В творчестве Николая Константиновича Рериха образ России – один из самых красивых и проникновенных. Чувство Родины, своих глубоких корней всегда жило в его сердце. «Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь», – писал он.
Всем своим творчеством, художественным, литературным, эпистолярным, Рерих нёс миру весть о России, о её беспредельном духовном потенциале, о её синтетической, многообразной культуре. В Культуре, как справедливо считал Николай Константинович, – истинное спасение России и мира.
Без прошлого нет будущего, и единственный путь изучения своей культуры – обращение к её великому прошлому. «Прошлое для будущего» – именно этой формулой определял художник значение старины, в которой видел особый мир, таящий в себе многие загадки русской души.
Николай Константинович одним из первых заговорил об огромной художественной ценности древнерусской иконописи. «Познание икон будет верным талисманом в пути к прочим нашим древним сокровищам и красотам, так близким к исканиям будущей жизни», – писал художник. В православном искусстве он видел настоящую красоту и народную веру, а в самой религии – путь человека к совершенству, к Небесному Миру.
«Россия – не только страна мгновенного настоящего. Она – страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В её березовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам. В её окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные, глиняные чашки с кашей – жертвой. Над её степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев.
Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима –Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. Россия – могучий, хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времён, неохваченных доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия.
Россия грандиозна. Неповторяема.
Россия – полярна. Россия – мессия новых времён». (Н.К. Рерих)
ПРОКОПИЙ ПРАВЕДНЫЙ ЗА НЕВЕДОМЫХ ПЛАВАЮЩИХ МОЛИТСЯ. 1914
«Прокопий праведный – тот, что увёл тучу каменную от Устюга Великого. Тот, что за неведомых молился. …
Прокопий говорит:
– Не удаляйтесь Земли. Земля красная, злом раскалённая. Но жар зла питает корни Древа, а на нём свивает Добро преблагое гнездо своё. Принимайте труд на Земле. Восходите к океану небесному, нам тёмному. Берегите благое Древо: на нём Добро живёт. Земля есть источник горя, но из горя вырастают радости. Высший всех знает время радостей ваших.
Не удаляйтесь Земли. Посидим, о дальних странствующих подумаем». (Н.К. Рерих)
Прокопий был немецким купцом и торговал в Новгороде. Пленившись учением Православной Церкви, он отказался от папизма, принял православие и оставил торговлю. Жизнь православных иноков так подействовала на него, что он, раздав имение бедным, удалился в Великий Устюг и там вступил на новый путь юродства. Устюг он нашёл полузырянским городом с христианскими храмами. На паперти соборной церкви Прокопий стал проводить ночи в молитве, а днём ходил по городу, претерпевая насмешки, брань и побои.
На высоком берегу Двины, обдуваемый всеми ветрами, сидит Прокопий Праведный, благословляя проплывающих мимо него людей на долгое плавание к синему морю. Он изображён силуэтом, обобщенно, показан как часть мироздания. Колорит картины подчинён задаче показать движение в пространстве: жёлтый цвет реки приближает её к зрителю, а синий цвет далёких лесов уводит взгляд в глубину. Зеленоватое бездонное небо навевает покой. Всё действие происходит в высших сферах, в умозрительном мире. Зритель невольно включается в этот мир, воспринимая его глубокую, духовную сущность.
Н.К. Рерих сравнивает Прокопия Праведного с индийскими Риши и тибетскими ламами, берущими на себя грехи людей: «В Ладаке впервые мы встретились с замечательным обычаем лам. В ненастную погоду они всходят на вершины и с молитвами разбрасывают маленькие изображения коней в помощь страждущим путникам. Вспомнилось сказание Северной Двины, где Прокопий Праведный за неведомых плавающих молился, сидя на высоком берегу мощной реки. Знаки человеколюбия!»
