Николай Константинович Рерих — великий русский художник, философ, ученый, путешественник и общественный деятель.
Николай Рерих самоотверженно трудился во имя Культуры, имя его останется в истории человечества как имя человека, «сделавшего больше в защиту и для развития искусства и культуры и достижения постоянного мира, чем кто-либо другой, будь это теперь или в прошлом» (из статьи в лондонском журнале «Вокруг света»).
Содержание:
- Елена Ивановна Рерих о Николае Константиновиче Рерихе.
- Сын Святослав Николаевич Рерих об Отце.
- Материал Международного Центра Рерихов о Н.К.Рерихе.
- Б.А.Данилов о Н.К.Рерихе.
- Живопись Н.К.Рериха.
- Н.К.Рерих — археолог.
- Публицистика Н.К.Рериха.
- Поэзия Н.К.Рериха.
Елена Ивановна Рерих о Николае Константиновиче Рерихе
Письмо 24.09.1931 / Рерих Е.И. Письма. Том I (1919–1933). М.: Международный Центр Рерихов, 1999.
В дни неслыханных бедствий и разрушений, когда люди мятутся, не находя выхода из порожденного ими хаоса мышления и действий, подымается мировая фигура Водителя Духа и Культуры и раздается светлый и бодрый призыв к новому строительству, к новому осознанию всечеловеческих отношений и всех духовных, творческих ценностей. Знамя Мира, Знамя Культуры, поднятое Рерихом над всем миром, истинно объединяет всех сильных духом, всех отрешившихся от предрассудков и пережитков условностей и понявших неизбежность случившегося и стремящихся к истокам духа, чтобы в этих извечных истоках почерпнуть новые силы для нового радостного, культурного строительства. Все старые идеи отрицания и разделения отживают и уже частью отжили. Нужны новые призывные формулы единения и утверждения мощи единого духа человеческого. Нужно понимание великого водительства духа, ибо лишь в этом целительное начало мира.
… Н.К. неустанно пишет картины, пишет книги, учреждает и строит культурные очаги по всему миру, направляет сознание духовно ищущих и стремящихся к новому созиданию.
***
Письмо 07.10.31 / Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Т. 1. Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.
Н.К. до сих пор с величайшей благодарностью вспоминает своих самых тяжких и враждебных сотрудников, ибо они помогли ему укрепить зоркость, находчивость и необходимую выдержку или дисциплину духа. Так и вы должны научиться смотреть на выходки вздорных людей как на причуды, которые не могут вызвать в вас ни обид, ни озлобления, но лишь скорбь за неуместное возвращение к привычкам детства.
***
Письмо 21.10.31 / Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Т. 1. Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.
Говоря о личности Н К., следует указывать на тот стимул к творчеству, который он сообщает приходящим к нему; также на его требовательность в отношении качества работ, на его уменье вызвать напряжение всех способностей и сил сотрудников. Но зато какие мощные результаты дает подобное руководство! Как он учит извлекать пользу из каждого обстоятельства, всюду указывая положительную сторону. Н.К. не только благой провозвестник, призывающий к чистоте мышления, воздержанию и всепрощению, каким некоторые хотели бы его видеть, но истинный вождь и действенный строитель, ибо он знает жизненную битву и закаляет сотрудников к принятию этого боя. Он поражатель всего темного и невежественного. Иногда кажется, что его мудрость и предвидение неисчерпаемы, и близкие ему могут подтвердить, как он задолго указывал на события, сейчас уже совершившиеся на наших глазах, и на то направление, которое человечество должно будет принять, если не хочет погибнуть в создавшемся смятении.
Основным условием к этому спасению является его призыв к объединению всего культурного мира, к воспитанию нового сознания среди молодежи, сознания великого значения и приложения творческой мысли и широкого сотрудничества, утвержденного на понятии великой Культуры, или Культа Ура*. Между прочим, много можно почерпнуть для освещения его личности из им самим написанных «Введений» к Спинозе и Гете. Н.К. такой же солнценосец, как и Гете в его понимании. Чуйте всю истинную мощь, мощь незримую этого строителя солнечной жизни! Солнце его жизни сжигает все темное, все злобное и разрушительное. Так можно собрать много сильных и прекрасных фактов. Но лучше без сравнений. Пусть каждый великий дух стоит во всей мощи и красоте своего достижения. Не нам сравнивать их, ибо каждый из них несет свое задание, и каждое индивидуальное выявление прекрасно в своей неповторяемости. Давно сказано – «можем ли сравнивать сияние дальних звезд?». Эта формула применима во многих случаях.
* Ур (санск.) – Свет.
Дополнительные материалы: подборка писем Е.И.Рерих о супруге ее Николае Рерихе.
