2014 год. Руководитель национального комитета Пакта Рериха, благотворительной организации «Каритас», Лейля Штробль.
– Лейля, расскажите, пожалуйста, что представляет собой Пакт Рериха?
– Это очень интересный и уникальный Пакт, инициированный одним человеком – Николаем Рерихом, это декларативный документ в рамках международного права, который устанавливает основные принципы защиты культурного наследия всех народов в мирное и военное время и его дальнейшее развитие.
– Немногим известно, но именно по инициативе советской стороны была восстановлена Венская опера. А какие еще выдающиеся дела были осуществлены хранителями Пакта Рериха?
– Есть целое международное движение в поддержку идей Пакта. Цель его работы – воспитание у людей всех поколений уважения и бережного отношения к культуре,
ведь именно это залог ее сохранности. Защитная же функция Пакта принадлежит государствам, его подписавшим (Пакт Рериха в 1935 году подписали 22 страны Северной и Южной Америки). Интересно также отметить, что принципы Пакта Рериха легли в основу Гаагской конвенции ЮНЕСКО о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.), и даже в тексте самой конвенции указано, что в ее основе лежит этот Пакт, подписанный 15 апреля 1935 года в Вашингтоне.
– Сам Николай Константинович Рерих говорил: «Служащий культуре перестает быть мечтателем, но делается воплотителем высочайшей и светлейшей мечты в жизни». А какая у вас самая заветная мечта?
– Стать культурным человеком. Для меня образованность еще не является культурностью в полной мере. Человек культурный, он, прежде всего, терпимый, с уважением относящийся к встречному, вне зависимости от различий, неравнодушный, спешащий помочь ближнему, человек интересующийся, тонкий и творящий.
Источник: Л. Штробль. Научиться летать легко! // Новый Венский журнал. 08.05.2014
2021 год. Искусствовед Михаил Казиник.
Самое главное и самое серьезное на Земле, в жизни цивилизации, заключается в том, что существует саморегуляция. То есть когда человечеству плохо, когда оно на грани катастрофы, начинаются какие-то процессы, которые инициированы особыми людьми. И эти процессы помогают человечеству двигаться дальше. Таким явлением была эпоха ренессанса <…>. Позже появились удивительные люди ( которых назвали просветители <…>), [чтобы] научить людей думать, читать. Людей нужно просвещать <…>. Идеи просвещения, как и идеи ренессанса сохранились в духе человечества, в духе культуры, искусства, мышления <…>.
Но иногда, когда у общества не хватает совместных сил, то в самые тяжелые времена на Земле появляются отдельные личности, которые сами по себе соединяют идею ренессанса и просвещения. Эти люди — как бы посланники космоса. И они в своих посланиях, в своем творчестве, в своей бесконечной безумной деятельности продвигают человечество вперед. Именно к таким космическим гениям относятся Николай Константинович Рерих и Михалоюс Константинас Чюрленис <…>.
Их объединяет самое главное стремление — стремление объединить все маленькие культуры — все ручейки — в одну огромную культуру, в одну гигантскую океаническую Культуру. Кем был Рерих? Это ведь и ученый, и этнограф, и философ, художник и деятель, мыслитель. Он соединил легенды, все легенды, все крупнейшие мифы: там ведь и миф христианства, там потрясающий миф индуизма. И вот это соединение великих религий, великий культур, великих стран, великих тенденций порождает новое мышление. Так родилась Живая Этика.
Чюрленис понял тайну христианства, он понял идею антропософии, он понял идеи всех великих религий, и пытался из воссоединить их в одном порыве, в одном стремлении <…>. Столько вместить человеческий мозг не состоянии.<…> За 6 лет он создал гигантский космос.
И Рерих, и Чюрленис очень хорошо поняли, что Микрокосм и Макрокосм едины. Оба поняли, что изобразительное и выразительное — музыка и живопись — это главные ипостаси бытия, через них можно понять и постигнуть самые глубинные явления мира. Время Рериха и время Чюрлениса по настоящему еще впереди. <…> Чюрленис не художник. Он выше! <…> Вся совокупность его [Рериха] картин — это не что иное, как Гимн Культуре, гимн единения человека с природой <… > Рерих, Чюрленис <…> — они посвящены в такие тайны, в которые их мозг по-разному вклинивается <…>.
И будут учить в школе и Живую Этику, и связь между музыкой Чюрлениса и его изобразительным искусством<…> У этих гениев у Рериха и Чюрлениса все впереди. Их ждет невероятное будущее, а нас ждут великие открытия… Я желаю Вашей встрече настоящего успеха, а всем желаю счастья. Ваш Михаил Казиник.