КНИГА ГОЛУБИНАЯ. 1922
Картина написана на сюжет русского духовного стиха о Голубиной или Глубинной, т.е. хранящей глубинные, сокровенные знания, книге. По легенде Святая книга упала на землю из грозовой тучи. Она была «и не малая, не великая: долины книга сороку сажень, поперечины двадсяти сажень». Сотни христиан от царей и князей до простого люду пришли посмотреть на книгу, но никто не отваживается дотронуться до неё. Только мудрейший царь Давид Евсеевич, приблизился к ней. Она раскрылась, открыв ему слово Божие. Затем и князь Володимир Володимирович подошёл к книге и попросил царя Давида прочесть и объяснить Божьи деяния, чтобы понять, как сотворил он землю, прекрасное солнце, луну, звёзды и прочее. Но мудрый царь ответил, что не может прочесть Святую книгу, потому что она слишком велика.
Он не может удержать её в руках или положить на аналой, но наизусть может прочесть слово Божье: «Земля начала быть по Божьей воле; Прекрасное солнце – лик нашего Господа Иисусу Христа; луна – Его грудь, а многочисленные звёзды – его Божественное одеяние…».
Эпизод на картине представлен так, как легенда повествует о нём. Тёмная грозовая туча нависла над средневековым русским городом, перед собором лежит огромная открытая книга. Около неё стоит седобородый царь, и передаёт мудрость её «православному народу», собравшемуся вокруг великой Книги.
«И голубиная книга с небес упала. И сокровище сверху пришло. И не сразу нашли мудрого для прочтения книги. И разные народы помнят об этих принесённых благовестях». (Н.К. Рерих)
СЕРИЯ «SANCTA»
Серия «Sancta» была написана в 1922 году во время пребывания Н.К. Рериха в Америке.
Вся серия, название которой переводится как «Святые», а сам Николай Константинович предпочитал называть её «Подвижники», состоит из шести картин: «И мы открываем врата», «И мы трудимся», «И мы приносим свет», «И мы не боимся», «И мы продолжаем лов», «И мы видим». В них художник создал обобщённый образ православных монастырских обителей, которые стали духовно-нравственной школой для многих русских людей. Здесь учились жить сообща, в согласии, помогая друг другу в общем труде. Начало православных обителей-общин было положено Водителем и воспитателем русского народа Преподобным Сергием Радонежским, которого Н.К. Рерих называл «Строителем Русской Духовной Культуры».
«Ведь не «сидение на тучах» и не «играние на арфе», и не «гимны неподвижности», но упорный и озарённый труд сужден. Не маг, не учитель под деревом, не складки хитона, но рабочая одежда истинного подвига жизни приведёт к вратам прекрасным. Приведёт в полной находчивости и непобедимости», – писал художник. Монахи в картинах Рериха не просто трудятся в молчании, они в труде священнодействуют: «в этой тишине нисходит истинная мудрость».
Внутри пространства каждой картины серии «Sancta» возникает свой ритм тишины.
И МЫ ОТКРЫВАЕМ ВРАТА. 1922
Картина «И мы открываем врата» является прологом к сюите-серии «Святые». Зритель вводится в близкий и дорогой его сердцу мир Древней Руси и подготавливается к восприятию других полотен, рисующих отдельные сцены из жизни русских подвижников, которые всю свою жизнь проводят в неустанных трудах и заботах на Общее Благо всего человечества, своим трудом призывая к труду и подвигу.
На картине – формы излюбленной старой русской архитектуры, в просвете врат вырисовывается характерный русский пейзаж. Сквозь символические врата на переднем плане картины видна Часовня Сергия. Известно о скромных деревенских церквах Преподобного Сергия, которые явились непобедимым оплотом Руси. Собиратель, объединитель и строитель Руси Преподобный Сергий строил светлые средоточия просвещения, символы устремления в будущее.
Врата делят картину на два композиционных и смысловых плана. Очерчивая грань между земным миром (передний план монастыря, скрытого во мраке) и божественным (фон по другую сторону врат, освещённых восходящим солнцем), художник даёт возможность зрителю почувствовать сам момент прохождения через «святые врата» в мир духа. Открытые врата и пейзаж означают духовное пробуждение и предстоящий путь.
