- Актуальность
- Аннотация проекта
- Программа, содержание бесед
- Вовлечение педагогов
- Масштабирование
- Ожидаемый результат
В повседневной жизни каждому встречались признаки кризиса культуры: от малышей, воспитанных гаджетами, до канцелации (cancel — отмена, англ.) русской культуры, от информационных войн до ядерных угроз.
Кризис культуры констатируется в таких работах, как например,
1. в материалах ЮНЕСКО: В моменты кризиса людям нужна культура..3. «Культура: корни кризиса».— поиск причин кризиса культуры.
4. Макаров А.И. Кризис устоев культуры. Про будущее культуры // Педагогическая конференция. Круглый стол. — Алтай, с. Усть-Кокса. — 2019. — о причинах проявления кризиса культуры как разрыва преемственности между поколениями 80-90-х годов и поколениями 2000 и 2010 годов.
Многие социальные и политические проблемы на планете разрешились бы, если бы понятия Красоты и Культуры смогли войти в нашу каждодневную жизнь. Глядя на современное общество пока еще нельзя сказать, что оно пронизано идеями Красоты и Культуры.
Каждый ребенок может получить умение мыслить и определенный объем знаний в школе и институте. Это очень важная, но лишь часть нашей жизни.
Красота есть также устой нашей жизни. Чувство прекрасного присуще каждому от природы, с рождения. Ради создания или приобщения к красоте мы строим, шьем, создаем орудия труда, мастерские, едем в дальние страны. Действительно, ведь Красота — это источник силы и радости. Часто, проходя мимо красоты, люди будто не замечают ее. А «Красотой держится мир», — говорили древние…
Согласно концепции Культуры Н.К.Рериха через синтез искусства, науки и религии человек может выстроить точную картину мира, а значит подойти к Культуре. Первыми этапами приобщения к широкому понятию Культуры являются:
|
«Созерцанием прекрасного мы возвышаем себя». Платон
«Каждый чувствует истину красоты.» Н.К.Рерих. Новая Эра. «Предмет красоты нужно уметь ценить и видеть как таковой. Иными словами, отклик на красоту исходит изнутри нас самих. Мы реагируем на то, что нам созвучно, а если этого нет внутри нас, то и не можем реагировать. Способность видеть красоту нужно воспитывать», — пишет художник Святослав Николаевич Рерих в книге «Искусство и жизнь». Восприятие Красоты изменяет внутреннее состояние: «Он весь светился от соприкосновения с красотой», — из воспоминаний об ученике Н.К.Рериха Борисе Николаевиче Абрамове. М.Ф. Достоевский говорил: «Красота спасет мир», а Н.К.Рерих добавлял «Осознание красоты спасет мир». |
|||
2. Понятие культурного наследия как формы воплощения Красоты | Сбор информации об объектах культурного наследия и их популяризация помогает прикоснуться к живительному источнику Красоты и Культуры, помогают осознать их первейшую значимость в нашей жизни.
“Практично и выгодно выдвигать и охранять сокровища культуры. …Новое утверждение жизни будет воздвигнуто…,” — пишет Н.К.Рерих в своем очерке НОВАЯ ЭРА. Каталогизация и сравнение объектов культурного наследия ведется в России и мире, например, государственные Сбор информации об объектах культурного наследия и их популяризация помогает прикоснуться к живительному источнику Красоты и Культуры, помогают осознать их первейшую значимость в нашей жизни. Ведут реестры объектов культурного наследия государственные, научные и общественные организации. Истинная красота народного достояния, ее воздействие на нас — есть «топливо» для внутренней трансформации, чтобы становиться лучше, человечнее. |
|||
3. Необходимость сохранения и защиты культурного наследия. Международная защита культуры начала формироваться с конференций Пакта Рериха и Знамени Мира и его подписания. | «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее», — пишет Н.К.Рерих в очерке «По старине».
Изучая состояние памятников культурного наследия, с трудом отыскивая бесценных носителей фольклора и мудрых традиций, осознаем необходимость оберечь и сохранить все источники Красоты и вдохновения от забвения и разрушения. Дальнейшими этапами приобщения к Культурному достоянию могут стать потребность в более подробном изучении объекта культурного наследия, потребность понять внутренний смысл и задумку автора, а, возможно, и появление стремления поделиться вдохновением через свое творчество. |
Педагогическая цель:
Знакомство с идеей Пакта Рериха и Знамени Мира и идеей «Мир через Культуру» коллективов детских школ искусства. Проживание детским коллективом трех этапов практического освоения идеи Пакта Рериха и Знамени Мира.
