Знак Знамени Мира – знак Триединства – один из древнейших символов человечества. Н.К. Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, проводимых в различных регионах планеты, в результате изучения памятников искусства разных времён и народов он обнаружил, что этот знак прошёл через историю и культуру многих народов мира: «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всём этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несёт тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знамёнах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия».
ЗНАМЯ МИРА «PAX CULTURA». 1931
В 1930 году, ещё до подписания Пакта о защите культуры, Н.К. Рерих писал, что Пакт «предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами».
Когда главы 20 государств Северной и Южной Америки подписывали в 1935 году Пакт Рериха, Николай Константинович ещё раз напомнил всем о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символа этого Пакта. «Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается и над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели и пустыни. Знамя поднято. В духе и в сердце оно не будет опущено. Светлым огнём сердца процветёт Знамя Культуры. Да будет!»
Символ Знамени Мира никогда не обозначал принадлежность к какой-либо нации или религии. «Этот Международный Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересов, – отмечал Н.К. Рерих. – Наоборот, он подымает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своём ведёт к великому понятию Прогресса и Мира».
Художник призывал «повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего».
Тогда, в те тревожные предвоенные годы, не все правительства считали Пакт Рериха чем-то важным. Не подписало его и правительство СССР. Человечеству планеты понадобилось пройти через огонь и разрушения войны, через уничтожение ценностей культуры, чтобы понять, как важен был Пакт Рериха, какой большой смысл в себе заключал символ Знамени Мира.
ТРОИЦА. 1932
Н.К. Рерих связывал выбор знака Триединства для Знамени Мира с тем впечатлением, которое произвела на него икона Андрея Рублёва во время посещения Троице-Сергиевой Лавры. В письме председателю Парижского Комитета Пакта Рериха барону М.А. Таубе он писал 13 февраля 1932 г.: «Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвящённой смыслу значения знака Знамени. <…> Скажите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные или злонамеренные объяснения, о смысле этого Изображения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщённому христианству и так прекрасно претворённой в иконе Рублёва «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ – символ древнейшего христианства, освещённый для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублёва».
В гениальной «Троице» Андрея Рублёва как бы незримо присутствует круг, символизирующий триединство Божества. Рерих в своей картине «Знак Троицы» (1932), выявляя этот круг и сближая нимбы ангелов, получает ясную композиционную формулу. Знак Знамени Мира раскрывается здесь через знак Троицы. Согласно мифологическим представлениям, на вершине мировой горы, куда Рерих помещает Троицу, находится Дом Божий. Сияя на фоне небесного Иерусалима, знак Троицы – знак Знамени Мира с чашей Христа – славит гармонию высших сил и высшую любовь в её жертвенном подвиге.
МАДОННА ОРИФЛАММА. 1932
Картина «Мадонна Орифламма» или, как её называл сам художник, «Владычица Червонно-Пламенная» символизирует всё движение за мир. Здесь Мадонна, изображённая сидящей, держит в руках развёрнутое Знамя Мира. За окнами на заднем плане виднеются города, храмы, замки, и Мадонна в неусыпной страже над святыми ценностями, собранными в них за многие века. За её фигурой виден далёкий пейзаж с высокими небесами, наполненными светом. Такой же свет исходит и от мадонны. Взгляд её потуплен, а лик её столь же чист, целомудрен и красив.
Орифламма (алая боевая хоругвь французских королей) призывает здесь не к сраженью, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники XV века.
Лучшим пояснением к этому трогательному и величественному образу служит стихотворение «ВЛАДЫЧИЦА ЗНАМЕНИ МИРА», написанное Н.К. Рерихом в 1936 году белым стихом:
Владычица червонно-пламенная! Владычица Знамени Мира! К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же поднимет Знак Мира, Знак Сохранения Высших Сокровищ? Кто же, кроме Тебя, придёт нам на помощь Знамя поднять, знак созиданья народам? Бурно море и губительны вихри, но Ты Знамя поднимешь и наполнишь сердце людское сознаньем о священном Хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот Знак. Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений землю унизило. Знаешь Ты все поношения самого лучшего, самого нужного людям. Если стадо не знает опасности, то ведь Ты, Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь. |
И ветры нагорные повсюду Приказ пронесут Твой: Хранить, и строить, и складывать Светлое Завтра. Твой Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыхание Твоё исцеляет все раны и Рука Твоя разве не строит, легко прикасаясь к созидательным камням творенья? Вот мы и просим Тебя поднять этот Знак Триединости Мощной. Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе разрушенье и уничтоженье прекрасных начал. Ты не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения. И потому Ты поднимешь, и сохранишь, и укажешь народам Знак Охраненья мирных прекрасных Сокровищ! Знак Путеводный для каждой творческой Мысли!Знак Утвержденья и Света.Помоги, Владычица Знамени Мира! |
В какой-то мере «Орифламма» явилась откликом Рериха на женское движение за равноправие. В обращении к «Обществу единения женщин» художник писал в 1931 году: «Женщины, ведь вы соткёте и развернёте Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжёте у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте… Вы произнесёте священное слово Культура».