«Никто и ничто не может лишить человека в устремлении к светлому будущему, к открытым вратам Света», – писал Николай Константинович Рерих.
И МЫ ТРУДИМСЯ. 1922
Яркий солнечный свет разлит над холмами на полотне «И мы трудимся». Трое монахов вышли из стен своей обители за водой. Их образы условны, лица почти не различимы. Их трое, но они едины. Едины в своём безмолвном труде, а главное – во внутренней духовной работе, в своей молитве за русскую землю. Оттого и такой свет над стенами монастыря, стоящего на холмах и главами утопающего в золотом солнечном свете.
Этой картиной художник словно напоминает, что истинный смысл жизни понимается и достигается через идеалы, заключённые в наставлениях Святого Сергия, что в образной форме и было передано в серии «Sancta».
«И высятся главы храмов. И всё время идёт внутренняя духовная работа», – писал Николай Константинович о времени Преподобного Сергия.
САМ ВЫШЕЛ. 1922
Картина «Сам вышел» была создана в Америке, где Н.К. Рерих находился с 1920 по 1923 годы, и по своему замыслу и художественному решению примыкает к серии «Sancta», которая явилась художественным отображением заветов, оставленных человечеству подвижником земли Русской Преподобным Сергием Радонежским.
Николая Константиновича связывали с Преподобным Сергием Радонежским прочные узы ученика и Учителя. На полотне «Сам вышел» образ Учителя настолько сокровенен, что художник в названии прямо не упоминает его имя, но каждое чуткое сердце понимает, что «Сам» – это высочайший Святой Руси. А явление высокого духа в нашем плотном мире свидетельствует о щедрой жертвенной помощи Высшего страждущим. О такой помощи писала Е.И. Рерих: «Отойдя в Обитель Света, истинную родину свою, Преподобный не оставил заступничеством своим любимую им паству и Землю Русскую. Неоднократно являлся он кому-либо из братии. Видели его стоящим за всенощным бдением на своём месте, видели благословляющим братию».
Полотно «Сам вышел» проникнуто тёплым золотисто-жёлтым утренним светом. К берегу с мягкими очертаниями холмов пристаёт челн с двумя монахами. Фигура сидящего монаха с поднятой вверх головой предельно напряжена. Второй монах, стоя в челне прямо, как свеча, благоговейно сложил руки в молитве. Время как будто остановилось. Застыла, как зеркало, водная гладь. Люди потрясены: перед ними во всей славе предстаёт Святой. Лучистый свет сферой окутывает бесплотный образ Заступника. Едва намечено Его монашеское одеяние. Великий Подвижник и Скоропомощник Сам вышел к ищущим душам, плывущим по реке Жизни. И они знают – Он поможет духу выйти из потёмок: «Сергий не выдаст».
Между миром земным и миром небесным находится образ Святого Сергия. И как символ небесного храма на вершине холма стоит одноглавая древнерусская белокаменная церковь. Язык религиозных символов в картине «Сам вышел» становится языком общечеловеческих истин, понятных любому народу.
СЕРГИЙ СТРОИТЕЛЬ. 1925
Картина «Сергий Строитель» создана Н.К. Рерихом в Кашмире (Индия) во время Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928). «Сергий, Строитель Общин, – писал в путевом дневнике Николай Константинович, – запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Отказ от митрополичьего сана и ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда; подбор молодых, никому неизвестных сотрудников; простота как наверху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранил большое место».
Важнейшая черта образа Сергия Радонежского – его ежедневный, непрестанный труд, труд равно и физический, и духовный. Из жития Сергия известно, что «он сам носил дрова из лесу и колол их, носил воду из колодезя и ставил ведра у каждой кельи, сам готовил кушанье на всю братию… одним словом, служил всем». Н.К. Рерих писал: «Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовёт нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию…»
Картина художника внешне очень проста, скромна, но всё в ней исполнено высокого символического смысла, как и сама жизнь Святого Сергия. Художник изображает поражавшее своей красотой возвышенное место в дремучем лесу, носившее название Маковица, в 30 верстах от Радонежа. Заснувшей в зимнем уборе русской природе Рерих противопоставляет деятельное горение монаха. На переднем плане изображен крепкий инок, труженик, спокойно и уверенно работающий топором, – таким строителем запечатлелся он в народной памяти.