Педагогические задачи Бесед:
- Дать переживание Красоты, дать понятие Красоты и его границы.
- Дать понятие культурного достояния как формы воплощения Красоты. Границы понятия культурное наследие. Поддержать любовь к изучению культурного наследия своего края.
- Поддержать в ребятах рождение потребности сохранять и защищать культурное достояние. Познакомить с Н.К.Рерихом — художником мастером гор, певцом культуры, руководителем Центрально-Азиатской экспедиции, а также с историей подписания Пакта Рериха и Знамени Мира. Познакомить с символикой Знамени Мира.
- Пленэр. На практике пройти этапы
- поиска красоты в привычной среде,
- переживания красоты объекта культурного наследия, его исследование,
- сохранение его особенностей через зарисовку,
- в дальнейшем, возможно, создание законченного художественного произведения по пленэрным зарисовкам.
За несколько встреч за один учебный год могут быть проработаны лишь начальные этапы приобщения к Культуре.
и Знамени МираПрактика в
формате пленэра
Красота как фундаментальный принцип жизни.
Дать опыт переживания Красоты. Развитие умения видеть Красоту в окружающем мире.
Знакомство с творчеством С.Н.Рериха: «Как я стал художником». Красота есть устой жизни. Чувство прекрасного присуще каждому от природы, с рождения. Красота шире чем искусство, не совпадает с попкультурой.
- Беседа о красоте. Погружение в Красоту в жизни. Осознание красоты.
Дать понятие Красоты как устоя жизни, более широкого, чем искусство, дать переживание Красоты. Красота не только для художников. Красоте не только в музее. Познакомить с пониманием Красоты по книге художника с мировой славой Святослава Николаевича Рериха (книга «Искусство и жизнь»). Выявить границы понятия Красоты и истинного искусства.
Удовлетворение индивидуального уровня потребности ребят в красоте.
- Переживание опыта напитывания красотой: музыкально-живописная презентация/фотогалерея, викторина о красоте, знакомство с выставкой.
- Осознание красоты: воодушевлением и вдохновением от Красоты можно делиться, можно изучать и узнавать, можно ухаживать и заботиться.
Пригласить к участию в конкурсах рисунка, живописи или в фотоконкурсе.
Домашнее задание: узнать о ценности архитектурных форм, изображенных в материалах выставки. Раскраски о горах — повтори колористику великого художника для создания открыток о дружбе ученикам ДШИ — будущим участникам проекта.
Оформление класса/зала: музыкально-живописная композиция о природе, выставка.
Знакомство с мировым, российским и областным культурным наследием.
Развитие внимательности и знание, где могут быть обнаружены украшающие элементы.
2. Беседа о культурном наследии как форме воплощения Красоты
Познакомить с разнообразием направлений культурного наследия (от археологического наследия, до архитектурного, воспитательного — мифического, фольклорного и философского наследия, а также ремесел и традиций). Расширить понятие культурного наследия: кроме общепризнанных далеких объектов культурного наследия, существует культурное наследие и совсем рядом.
Пояснить значимость культурного достояния: «Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем…»*, «Контейнеры энергии»**.
- Примеры объектов культурного наследия своего региона, своего населенного пункта.
- В поиске красоты: украшения в сибирском деревянном зодчестве, викторина «Внимательный глаз» на поиск красоты.
- О культурном наследии: что относят к культурному наследию, какое значение имеет народное достояние, местные объекты культурного.
- Присоединиться к группам друзей: изучение, выявление, популяризация культурного наследия.
- Движения в защиту культуры: о Пакте Рериха и Знамени Мира.
- Фотоконкурс «Культурное наследие. Новый взгляд».
Детям: «Внимательный глаз» / групповая игра «Найди пять отличий».
Подросткам: рисование разрушенных ОКН, как бы они выглядели в реставрированном виде, разработка плаката/стенгазеты о культурном наследии.
Юношеству: о Культуре в социуме.