СОФИЯ-ПРЕМУДРОСТЬ. 1932
В 1932 году Н.К. Рерих создаёт картину «София-Премудрость», где изображает царственное женственное существо, реющее над миром на огненном коне. «Среди почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения: «Святая София – Премудрость Божия». В часы вашего высшего вдохновения эта Мудрость шепнёт вам: «Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!» На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в Пространстве Святая София, Мудрость Всевышнего». (Н.К. Рерих)
«София-Премудрость» ведёт свои истоки от православных христианских образов. Вместо спокойного и торжественного образа традиционных икон Софии Рерих создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила – воеводы-предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии – диск солнца. Она сама как посланец солнца, как воитель Света.
В основном художник строго придерживается иконописных правил, кроме одного бросающегося в глаза отличия. София держит список не в левой руке, а в правой, и этот список раскрыт. На списке изображён символ Знамени Мира – три круга в окружности
и написано трижды по-древнегречески слово, что значит «свято». В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями. Все они представляют один мировой город за общей, кремлевской стеной, как бы, символизируя единство
созданий человеческих рук.
В образе героической Софии Н.К. Рерих воплощал свою веру в наступление эпохи
Матери Мира и возлагал большие надежды на женщину в дальнейшем развитии человечества. Он призывал: «Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет!
Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота».
Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придёт новый мир.
МАДОННА ЗАЩИТНИЦА. 1933
На картине «Мадонна Защитница» изображён город, который покрывает своим плащом Святая Мадонна. Эта картина была написана в 1933 году в связи с Пактом Рериха, провозглашающим защиту культурных ценностей. На ней город символизирует творческое достояние людей, которое нуждается в защите, покровительстве. И такая защита приходит в образе Мадонны, осеняющей своим покровом город. Мадонна как бы отождествляется с ним, становится с ним одним целым.
Рерих не случайно связывает город и высокое Женское Начало. В древности города чаще всего посвящались какому-нибудь женскому божеству, без их покровительства невозможно было успешное существование города. Понимание значения женского божества как богини-градохранительницы, защитницы города от «врагов яростных» коренится в глубокой древности. Древние знали, что именно творческая сила космического Женского Начала созидает мир, творит мироздание, создаёт в нём порядок, гармонию и красоту, а также защищает и хранит его от наступлений хаоса.
Н.К. Рерих, хорошо знавший западноевропейское искусство, часто использовал знакомые сюжеты, усиливая и акцентируя некоторые их стороны. Для картины «Мадонна Защитница» он использовал образ Мадонны делла Мизерикордиа (Милосердия), часто изображавшейся на картинах художников эпохи Возрождения. «Мадонна Защитница» раскинула свой плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира. Под защитой плаща Мадонны изображены архитектурные шедевры Европы – соборы во Владимире, Реймсе, Сиене и Шартре, Архангельский собор Московского Кремля, собор Святого Петра в Ватикане и некоторые другие. На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира.
БЕЛЫЙ КАМЕНЬ. 1933
Во время Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) на территории Монголии и Тибета Н.К. Рерих встречал изображения Белого коня Эрдени Мори – Коня Счастья, несущего на спине Сокровище Мира – волшебный камень Чинтамани. В 1933 году легенду о Чинтамани, запечатленную на каменной глыбе, художник перенёс на холст в картине «Белый камень». Сокровище изображено в виде знака Триединства на седле коня без всадника в языках стилизованного пламени в окружении священных символов.
По народным преданиям, в давние времена из созвездия Орион упал на Землю чудесный Камень, посланный на помощь людям. В культурах разных народов всех веков встречается упоминание о камне или его символе. Осколок чудесного камня был вставлен в перстень древнееврейского царя Соломона, символом верховного жреца друидов был пояс со вставленным в него белым камнем, в Откровении Иоанна Богослова побеждающему в награду обещан «белый камень и на камне написанное новое имя,
которого никто не знает, кроме того, кто получает».
Е.И. Рерих в своих письмах поясняла: «Камень Белый в Откровении, конечно, может относиться к основному телу Камня, находящемуся в Твердыне Света, а также означать и появление осколка, находящегося в миру и сопровождающего Новое Провозвестие».
Н.К. Рерих писал: «На Гималаях, в Тибете и в Монголии постоянно приходится встречаться с упоминанием об этом сокровенном чуде. <…> О нём сложены всевозможные предания и песни. <…> Легендарный, испокон известный чудный камень, посещающий особо замечательные местности в особо нужное время».
«Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца затихает всё, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище». Николай Константинович также отмечал, что в сказаниях многих народов белый конь принадлежит герою (белые кони святого Егория, святых Флора и Лавра, литовского бога Световита, Гэсэр-хана и других). Ему предоставлено право ходить и одному, принося великую весть. Появление Эрдени Мори, несущего на себе волшебный камень Чинтамани, напоминало людям о неизбежном приходе Новой Эры.