Сын Святослав Николаевич Рерих об Отце
Материал Международного Центра Рерихов о Николае Константиновиче
Академик Л.В.Шапошникова в своей статье «Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры» пишет: «Творчество и личность Николая Константиновича Рериха (1874–1947) имеют мировое значение. Рериха по энциклопедичности знаний, разносторонности таланта часто сравнивают с титанами эпохи Возрождения. Рерих был личностью уникальной, полностью не осмысленной ни современниками, ни потомками. Великий художник, крупный ученый, оригинальный мыслитель, неустанный путешественник и планетарного масштаба общественный деятель, он обладал внутренним синтезом знаний и творчества, обуславливавшим целостный подход к разным областям научной и художественной деятельности. Такой синтез создает условия, при которых любая сфера деятельности Рериха не только тесно связана с другими, но и находится в процессе взаимопроникновения, в неотрывной взаимосвязи. Рерих был блестящим историком, причем его исторические предвидения нередко имели пророческий характер. Рерих был крупным археологом и этнографом. Наука и искусство в пределах синтетического пространства внутреннего мира Рериха тесно взаимодействовали, проникая друг в друга и составляя единое целое».
Всю свою жизнь посвятил Н.К.Рерих России. «Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения», – отмечал великий художник.
О международном признании Н.К.Рериха свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом.
Борис Андреевич Данилов и Борис Николаевич Абрамов о Н.К.Рерихе
***
«Их величие в простоте и в огненной устремленности к своей цели«. Эта простота, которая не выделяла их среди людей. Внешне они были, как все, так же ходили по земле, так же одевались, так же кушали, пили, так же имели радости, так же претерпевали и горести, которые встречались на их пути. Они были людьми простыми, такими же как мы, — так определяли их ученики. Но к этому они добавляли фразу об «огненной устремленности к цели». Вот это ставило их уже на уровень неземной, на уровень, который намного опережал нас. (1, с. 31).
***
«Ему свойственная была именно широта мышления, широта восприятия, широта понимания (и широта, и полнота), полная отдача себя на служение людям, человечеству.» (1, с.32).
***
«Николай Константинович никогда не замыкался в своих идеях, как говорят его ученики. Он понимал культуру в планетарном масштабе и отлично понимал слово «Культура» как объединение двух корней: «Культ» и «ура». «Культ» — Служение, «Ур» — Огонь, Свет, то есть служение Свету. Он был истинным служителем Света. Он принимал все лучшие творения человеческого гения — и в живописи, и в музыке, и в поэзии, и в прозе и не отвергал их, если они стояли на пути служения человечеству.» (1, с.32).
***
«Он [Н.К.Рерих] принимал все лучшие творения человеческого гения — и в живописи, и в музыке, и в поэзии, и в прозе и не отвергал их, если они стояли на пути служения человечеству.
А у нас даже те, которые называют себя последователями Рерихов, нередко ограничивают круг своих художественных предпочтений, поклоняясь только картинам Николая Константиновича.
Действительно, картины эти прекрасны, потому что в них заложено прекрасное. Но нужно понимать, что Николай Константинович — это широта, которую вместить очень трудно. Он никогда нигде не говорил: «Смотрите только на мои картины и не вздумайте смотреть на Верещагина, на Шишкина, на Репина или на иностранных мастеров живописи». Нет! Он также их ценил, также ими восхищался, также отдавал им должное» (1, с.32).
***
«Величие Николая Константиновича заключалось в том, что он ценил, отдавал должное всякому истинному творению культуры: всему, что будило в людях сознание и что влекло по пути эволюции» (1, с.32).
***
«Качество, которое отмечали ученики Николая Константиновича, — это преданность, преданность делу служения Иерархии Света, преданность пути эволюции. Никакие соблазны, никакие трудности, никакие препятствия не могли его столкнуть. Это была преданность, которая, можно сказать, измерялась неземными мерками. И это подкреплялось устремлением» (1, с. 36).
***
«У Николая Константиновича каждая минута бы на учете. Целесообразность и соизмеримость в отборе дел были важнейшими дополнениями к его пониманию трудолюбия»
(1, с. 37).
***
«Развитию сердца учил Николай Константинович Рерих нас через учеников своих» (1, с.44).
- Данилов Б.А. Он учил развитию сердца, 1992 // «И Борис принесет кирпич на построение Нового Храма»: Сборник избранных статей, выступлений, писем, воспоминаний, посвященный 85-летию со дня рождения Б.А. Данилова. — Новокузнецк, 2013.
Перейти: статья о живописи Н.К.Рериха.
Статьи Н.К.Рериха:
- «Некоторые древности пятин Деревской и Бежецкой».
- «Каменный век на озере Пирос».