Удержание темы через организацию сменяемой выставки на территории учебного заведения.
Пригласить к участию в конкурсах рисунка, живописи или в фотоконкурсе.
Домашнее задание: изучить памятники и здания своего населенного пункта, обнаружить красивые, выстроенные с любовью и заботой о прохожих, дома и подготовить иллюстрированный рассказ о его стиле, значимости, ценности. Нарисовать традиционные крестьянские избушки или местные объекты культурного наследия по фотографиям.
Оформление класса/зала: музыкой, слайдами орнамента деревянной резьбы.
Познакомить с Н.К.Рерихом — мастером гор, руководителей Центрально-Азиатской экспедиции, а также с историей подписания Пакта Рериха и Знамени Мира. Познакомить с символикой Знамени Мира.
3. Беседа о необходимости сохранения и защиты культурного наследия, о Пакте Рериха и Знамени Мира.
-О Н.К.Рерихе — он Мастер (самосовершенствование), о культуре его труда («Большой совершенный человек», «работал не спеша, без суеты», но им написано более 7000 полотен, публицистика, стихи и рассказы, заложено множество организаций), о его внутренней культуре («приветствовать всё светлое во встречном»), о его “Несломимом устремлении” (Б.А.Данилов со слов Б.Н.Абрамова).
-О девизе Н.К.Рериха: “Мир через Культуру”, который хотел видеть людей всего мира в единстве, в совершенствовании: видел, носил, как собственные раны, кризисы человечности и человеческие пороки.
-О мировой договоренности «о примате духа над экономической целесообразностью»: Гаагская конвенция / Пакт Рериха и Знамени Мира. Символ Триединости, встречающийся во всех народах, — пометка и символ о нейтральности, общечеловеческой и вневременной ценности ОКН.
— История Гаагской конвенции: День подписания Пакта Рериха и Знамени Мира — 15 апреля 1935 — провозглашен Международным Днем Культуры, Гаагская конвенция 1954/72 года ООН ЮНЕСКО, восстановление работы ВООПИиК , академик Д.С.Лихачев. Дом Лихачёва в Новосибирске, Фотоконкурс “Культурное наследие. Новый взгляд” объявляет о приеме работ.
— Организации, сохраняющие культурное наследие, например, ЮНЕСКО, гос.реестр памятников, научный фонд «Хранители культурного наследия».
- Рождение идеи:
- любовь и красота природы. Об имении Извара, Ленинградская область,
- путешествия и коллекции по Изваре (археологические и геологические коллекции),
- приобщение к героическим сюжетам истории края, различия культуры и цивилизации,
- занятия живописью, утончающие восприятие,
- участие в работе Императорского общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины,
- организация Школы поощрения художеств, основание в Нью-Йорке Института Объединённых Искусств и «Короны Мунди»,
- Мир через Культуру.
- Символика Триединства в веках и народах
- История подписания
- Н.К.Рерих о воспитательном значении Пакта Рериха и Знамени Мира.
Приглашение Н.К.Рериха посещать и изучать местное культурное наследие: «Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным». («По старине»).
4. Пленэр у объекта культурного наследия
Выбор детей-художников, с каким объектом культурного наследия они бы хотели познакомить гостей и своих зрителей.
Пакт Рериха и Знамя Мира призывает к выявлению, изучению, популяризации, сохранению и защите объектов культурного наследия. В ходе рисования с натуры наше представление детализируется, а картиной могут полюбоваться и друзья.
Подготовка к пленэру: походные живописные материалы, рамка-видоискатель под формат.
- Поиск и зарисовка местных объектов культурного наследия — запечатление красоты.
Во время пленэра беседуем об истории найденного объекта, об элементах декора, о строителе-мастере и его «послании» нам. - Задачи пленера: создание большого количества нейронных связей. Командная работа ребят.
- В качестве летнего домашнего задания детьми изучаются архитектурные стили, виды орнаментов, используемые для украшения зданий не только в населенном пункте, но и в районе; приглашаем всех к семейным путешествиям по району.
Провести вставку детских пленэрных работ. Провести награждение участников конкурсов.
Возможности педагогам для продолжения работы
- Выставка
- Домашние задания
- Сообщества друзей организации Культурное единение
Педагоги получают новостную рассылку с приглашениями на выставки и о торжественных датах, связанных с культурой. 15 апреля предлагаются материалы к Международному Дню Культуры.