Невдалеке от Сергия неподвижно сидит медведь, похожий на огромный камень. Е.И. Рерих в своём очерке о Сергии писала: «Однажды Сергий увидел у порога келии своей огромного медведя, ослабевшего от голода. Пожалел его и принёс из келии краюшку хлеба. Мохнатый пришелец мирно съел, и потом часто стал навещать его. Сергий делился с ним скудным запасом своим, и медведь стал ручным; так закалялся Дух Преподобного к предстоящему ему подвигу Воспитателя духа народного и Строителя Земли Русской».
В картине «Сергий Строитель» художник воплотил единство труда физического и духовного, изобразив подвижника, воздвигающего Троицкий монастырь, как символ строительства русской духовной культуры. «Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры. <…> И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его», – писал Николай Константинович.
СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. Эскиз. 1930-е.
Преподобный Сергий Радонежский был особо почитаем в семье Рерихов и являлся высочайшим примером самоотверженной жизни, бескорыстной любви к людям, человеческого подвига и труда во имя Общего Блага. Николай Константинович посвятил ему несколько живописных полотен и литературных очерков. Он писал: «Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».
В эскизе картины нашли отражение наиболее значимые страницы жития русского подвижника. Святой Сергий в монашеском одеянии стоит на высоком холме, держит в руках небольшой белый Храм, символ Руси. На епитрахили изображены три круга – древний знак Троицы. Впервые в русской истории Святой Сергий через идею Троицы показал путь восхождения человеческого духа к горнему миру и проявление его в безграничной любви, человечности, соборности. Ту подлинно духовную силу, которой владел подвижник и которую проявлял в пространстве русской земли, художник делает ощутимой во всём облике Святого Сергия.
За фигурой Сергия Радонежского, получив от него благословение, Дмитрий Донской со своим воинством под знаменем уходит на Куликовскую битву, решившую судьбу Руси.
На картине видны строения Свято-Троицкой обители – первой монастырской обители, созданной Преподобным Сергием со своими учениками. Впоследствии она стала Троице-Сергиевой лаврой, духовно-культурным центром Руси, её сердцем. Святой Сергий считал, что в основе любого строительства должны лежать нравственность, культура. Это отразилось в уставе монастырской жизни, где Преподобный воплощал идею Общины.
На дальнем плане картины занимается над русской землёй светлая заря нового мира, во имя которого жил и творил Преподобный Сергий Радонежский. Его Учение о Троице, Общем Благе, общине, важнейшей роли нравственности и сотрудничества, необходимости труда как средства духовного достижения оказало решающее влияние на подъём национального самосознания. Это сыграло огромную роль в объединении русских земель и укреплении независимости Руси, оказало мощное воздействие на весь ход последующей русской истории и развитие отечественной культуры.
СТРАННИК СВЕТЛОГО ГРАДА. 1933
По равнине, опираясь на посох, идёт человек туда, где между гор сверкают купола храмов и видны белокаменные здания. В этом пронзительно одиноком страннике с его неуклонной устремленностью заключён духовный многослойный образ целого народа, целой беспредельной страны. Чтобы создать именно такой образ, надо было глубоко почувствовать характер русского народа, проникнуть в его суть и извлечь из всего ту единственную Россию, которая, как говорил сам художник, «поверх всех Россий».
Именно в России, и не где-либо ещё, возникло такое духовное явление, как странничество. Оно было широко распространено среди староверов, которые уходили в неведомые земли в поисках «Страны обетованной» или «Светлого Града». На это явление обратил особое внимание и Н.К. Рерих во время своей Центрально-Азиатской экспедиции: «… Идут паломники в Шамбалу, в Беловодье. Никакие пропасти не остановят стремление духа. Знают и Пресвитера Иоанна и Гессар-Хана и Владыку Шамбалы. За белыми горами звонят колокола обителей.
