Тибетские ламы. 1920-е-1930-е
Тибетские ламы. 1920-1930-е
The Tibetan Lamas. 1920-1930s
Холст, темпера. 118,5 х 148,5
Пост.: 2000, от частного лица (Москва), дар
KП 1210
B 2000-2008 гг. как «Тибетские ламы» с неустановленной датой.
Собрания, владельцы: Святослав Рерих; до
2000 местонахождение неизвестно; частное лицо
(Москва), 2000.
Литература:
Святослав Рерих. Из коллекции Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Вып. 2: Живопись С.Н.Рериха. [Откр.] / Авт. текста Л.В.Шапошникова. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.
Pommepm Т.Г. Новые поступления // Культура и время. 2001. № 1/2. С. 89 (воспр. с названием: «Тибетские ламы»).
Баркова А.Л. Портретная галерея Святослава Рериха // Культура и время. 2004. № 3/4 (13/14). С. 138-139 (воспр. с названием: «Тибетские ламы»).
Крамп Э.Р. Зал Святослава Рериха // Музей имени Н.К.Рериха: Путеводитель. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. С. 379, 380-381(воспр.).
Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. В 2 т. Т. 2. М.: МЦр, Мастер-Банк, 2006. С. 30 (воспр.).
Картина «Тибетские ламы» стоит в ряду портретов лам, созданных С.Н.Рерихом в 1920-1930-е гг. Три старых ламы в праздничных одеждах на ослепительно-золотом фоне. Цвета картины открыты, почти нет полутонов, и до предела контрастны. Большое внимание художник уделил одеждам лам и их головным уборам, на которых тщательно выписаны растительные орнаменты и малейшие детали.
Образы лам чрезвычайно выразительны: их лица исчерчены морщинами, иссохшие руки покрывает сеть выступающих вен, их взгляды внимательны и остры. Один из лам держит в руке белый шелковый шарф-хадак, который преподносится как знак глубокого почтения. В руках другого — обязательные для ламы четки, по которым отсчитывается количество прочитанных молитв.
Портрет отличается своей внутренней динамичностью: С.Н.Рерих запечатлел лам в состоянии сосредоточенного ожидания перед предстоящим действом, относительно которого, вероятно, один из лам что то говорит другому.
Святославу Рериху интересен внутренний мир его моделей. «Святослав, писала о художнике Ф.Р.Грант, …вглядывается в глаза и выражение лиц персонажей своих картин, ища в них ответ на свои вопросы. Точно он стоит на перепутье, наблюдая людей, проходящих мимо в своем странствии по жизни» [1, с. 300-301).
А.Л.Баркова
Примечание:
1. Грант Ф.Р. Святослав Рерих // Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.