ЧИНТАМАНИ. 1935–1936
В творчестве Н.К. Рериха особое место занимает образ чудесного камня, воплощения высшей мудрости. Этот камень известен разным культурам. В буддизме он носит имя «Чинтамани» – «Драгоценный камень мысли» и символизирует духовные сокровища, которыми способен овладеть просветленный ум. На иконах-тханках его изображают на спине белого или бледно-серого коня. Такое изображение Чинтамани нанесено на знаменитую тханку Шамбалы, которую Рерихи провезли по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928).
Белый конь с Чинтамани на спине изображён на сотнях и тысячах тибетских молитвенных флагов, развевающихся над опасными перевалами Гималаев, – этот конь спешит на помощь путникам.
Н.К. Рерих писал: «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он бросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдёт конь одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира: Норбу Римпоче – Чинтамани – Чудесный Камень, Мира Спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли нам конь одинокий Сокровище Мира?»
Согласно эзотерической традиции Востока, Камень этот был послан на Землю из созвездия Орион, и на месте его падения была основана Обитель Учителей Знания и Света – Шамбала. Там он пребывает и по сей день, являясь связующим звеном между Землёй и Дальними Мирами, а его осколок путешествует в мире, появляясь на пороге великих событий.
Вот что записал о нём Н.К. Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции: «В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень – Чинтамани индусов или Норбу Римпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые события. Будет сказано, как некий владыка владел этим камнем и как тёмные силы пытались похитить сокровище.
Ваш друг, слушая эту легенду, шепчет вам: «Камень этот черен, необуздан и пахуч и зовётся Началом Мира. И он шевелится, как одухотворённый. Так завещал Парацельс».
А другой наш спутник улыбнётся: «Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха». Но рассказчик у костра продолжает свой сказ о чудесных силах камня; как камень проявляется и как он указывает мировые события. «Когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет свой цвет, – этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и даёт возможность знать врагов и опасности или счастливые события».
Слушатель спрашивает: «А не этот ли камень на башне Ригден-Джапо? Не он ли даёт лучи, проникающие все океаны и горы на благо людей?»
Рассказчик продолжает: «Чёрный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира – так называется камень».
Картина Николая Рериха «Чинтамани» – символ высочайшего значения: она не только отражение гималайской легенды, но и знак того, что с высот духа всему человечеству посылается чудесное сокровище Мудрости, приход которого знаменует собой новую страницу Космической Эволюции.
МОНГОЛИЯ. 1938
В своих путешествиях по миру Рерих постоянно обращал внимание на петроглифы, которые встречались ему на горных путях, копировал их, а затем создал на основе своих наблюдений целый ряд произведений. Так, в 1935 году Рерих встречает изображение знака триединства на скалах Шара Мурена. Шара-Мурен – местность во Внутренней Монголии (Китай). Николай Константинович вместе с сыном Юрием побывали там летом 1935 года во время Маньчжурской экспедиции (1934–1935). В Шара-Мурене находился одноименный буддийский монастырь. По некоторым сведениям, позднее монастырь был разрушен. Есть и река с таким же названием (кит. Силамулуньхэ).
В своей статье «Везде», посвящённой знаку Знамени Мира, Николай Рерих писал: «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях – везде тот же знак.
Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нём нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить – одинаково нужны».
Знак также связан с восточными преданиями о Коне Счастья – Эрдени Мори и Сокровище Мира – Чинтамани. «…Ночью горят все звёздные палаты. Сияют все чудные знаки. Открыта Книга Величия. За горою полыхнул луч света. Кто там? Там кто прошёл? Не Эрдени Мори?
На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошёл Эрдени Мори». (Н.К. Рерих)
ПОРТРЕТ Н.К. РЕРИХА. 1939
Первым живописным увлечением Святослава Николаевича Рериха был портрет, и он написал их множество. «Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека, и я стараюсь писать портреты с тех людей, которых знаю». Одни из лучших его портретов – портреты родителей.
До 1947 года Святослав Николаевич создал более 30 портретов отца – Николая Константиновича Рериха. В 1935 году С.Н. Рерих писал: «Когда Отец вернется сюда [в Кулу из Маньчжурской экспедиции (1934–1935)], я напишу несколько его портретов в «традиционной» манере. Когда-нибудь они пригодятся как портреты Создателя «Пакта Мира». Имея эти портреты, позднее мы поработаем над тем, чтобы разместить их».
Через несколько лет художник пишет превосходный портрет отца, стоящего на фоне гор. В нём выражены непреклонность духа и спокойная мудрость. Величественный гималайский пейзаж с высокими крутыми пиками, который так любил Николай Константинович, глубоко созвучен с духовной сущностью портретируемого.
Горы Гималаев и Тибета хранят много знаков, связанных с легендами и философией местных народов, с их богатым фольклором, который много изучался Николаем Константиновичем. Не случайно Святослав Николаевич изображает отца рядом с камнем, где нарисован конь с Сокровищем Мира.