Среди духовных движений, родившихся за последние годы, особенно звучат странники «Светлого Града»».
Светлый Град был символом того Царства Божьего, о котором говорили Христос и его апостолы, символом жертвенного служения всему миру в великом и благородном деле освобождения этого мира от зла и страданий. Светлый Град породил в сознании русского народа идею духовного подвига во имя ближних и дальних своих. «Именно этому великому народу, – писал Н.К. Рерих, – дано и великое слово «подвиг». Ни в одном ином языке нет такого понятия во всей его возвышенности и поступательности. Подвиг дан тому, кто может устремляться во имя общего блага. Русский народ уже много раз доказал своё бескорыстие и потому он удостоен и подвига. В подвиге народ сбережет свои сокровища».
НЫНЕ СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ С НАМИ НЕВИДИМО СЛУЖАТ
(ПАСХАЛЬНАЯ НОЧЬ). 1934
Картина «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат (Пасхальная ночь)» хотя и создана в гималайской долине Кулу в Индии, но тесно связана с темой русской земли и православия, со Святым Сергием Радонежским.
«Воистину, вся жизнь Преподобного могла быть выражена словами: “Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат”», – писала Е.И. Рерих, повествуя о сознательном труде Святого Сергия во имя Светлой Иерархии; о раскрытии его сердца, где устанавливалось постоянное предстояние во имя Высшего; о присутствии на литургии, проводимой Сергием, сослужителей Высших.
Такое же Высшее присутствие Н.К. Рерих показал в своем произведении. На картине под звёздным ночным небом разворачивается обязательное действо пасхального богослужения – крестный ход.
Над распахнутыми вратами храма изображён огромных размеров образ Богоматери с младенцем. Из собора, построенного в традициях псковской школы архитектуры, при свете зажжённых свечей выходят люди. Они движутся единым потоком, несут хоругви и горящие свечи. И их движение сопоставимо с огненной рекой. И огонь свечей будто бы сливается со светом звёзд.
Храм внутри ярко освещён, частички этого света выносит крестный ход. Интенсивность света подчеркнута густыми тенями, в которые погружены постройки переднего плана.
Но не только огонь свечей освещает произведение. Огонь людских сердец, раскрывшихся и вместивших в эту пасхальную ночь понятие Высшего Мира, озаряет всё вокруг и приближает людей к Небу, а Высший Мир к земле.
TERRA SLAVONICA. ЗЕМЛЯ СЛАВЯНСКАЯ. 1943 (?)
В 1943 году, в разгар войны, Н.К. Рерих в Индии повторяет свою провидческую картину «Земля Славянская», сюжет которой восходит к композиции 1931 года. В сюжете картины нет военных событий. Художественный замысел этого произведения связан с будущим.
Седой монах стоит на высокой колокольне. Перед ним расстилаются светлые, неземной красоты дали. С высоты своей он видит Град Светлый как желанную мечту, как прообраз той будущей жизни, где «возгорится славный очаг сотрудничества и строительства» на благо всех народов. В эмоциональном строе полотна звучит тоска художника по Родине, надежда на возвращение и предвидение грядущего братского единения славянских народов, ибо ещё не сложенная на земле «твердыня Союза народов… уже сияет в будущем».
В одном из очерков Н.К. Рерих упоминает о картине «Земля всеславянская» (1931) в связи с состоявшимся 10 августа 1941 г. славянским съездом в Москве. Этот съезд, по мнению художника, стал знаком единения народов в великой битве. Николай Константинович писал о прочных нитях братства, связывающих славянские народы, о возможностях великого сотрудничества, давно заповеданного «под древними дубами на исконных советах славянских». В грозные военные времена Россия объединила всех братьев ратным подвигом, мыслью о лучшем будущем.
Цветовая гамма картины пронзительно ярка и контрастна. К горизонту уходят озаренные солнцем пики светло-розовых гор, а глубокое синее небо – будто полог, на миг приоткрывший пространство мира горнего, высшего, о котором знает в глубинах своих человеческое сердце, рождая мысль о вечном, нерушимом.