Заинтересованным педагогам передаются дополнительные материалы для продолжения работы. Это презентации, учебные фильмы, созданные детьми и подростками Новосибирска и видеолекции и книги об искусстве, о творчестве художников, о Пакте Рериха и Знамени Мира.
Некоторые ДШИ приняли участие в детских конкурсах с результатами нашей совместной работы. Слушатели и участники конкурсов начинают интересоваться программой, разыскивают наши контакты, приглашают на свои площадки.
Также на сайтах многих учебных заведений есть форма обратной связи и принимаются предложения по улучшению работы. Предложения могут поступать именно через такие формы.
Договор о сотрудничестве в отдельных случаях может быть предложен по итогам проведения интересной выставки, лекции или концерта.
Копилка идей:
Встроить в деятельность Ночь Музеев.
Подстроить программу под юбилейные даты муниципалитетов, культурных деятелей. Например,
- 2022 год — культурного наследия,
- 2023 — год учителя, юбилейный год Ушинского,
- 2024 — год 100-летие Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха.
Егора Ковальчука (ИТОГИ: Кругосветная экспедиция на велосипеде: «по Миру на велосипеде, и Вокруг» 2014-2016, — Risk.ru).
Выезжая из России, он запасся открытками детей на тему Мира. И как почтальон возил их в новые страны, незнакомым детям, там где удавалось пообщаться со школами. Принимающие его школы так же рисовали открытки о Мире, и он вез их дальше.
Среда для дальнейшей творческой деятельности
- Домашние задания для подготовки к следующей встрече.
- Работа педагога с выставкой.
- Вовлечение в сообщество — «НСО-ОКН.СибНаследие.РФ»:
- изучение культурного наследия своего края;
- фотоконкурс «Культурное наследие. Новый взгляд»;
- онлайн-галерея живописных работ различных художников о культурном наследии Новосибирской области;
- деятельность Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (НОО ВООПИиК).
- В беседах используются фотографии ОКН от участников фотоконкурса, находки фотопутешествий по Новосибирской области.
Удержание темы в коллективе ДШИ через встраивание желающих в дело популяризации культурного наследия:
-
- знакомство с проектами «СибНаследие.РФ»,
- областным фотоконкурсом «Культурное наследие. Новый взгляд» и
- знакомство с деятельностью общественных организаций по охране культуры, например, региональных отделений ВООПИиК.
Процесс поиска, выявления, изучения культурного наследия соединяет в себе и поиск Красоты, и научный метод. Переоценка ценности объекта культурного наследия — это соотнесение с вечными общечеловеческими ценностями. Если при этом дело ребят заинтересовало и вовлекло, то они получают, согласно концепции Культуры Н.К.Рериха, опыт синтеза Культуры. В процессе практического рисования все пережитое еще раз проигрывается, но уже подготовленное для потенциального зрителя картины.
Ожидается формирование группы активистов культуры среди будущих художников.
«Все больше и больше около старины накопляется задач, решить которые могут не одни ученые, но только в единении с художниками, зодчими и писателями. <…>старина, правильно понятая, может быть доброй почвой не только научной и художественной, но и оплотом жизни в ее ближайших шагах» (Н.К.Рерих, «По старине»).
Что выберет для себя каждый из прошедших эту программу? Время покажет. А С.Н.Рерих подсказывает, что Культура несет ответ, как «улучшить нашу жизнь сегодня и как прожить завтрашний день лучше, чем сегодняшний». Е.И.Рерих пишет: «Желание поделиться своими знаниями, своим искусством, желание порадовать человека и помочь ему понять красоту жизни есть служение».
Сотрудничество с ДШИ может быть рассмотрено как социальный проект «Дома культуры и школы искусства — очаги творчества, сохранения красоты и почитания носителей культуры» культурно-патриотического направления.
В будущем, возможно, эти идеи могут стать обязательной частью обучения в ДШИ.
Дополнительные материалы
Перейти к материалам реализации проекта в НСО.
__________
* Н.К.Рерих. НОВАЯ ЭРА
** Л.В.Шапошникова. Актуальность Пакта Рериха в современном мире.