичны-зритель видит пейзаж словно через мерцающую дымку силы, окутывающей заклинателя.
Индийский критик С.Санджива Дев, видевший эту картину в Кулу, в Институте Гималайских исследований «Урусвати», отметил ее необычайную пленительность по цвету и композиции [3, с. 311].
Примечания:
А.Л.Баркова