«По поручению Императорского Археологического общества в 1899 г. совершил поездку в Псковскую, Новгородскую и Тверскую губернии с целью обследования археологических памятников. Вначале он посетил Новгород, где встречался с В. С. и В. В. Передольскими и другими местными краеведами. Также побывал во многих деревнях Старорусского уезда. Результатом его командировки явился отчет, иллюстрированный рисунками автора – «Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца» (1899 г.). В том же году вышел очерк «По пути из варяг в греки» с описаниями примечательных мест во время путешествия по Неве, Ладожскому каналу и Волхову. Сенсацией в России и Европе стали раскопки Рериха на озере Пирос (между Валдаем и Боровичами) стоянки эпохи неолита. Результаты археологических изысканий изложены в очерке «Каменный век на озере Пирос». В 1902 г. Рерих вел раскопки близ Окуловки на берегу озера Боровно. Ценную коллекцию предметов удалось собрать при раскопках кургана близ с. Полищи в Крестецком уезде и у с. Кончанское Боровичского уезда на берегу озера Шерегодро. У Кончанского Рерих обнаружил большое количество
изделий неолита. В 1903 г. вышел очередной отчет: «Некоторые древности пятин Деревской и Бежецкой». На основе новгородских этюдов созданы некоторые картины из серии «Начало Руси. Славяне». Исторические события, природа, архитектура новгородского края изображены на картинах и этюдах «Спас Нередица» (1898 г.), «Волхов» (1899 г.), «Домовичи», «Городок», «Озеро», «Лес», «Сосны» (1902 г., сделаны в Окуловке и окрестностях), «Иверский монастырь», «Палаты Никона», «Стены Иверского монастыря» (1904 г.) и др. В Новгородском музее-заповеднике хранятся графические работы художника: «За морями земли великие» (1910 г.), «Озерная деревня» (1915 г.), «Чудь под землю ушла». Рерих – инициатор международного движения в защиту памятников культуры, в т. ч. новгородских.»
Источник: страничка ВКонтакте Государственного архива Новгородской области.
«И в творчестве Рериха-археолога, автора работ, посвящённых древностям Новгородской и Псковской земли, с такой же эстетической богатырской силой звучат мотивы героического прошлого русского народа, гордости за наше великое культурное наследие, за вечные памятники нашей культуры. И гордости и гнева — «Застрелили Пушкина и Лермонтова, отлучили от церкви Толстого, препятствовали Ломоносову и Менделееву войти в Академию наук. Можно написать ужасающий синодик…. всяких поношений и разрушений», — пишет он Булгакову в январе 1937 года. Этими чувствами, этой борьбой за всё русское, народное, фольклорное наполнено творчество художника. И его «Гонец», и «Варяжское море» с крылатыми, как лебеди, ладьями на синем море, «Покорение Казани», «Сеча при Керженце», «Князь Игорь» и многое, многое другое, не исключая грандиозных по размаху церковных росписей и мозаик. Именно не исключая этих росписей и мозаик, потому что и в них вместо официального казённого православия царит иной дух народного эпоса и сказочного полёта фантазии.
И вот уже в полной зрелости своего таланта, на вершине лет художник начинает новый путь. На этот раз не в Рим и не в Париж, не в Швейцарию, а в иные и далёкие страны — на Восток.
Об этом новом этапе в творчестве Рериха, отмеченном грандиозными открытиями в познании духовного мира и художественной культуры Востока, новыми вкладами в мировоззрение самого мастера, написано много статей и книг.
Так много, что всё это даже как бы отодвигает и заслоняет первый северный этап. На самом же деле одно не может быть понято и раскрыто полностью без другого. Между ними пролегает не пропасть, а сохраняется незримая, но ощутимая связь.
Эта связь — в гуманизме мировоззрения Рериха как художника, мыслителя и при этом не созерцателя, не отшельника, а человека действия.»
Археолог, академик А.П. Окладников, «Слово о Рерихе».
Очерк Н.К.Рериха «Культурное единение».
«Если вас спросят, в какой стране вам бы хотелось жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете, с достоинством вы можете ответить: «Мы хотели бы жить в стране великой Культуры». И тогда вы поймете, что мир будет там, где почитание красоты и знания.»
«…насколько большее значение мы должны придавать творчеству духа, как ведущему началу нашего бытия. С неутомимой чуткостью и благожелательностью будем отмечать деятельность работников культуры».
«Мир и Культура делают человека непобедимым, и, познавая законы духа, он становится терпимым и всевмещающим. Проявление нетерпения есть признак слабости. Если бы мы только осознали, что любая ложь, любая ошибка станут явными! И потому ложь глупа и бесполезна. Что же скрывать тому, кто посвятил себя Миру и Культуре? Помогая ближнему, он способствует общему благу, что ценилось во все века».
«Единение! Единение! Единение!». (Фрагмент. Перейти к полному тексту очерка «Культурное единение»)
Статьи и очерки Н.К.Рериха, изданные им в сборнике «Знамя Мира» о периоде подготовки и подписания Пакта Рериха и Знамени Мира.
Некоторые очерки Н.К.Рериха о Пакте Рериха и Знамени Мира.
Публикации сайта о Н.К.Рерихе
- Художник, ученый, путешественник, гуманист. К 146-летию со дня рождения Н.К.Рериха
- Международный день культуры появился благодаря русскому художнику
- Пакт Рериха по сохранению культурных ценностей человечества. Из воспоминаний очевидца
- Событие, достойное памяти
Итак, четыре эволюционные действия семьи Рерихов — это Живая Этика (Агни Йога), Центрально-Азиатская экспедиция, Пакт Рериха и Знамени Мира, Институт гималайских исследований «Урусвати».